Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - руководитель управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Семенюк А.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы Пелевина С.А.,
с участием:
от заявителя ООО "Альтаир" - <..>, <..> (по доверенностям);
от заказчика ПАО "ОДК - Сатурн" - <..> (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" на действия заказчика закупки - ПАО "ОДК - Сатурн" (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169), в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Альтаир" (вх. N 1062 от
11.02.2019 г.) на действия заказчика закупки - ПАО "ОДК - Сатурн" при проведении закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения - 31907511645).
Обжалуемые действия (бездействие) - необоснованный выбор заказчиком неконкурентного способа осуществления закупки.
Представитель ПАО "ОДК - Сатурн" полагает, что жалоба не подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, так как не содержит оснований, предусмотренных частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На заседании Комиссии представитель заказчика предоставил документы, запрошенные уведомлением от 11.02.2019 N 1095/06-07. С доводами, указанными в жалобе не согласился.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках обжалование действий (бездействия) заказчика, в частности, осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Как следует из текста рассматриваемой жалобы, заявитель полагает, что осуществление заказчиком закупки тары по чертежу 409809079Н у единственного поставщика содержит признаки нарушения требования о необходимости соблюдения заказчиком при осуществлении закупки принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является основанием для рассмотрения жалобы ООО "Альтаир" в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
На заседании Комиссии представителем ПАО "ОДК - Сатурн" был заявлен отвод Председателю Комиссии. Представитель ПАО "ОДК - Сатурн" полагает, что Председатель Комиссии Паутов И.Г. ранее находился в непосредственном подчинении у Завьялова М.Ф., замещавшего в период с 12.03.2013 по 20.02.2017 должность заместителя руководителя Ярославсвкого УФАС России, а в рамках рассматриваемой жалобы представляющего интересы ООО "Альтаир".
Как указано выше, жалоба ООО "Альтаир" была принята антимонопольным органом к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Порядок рассмотрения жалоб, установленный данной статьей, не содержит оснований для отвода члена Комиссии и порядка разрешения заявления об отводе. Вместе с тем, статьей 42.2 Закона о защите конкуренции определены основания и порядок отвода члена комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно части 1 указанной статьи член комиссии не может участвовать в производстве по делу о нарушении антимонопольного законодательства и подлежит отводу, если у члена комиссии имеется личная заинтересованность при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов.
Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе, поскольку нахождение в непосредственном подчинении, на которое ссылается представитель заказчика, не свидетельствует о наличии личной заинтересованности у Председателя Комиссии.
Представитель ООО "Альтаир" на заседании Комиссии 15.02.2019 заявил ходатайство об объявлении перерыва в рассмотрении жалобы на действия заказчика закупки - ПАО "ОДК - Сатурн" при проведении закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н в связи с необходимостью ознакомления с материалами, представленными заказчиком на заседание Комиссии во исполнение запроса антимонопольного органа, содержащегося в уведомлении от 11.02.2019 N 1095/06-07. Поскольку данные материалы не были заблаговременно направлены заказчиком в адрес заявителя, Комиссия удовлетворила заявленное ООО "Альтаир" ходатайство и объявила перерыв в рассмотрении жалобы до
9 часов 00 минут 18.02.2019.
На заседании Комиссии, состоявшемся 18.02.2019, представитель заявителя также ходатайствовал об объявлении перерыва в рассмотрении данной жалобы. По мнению представителя ООО "Альтаир", объявленный Комиссией перерыв не позволил надлежащим образом ознакомиться с материалами дела, поскольку в пятницу 15.02.2019 заседание Комиссии завершилось за пределами рабочего времени, а следующее заседание, как указано выше, было назначено на утро понедельника. Вместе с тем, учитывая то, что предоставленные заказчиком материалы состояли из письменных пояснений ПАО "ОДК-Сатурн" по существу рассматриваемой жалобы, которые были переданы заявителю на первом заседании Комиссии 15.02.2019, закупочной документации, размещенной в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок, Единого положения о закупке Государственной корпорации "Ростех", утвержденного наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" 18.03.2015, (далее - ЕПоЗ ГК "Ростех"), размещенного в открытом доступе в сети "Интернет", Комиссия посчитала объявленный перерыв достаточным для реализации прав заявителя на ознакомление с материалами жалобы и отказала в удовлетворении ходатайства ООО "Альтаир".
Представитель ООО "Альтаир" также заявил об отзыве рассматриваемой жалобы в части довода о необоснованном выборе заказчиком неконкурентного способа осуществления закупки, предусмотренного подпунктом 11 пункта 6.6.2 ЕПоЗ ГК "Ростех", в связи с принятием решения об использовании иного способа защиты прав и законных интересов заявителя. Вместе с тем, представителем ООО "Альтаир" на заседании Комиссии были заявлены доводы о неправомерном присоединении заказчика к ЕПоЗ ГК "Ростех", несоответствии ЕПоЗ ГК "Ростех" положениям Закона о закупках, регулирующим основания и порядок проведения закупочных процедур с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, нарушении заказчиком порядка планирования закупок.
Представитель ПАО "ОДК - Сатурн" с вновь заявленными доводами жалобы участника закупки не согласился.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее:
11.02.2019 на официальном сайте zakupki.gov.ru ПАО "ОДК - Сатурн" были размещены извещение N 31907511645 и документация о закупке в порядке, установленном Законом о закупках. Предметом договора, заключаемого по результатам данной закупки, являлась поставка тары по чертежу 409809079Н для упаковки авиационного двигателя Д-30КУ/КП/КУ-154.
Согласно протоколу N 761/009-0165 от 11.02.2019 заказчиком принято решение о проведении закупки у единственного поставщика по основанию, указанному в подпункте 11 пункта 6.6.2 ЕПоЗ ГК "Ростех", а именно, в связи с тем, что по результатам проводимой закупки заключается договор с разработчиком (производителем) продукции, определенным в конструкторской документации на производимое заказчиком изделие.
В отношении довода заявителя о неправомерном присоединении заказчика к
ЕПоЗ ГК "Ростех" Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1.3.1 ЕПоЗ ГК "Ростех" установлено, что присоединение организации корпорации к данному положению осуществляется путем принятия соответствующего решения органом управления организации корпорации, имеющим необходимые полномочия согласно нормам законодательства и учредительным документам.
В соответствии с разделом "Термины и определения" ЕПоЗ ГК "Ростех" организации корпорации - это организации, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения.
Согласно списку аффилированных лиц АО "ОДК" по состоянию на 31.12.2015 к числу лиц, которые имеют возможность влиять на принимаемые АО "ОДК" решения, относится
ГК "Ростех". Аналогичные сведения представлены в списке аффилированных лиц АО "ОДК" по состоянию на 31.12.2018.
Как следует из протокола заседания совета директоров АО "ОДК" от 20.02.2016 N 48 советом директоров данного общества принято решение о присоединении АО "ОДК" к
ЕПоЗ ГК "Ростех" с 01.04.2016 и об обеспечении присоединения к указанному положению о закупках организаций, входящий в структуру холдинговой компании АО "ОДК", и организаций, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит организациям, входящим в структуру холдинговой компании АО "ОДК".
Поскольку согласно списку аффилированных лиц ПАО "ОДК - Сатурн" по состоянию на 31.12.2015 АО "ОДК" принадлежало к группе лиц, к которой принадлежит данное общество, а также осуществляло полномочия его единоличного исполнительного органа, во исполнение вышеуказанного решения совета директоров АО "ОДК" ПАО "ОДК - Сатурн" присоединилось к ЕПоЗ ГК "Ростех" с 01.04.2016, что подтверждается протоколом N 11 заседания совета директоров данного общества от 15.03.2016. В настоящее время АО "ОДК" также включено в список аффилированных лиц ПАО "ОДК - Сатурн".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о правомерности осуществления закупочной деятельности ПАО "ОДК - Сатурн" в соответствии с
ЕПоЗ ГК "Ростех".
Заявитель полагает, что ЕПоЗ ГК "Ростех" не приведено в соответствие с изменениями, внесенными в Закон о закупках Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N 505-ФЗ, в связи с чем согласно пункту 3 статьи 4 указанного Федерального закона ЕПоЗ ГК "Ростех" считается не размещенным в единой информационной системе. Таким образом, по мнению заявителя, на основании части 5.1 статьи 8 Закона о закупках заказчику при проведении оспариваемой закупки надлежало руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно письменным пояснениям и доводам представителя ООО "Альтаир", изложенным на заседании Комиссии, несоответствие ЕПоЗ ГК "Ростех" новой редакции Закона о закупках заключается в следующем: ЕПоЗ ГК "Ростех" не предусматривает такие способы осуществления закупок, как открытый конкурс в электронной форме и открытый аукцион в электронной форме, в то время, как согласно части 2 статьи 3.4 Закона о закупках закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются, в том числе, указанными способами; ЕПоЗ ГК "Ростех" неправомерно расширяет перечень закупок, проводимых с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпунктом 3 пункта 7.1.2 ЕПоЗ ГК "Ростех" установлено, что исключительно в электронной форме конкурентными способами закупки осуществляются закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, довод заявителя о том, что положение о закупках, которым руководствовался заказчик, не предусматривает такие способы осуществления закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, так открытый конкурс в электронной форме и открытый аукцион в электронной форме, является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки: участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства; участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства; в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные выше виды закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства перечислены в пункте 19.16.3 ЕПоЗ ГК "Ростех". Указания на иные закупки в данном пункте ЕПоЗ ГК "Ростех" не содержатся.
Таким образом, Комиссия полагает, что довод заявителя о неправомерном расширении в ЕПоЗ ГК "Ростех" перечня закупок, относимых к закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства, также является необоснованным.
В отношении довода ООО "Альтаир" о нарушении заказчиком порядка планирования закупок Комиссией установлено следующее.
23.01.2019 на официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком был размещен план закупок товаров (работ, услуг) ПАО "ОДК-Сатурн" на 2019 год. Согласно данному плату закупок размещение извещения о закупке тары по чертежу 409809079Н (индивидуальный номер закупки - 1704-2019-02031) было запланировано на 17.01.2019. Однако, как было указано ранее, данное извещение было размещено в единой информационной системе в сфере закупок 11.02.2019.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора. Подпунктом 1 пункта 9.7.3
ЕПоЗ ГК "Ростех" также предусмотрено данное основание корректировки плана закупок.
Вместе с тем, размещенные на официальном сайте zakupki.gov.ru изменения плана закупок ПАО "ОДК-Сатурн" не содержат положений об изменении планируемой даты размещения извещения о проведении оспариваемой закупки.
ООО "Альтаир" полагает, что проведение заказчиком закупки не в соответствии с планом закупок не позволило заявителю надлежащим образом подготовиться к оспариванию данной закупки.
Исходя из смысла действующего законодательства, план закупок предназначен для заблаговременного информирования потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о закупке товаров, работ, услуг с целью надлежащей подготовки к такой закупке участников. Как было указано ранее, извещение о проведении закупки тары по чертежу 409809079Н было размещено в единой информационной системе в сфере закупок позднее запланированной заказчиком даты, следовательно, заявитель был заранее проинформирован о готовящейся закупочной процедуре. В связи с чем Комиссия полагает, что размещение извещения о проведении запланированной заказчиком закупки у единственного поставщика позже указанной в плане закупок даты не влечет нарушения прав заявителя. Кроме того, в связи с неконкурентным способом проведения закупки у заявителя отсутствовала возможность принять в ней участие, а, следовательно, отсутствовала и необходимость осуществлять подготовку к участию в такой закупке.
Таким образом, Комиссией Ярославского УФАС России в действиях ПАО "ОДК-Сатурн" не обнаружено признаков нарушения положений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Альтаир" (вх. N 1062 от 11.02.2019 г.) на действия (бездействие) заказчика закупки - ПАО "ОДК - Сатурн" (ИНН: 7610052644, ОГРН: 1027601106169) при проведении закупки у единственного поставщика на поставку тары по чертежу 409809079Н (номер извещения - 31907511645) необоснованной.
Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 11.02.2019 N 1095/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: И.Г. Паутов
Члены Комиссии:
А.В. Семенюк
С.А. Пелевина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 февраля 2019 г. N 06-07/24-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.02.2019