Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе заместитель руководителя Управления Гудкевич Е.В., рассмотрев материалы по факту распространения рекламы финансовых услуг в социальной сети "ВКонтакте", с признаками нарушения требований Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
Ярославским УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 04 февраля 2019 года выявлен факт распространения в социальной сети "ВКонтакте" рекламы финансовых услуг следующего содержания: "Занимайка | Личный займ бот Займы до 80 000 рублей на 1 год! Без проверок и звонков. Только паспорт! Выдача на карту, кошельки, наличными! Напиши боту и получи деньги за 10 минут!". Данная реклама сопровождается видеороликом, в котором физическое лицо дает отзыв о деятельности "Занимайки" (продолжительность видеоролика 28 секунд).
В силу части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовая форма юридического лица является неотъемлемой частью его наименования.
В рассматриваемой рекламе финансовой услуги по выдаче займов отсутствуют сведения о наименовании (с указанием организационно-правовой формы) юридического лица или данные об индивидуальном предпринимателе, осуществляющих рекламируемую деятельность, что является признаком нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Рассматриваемая реклама содержит сведения о сумме и сроке предоставления рекламируемой финансовой услуги, однако иные условия, влияющие на стоимость займа (процентная ставка, дополнительные расходы заемщика), не указаны, что свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Сведения о полных условиях, влияющих на стоимость финансовой услуги, являются существенной информацией, поскольку необходимы потребителю для принятия осознанного решения о приобретении услуги. Кроме того, в прилагаемом к рассматриваемой рекламе отзыве физического лица содержатся сведения о том, что рекламируемую финансовую услугу предоставляют различные микрофинансовые организации, подбор которых осуществляет "Занимайка". Таким образом, при распространении рассматриваемой рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно лица, которое предоставляет финансовую услугу, а также в силу отсутствия полных условий предоставления финансовой услуги искажается смысл информации, вследствие чего потребитель рекламы не получает соответствующего действительности представления об условиях приобретения финансовой услуги. Указанные факты свидетельствуют о наличии признаков нарушения части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 04-01/08-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицом, участвующим в деле:
- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО "В контакте" (юридический адрес: 191024, г. Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д. 12-14, лит. А, пом. 1-Н).
3. Назначить дело N 04-01/08-19 к рассмотрению на "08" апреля 2019 года в 16 часов 00 минут в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по адресу: г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46, ком. 301.
4. ООО "В контакте" представить в срок до "05" апреля 2019 года следующие надлежащим образом заверенные копии документов и сведения:
- письменные пояснения по факту рассматриваемого нарушения;
- документы на изготовление и распространение рассматриваемой рекламы (договоры на изготовление и распространение, согласованный текст рекламы, платежные документы и т.д.);
- свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ;
- письменные пояснения в случае отсутствия указанных документов.
Документы должны быть заверены печатью и подписью руководителя организации.
Явка представителя ООО "В контакте" (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела N 04-01/08-19), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела N 04-01/08-19 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
Председатель Комиссии Е.В. Гудкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 11 марта 2019 г. N 04-01/08-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.03.2019