Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "___"
Членов Комиссии: "___"
в присутствии:
"___"- представителя заказчика МУП "Брянский городской водоканал", действующей на основании доверенности N 18 от 27.03.2019 года;
"___" - представителя заказчика МУП "Брянский городской водоканал", действующей на основании доверенности N 21 от 27.03.2019 года;
"___"- представителя заказчика МУП "Брянский городской водоканал", действующего на основании доверенности N 24 от 27.03.2019 года;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО "Центр правовой и финансовой охраны";
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Центр правовой и финансовой охраны" на действия заказчика МУП "Брянский городской водоканал" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4"за N 0527300000819000002 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
05.03.2019 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4"за N 0527300000819000002, а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 871 748, 00 рублей.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0527300000819000002 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 26.03.2019 N0527300000819000002-1 на участие в проводимом электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" за N 0527300000819000002 подано 4 заявки, при этом, единой комиссией по осуществлению закупок для нужд МУП "Брянский городской водоканал" принято решение признать соответствующими документации об электронном аукционе за N 0527300000819000002 заявки всех участников проводимого электронного аукциона.
Заявитель ООО "Центр правовой и финансовой охраны" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика МУП "Брянский городской водоканал", сформировавшего документацию об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" за N 0527300000819000002 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:
Во-первых, заказчиком в п. 43 Технического задания "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ", являющегося Приложением N 2 к контракту на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" (далее - Ведомость материалов) показатель размера товара "доски обрезные хвойных пород" установлен не в соответствии с положениями ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения";
Во-вторых, в п. 48 Ведомости материалов в отношении материала "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип А" установлены требования к показателям материала, определить которые возможно исключительно путем проведения соответствующих испытаний;
В-третьих, в п. 34-36 Ведомости материалов заказчиком необоснованно установлены требования к предоставлению сведений в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе за N 0527300000819000002 о вспомогательных товарах, являющихся расходным материалом.
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Довод заявителя об установлении в п. 43 Технического задания "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ", являющегося Приложением N 2 к контракту на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" (далее - Ведомость материалов) показателя размера товара "доски обрезные хвойных пород" не в соответствии с положениями ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" не нашел своего подтверждения Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего:
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, при обозрении, в частности, п. 43 Ведомости материалов установлено, что потребностью заказчика является использование при выполнении работ материала (товара) "доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта" с указанием на следующие значения показателей размеров материала: номинальный размер по толщине, мм 44, номинальный размер по ширине, мм 75 или 100 или 125 или 150. При этом, заказчиком при описании объекта закупки, в частности, при установлении значений показателей материала (товара) "доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, III сорта" использовались положения, действующих ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)", а также ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" в полной мере отражающих потребность заказчика в значении показателей размеров материала, в то время как указанный заявителем ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" содержит исключительно описательную часть определений производства лесопильного.
Кроме того, право выбора ГОСТА, действующего на территории Российской Федерации, которому должны соответствовать показатели характеристик материалов, используемых при выполнении работ, принадлежит заказчику.
2. Довод заявителя о необоснованном установлении заказчиком в разделе 11 Технического задания "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ", являющегося Приложением N 2 к контракту на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" (далее - Ведомость материалов) в п. 48 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип А" требований к показателям материала, используемого при выполнении работ, определить которые возможно исключительно путем проведения соответствующих испытаний не нашел своего подтверждения Комиссией Брянского УФАС России по следующему основанию:
Согласно положениям подраздела 4.2 документации об электронном аукционе за N 0527300000819000002 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" сопровождение товара показателя знаком "*" означает неизменность данного показателя (показатель не имеет конкретного значения)- в этом случае участник в составе своей заявки на участие в аукционе должен указать точно такие же как в позициях Раздела 11 "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ" Технического задания (Приложение N 3 к настоящей документации) диапазонные (не конкретные) значения показателей товара, которые не могут изменяться (конкретизироваться) на основании требований, установленных в технической документации, инструкциях и т.п. изготовителя (производителя) товара, и (или) в соответствии с техническими (функциональными) характеристиками товара.
Так, п. 48 Ведомости материалов предусмотрена потребность заказчика в применении материала (товара) "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип А", при этом наименованием показателя вышеназванного товара является "средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракции щебня и гравия должно быть не более 15 % по массе", однако данное наименование показателя сопровождается знаком "*" что указывает на неизменность такого показателя и необходимость отражения участниками закупки в содержании первой части заявки в полном соответствии с требованиями документации об электронном аукционе за N 0527300000819000002, а также положениями действующего ГОСТ 9128-20123 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
3. Довод заявителя о необоснованном установлении заказчиком в п. 34-36 Технического задания "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ", являющегося Приложением N 2 к контракту на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" (далее - Ведомость материалов) требований к предоставлению сведений в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе за N 0527300000819000002 о вспомогательных товарах, являющихся расходным материалом не нашел своего подтверждения Комиссией Брянского УФАС России по следующему основанию:
В соответствии с положениями п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать, в том числе, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Законодательством о контрактной системе не определено понятие "расходный, вспомогательный материал".
Так, положениями п. 34-36 Ведомости материалов заказчик определил потребность в использовании при выполнении работ товара (материала) "электроды" с различным диаметром, при этом значения показателей такого товара заказчик сформировал в полном соответствии с требованиями действующих ГОСТ 9466-75 (СТ СЭВ 6568-89) "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2, с Поправкой)", а также ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы (с Изменением N 1)" что свидетельствует о соблюдении заказчиком МУП "Брянский городской водоканал" требований положений п. 1 ч. 1 ст. 33, а также ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком МУП "Брянский городской водоканал" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, а также требования ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми определены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе исходя из предмета осуществляемой закупки должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии), поскольку в разработанной заказчиком МУП "Брянский городской водоканал" инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе за N 0527300000819000002 не предусмотрено условие о необязательном указании потенциальными участниками закупки в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе за N 0527300000819000002 показателей материалов (товаров), которые возможно получить исключительно путем проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положениями п. 37 информационной карты документации об электронном аукционе за N 0527300000819000002 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" предусмотрено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (показатели товара, отраженные в Разделе 11 "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ" Технического задания (Приложение N 3 к настоящей документации), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Так, при обозрении п. 11 Технического задания "Ведомость и характеристика материалов, необходимых для выполнения работ", являющегося Приложением N 2 к контракту на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4", установлено, что вышеназванная ведомость материалов содержит следующие требования к материалам (товарам), установить которые возможно исключительно путем проведения соответствующих испытаний, а именно, в частности:
- п. 52 "грунтовка ХС-059 красно-коричневая", а также п. 53 "эмаль ХС-759 белая" ведомости материалов определяет потребность заказчика в следующем значении наименования показателя: внешний вид пленки - "однородная, без морщин, "кратеров", потеков и посторонних включений", при этом, положения п. 4.2 действующего на момент размещения извещения за N 0527300000819000002 ГОСТ 23494-79 "Грунтовка ХС-059, эмали ХС-759, лак-724" предусматривают порядок определения внешнего вида пленки путем проведения соответствующих испытаний на образцах материала.
При этом, положения Закона о контрактной системе не обязывают потенциальных участников закупки при заполнении содержания первой части заявки иметь в наличии материал (товар), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Однако, Комиссией Брянского УФАС России принято решение признать выявленное нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, а также ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, не затрагивающим права и законные интересы потенциальных участников осуществляемой закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" за N 0527300000819000002, поскольку согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 26.03.2019 N0527300000819000002-1 ни одна заявка не признана единой комиссией по осуществлению закупок для нужд МУП "Брянский городской водоканал" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе за N 0527300000819000002 по основанию непредоставления сведений о показателях материалов (товаров), получить которые возможно исключительно путем проведения соответствующих испытаний.
Выявленное в действиях заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Центр правовой и финансовой охраны" на действия заказчика МУП "Брянский городской водоканал" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" за N 0527300000819000002 необоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика МУП "Брянский городской водоканал" нарушения требований п. 2 ч.1 ст. 64, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Поскольку выявленное нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64, а также ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе признано не затрагивающим права и законные интересы потенциальных участников осуществляемой закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Самотечный канализационный коллектор N 3 из железобетонных труб \x{00d8}800-1200 мм в Бежицком районе г. Брянска. Участок от ул. Почтовой до ГКНС-4" за N 0527300000819000002 принято решение предписание по данной закупке не выдавать.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "___"
Члены комиссии "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 27 марта 2019 г. N 032/06/33-426/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.03.2019