Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
"_". - руководителя Управления,
Членов Комиссии:
"_". - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
"_". - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии:
- от Заказчика представителя по доверенности;
- от Заявителя Генеральный директор;
рассмотрев в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "РАТНИК" (ИНН 8901029680) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МАОУ Гимназия города Лабытнанги (ИНН 8902008940) при проведении аукциона в электронной форме на "Оказание услуг по охране имущества и объекта", начальная максимальная цена 632 400 ,00 рублей, (извещение N 31907568524).
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба от Заявителя (вход. 1623 от 07.03.2019) на действия Заказчика.
Предмет закупки: Оказание услуг по охране имущества и объекта.
Дата размещения извещения - 25.02.2019;
Дата и время окончания подачи заявок - 13.03.2019 в 10:00;
Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Заявитель считает незаконными и необоснованными нижеперечисленные требования к Участникам закупки в части необходимости предоставления таких документов как:
- копии ранее полученных лицензий;
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности об отсутствии сведений о нарушениях лицензионных требований и условий, допущенных в течение года;
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности о наличие в частной охранной организации аттестованного персонала, позволяющего осуществлять охрану объектов (в соответствии с уведомлениями) с режимом 2,5 человека на 1 круглосуточный пост охраны;
- справку Исполнителя о заключенных договорах (контрактах) на оказание охранных услуг за последние 5 лет, объектами охраны, где являлись, объекта находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включающую информацию: наименование заказчика, ИНН заказчика, номер и дату договора (контракта), наименование и адрес объекта охраны, срок действия договора (контракта), при условии отсутствия начисленных штрафных санкций;
- копии ПТС и/или договоров аренды транспортных средств или иные документы подтверждающие право владения и пользования транспортными средствами;
- справку Исполнителя с указанием о наличии дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы и копия штатного расписания;
- справку от Исполнителя с указанием о наличии специалиста по обслуживанию технических средств охраны и копия штатного расписания;
- справку Исполнителя о наличии средств связи с документами, подтверждающими их приобретение и бухгалтерский учет и копия соглашения о взаимодействии отдела Росгвардии по ЯНАО с частной охранной организацией в сфере охраны общественного порядка на территории ЯНАО;
- справку Исполнителя о наличии жилетов и шлемов защитных, с документами, подтверждающими их приобретение и бухгалтерский учет;
- нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет.
Заказчиком были предоставлены возражения, в котором с доводами Заявителей не согласен, просил в удовлетворении жалобы отказать полностью.
В своих возражениях Заказчик сообщает следящее:
Указанного заявителем в жалобе основание для обжалования документации о закупке не предусмотрено ч. 10 ст. 3 Закона 223, следовательно, жалоба не подлежит рассмотрению, а если рассматривается, то должна быть признана не обоснованной, данный довод основан на п. 17 обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018.
Пунктом 6 Постановления Губернатора ЯНАО от 17.05.2018 N 57-ПГ "Об антитеррористической комиссии в Ямало-Ненецком автономном округе" предусмотрено, что решения антитеррористической комиссии в Ямало-Ненецком автономном округе, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе, организациями, должностными лицами и гражданами.
Пунктом 3.10 Протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 27.04.2018 N 2 (далее - Протокол) утверждены Критерии оказания охранных услуг частными охранными организациями, обеспечивающие надлежащий уровень безопасности и физической охраны объектов, в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности (далее - Критерии).
Абзацем 2 Критерий предусмотрено, при подготовке к проведению торгов на оказание охранных услуг частные охранные организации обязаны предоставлять документы, необходимые для осуществления частной охранной деятельности (лицензия на осуществление частной охранной деятельности, разрешение на хранение и использование служебного оружия, наличие в штате квалифицированных работников, транспортных средств и т.д.).
Абзацем 4 Критерий предусмотрено, в целях недопущения оказания охранных услуг организациями, не имеющими необходимых правомочий по осуществлению охраны объектов, в отношении которых установлены обязательные требования по антитеррористической защищенности, при формировании документации для проведения закупки на оказание услуг по охране указанных объектов, необходимо руководствоваться следующими критериями, обеспечивающими надлежащий уровень оказания охранных услуг:
- наличие действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности с видами охранных услуг, предусмотренных ч. 5 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1;
- территориальные возможности оказания услуг частной охранной организацией;
- нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет;
- наличие (отсутствие) сведений о нарушениях лицензионных требований и условий, допущенных в течение года;
- наличие (отсутствие) в частной охранной организации аттестованного персонала, позволяющего осуществлять охрану объектов (в соответствии с уведомлениями) с режимом 2,5 человека на 1 круглосуточный пост охраны;
- наличие положительного опыта по оказанию охранных услуг (наличие сведений о количестве и видах охраняемых объектах);
- наличие служебного огнестрельного оружия и специальных средств;
- наличие транспортных средств;
- наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
- наличие специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
- наличие у работников, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующей дежурной частью органов внутренних дел;
- использование работниками при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
За неисполнение решение антитеррористической комиссии ЯНАО предусмотрена административная ответственность в соответствии с ст. 5.7 Закона ЯНАО от 16.12.2004 N 81-ЗАО "Об административных правонарушениях".
С целью исполнения Протокола, Администрацией города Лабытнанги совместно с Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЯНАО были уточнены критерии, обеспечивающие надлежащий уровень оказания охранных услуг, в части перечня документов подтверждающие соответствия охранной организации критериям установленным Протоколом.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения Заказчика, устные пояснения представителей Заказчика и Заявителя, представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Таким образом, Аукцион проводится в соответствии с Законом N 223, следовательно, жалоба на действия Заказчика, подлежит рассмотрению по правилам, установленным ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 13. ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Закона о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением "о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАОУ Гимназия города Лабытнанги", разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и утверждено наблюдательным советом муниципального автономного учреждения Протокол от "25" декабря 2018 г. N 26 (далее - Положение о закупке). Положение о закупке, в соответствии с нормами действующего законодательства, размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Относительно довода Заказчика об отсутствии оснований у антимонопольного органа оснований для принятия жалобы Заявителя Комиссия отмечает следующее.
В п. 17 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указанно, что в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ) обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган осуществляется, в том числе, по основанию проведения закупки с нарушением требований Закона о закупках.
Следовательно, при рассмотрении жалоб, поданных 31.12.2017 и позднее, антимонопольный орган вправе выносить решения и предписания, необходимые для восстановления прав участников закупки, в частности, если права участников нарушены несоблюдением заказчиком требований к информационной открытости закупки, установлением неизмеряемых требований к участникам закупки, необоснованным ограничением конкуренции и несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
При этом необходимо учитывать, что, согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках (в редакции Закона N 505-ФЗ), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требований влекущие к необоснованному ограничению конкуренции, несоблюдением принципа равенства по отношению к участникам закупки, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
Таким образом, позиция Заказчика о том, что у антимонопольного органа не имелось оснований для принятия и рассмотрения по существу жалобы ООО ЧОО "Ратник" является необоснованной.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно п. 15.11.2 Положения о закупке Аукционная заявка подается по форме, установленной в документации о закупке, должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки, а также следующую информацию и документы:
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона;
10) документы (их копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям аукционной документации и законодательства РФ к лицам, которые осуществляют поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (лицензия, выписка из СРО и т.п.);
11) документы (их копии), подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям законодательства РФ к таким товарам, работам, услугам, если законодательством РФ установлены требования к ним и представление указанных документов предусмотрено конкурсной документацией. Исключение составляют документы, которые согласно гражданскому законодательству могут быть представлены только вместе с товаром;
15) другие документы в соответствии с требованиями настоящего Положения и аукционной документации.
В пп. 15 п. 8 Извещение о проведении аукциона в электронной форме установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме: на основании протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 27.04.2018 N 2 Исполнитель предоставляет Заказчику документы, подтверждающие соответствие требованию, установленным в пункте 1 раздела 10 настоящего Извещения:
- копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности;
- справку Исполнителя о наличии возможности оказания услуг частной охранной деятельности на территории муниципального образования город Лабытнанги;
- копии ранее полученных лицензий;
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности об отсутствии сведений о нарушениях лицензионных требований и условий, допущенных в течение года;
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности о наличие в частной охранной организации аттестованного персонала, позволяющего осуществлять охрану объектов (в соответствии с уведомлениями) с режимом 2,5 человека на 1 круглосуточный пост охраны;
- справку Исполнителя о заключенных договорах (контрактах) на оказание охранных услуг за последние 5 лет, объектами охраны, где являлись, объекта находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включающую информацию: наименование заказчика, ИНН заказчика, номер и дату договора (контракта), наименование и адрес объекта охраны, срок действия договора (контракта), при условии отсутствия начисленных штрафных санкций;
- копию разрешения на хранение и использование оружия, с приложением к разрешению списка номерного учета оружия, выданного ЦЛРР Управления Росгвардии и справку Исполнителя о наличии специальных средств и документы, подтверждающие их приобретение и бухгалтерский учет;
- копии ПТС и/или договоров аренды транспортных средств или иные документы подтверждающие право владения и пользования транспортными средствами;
- справку Исполнителя с указанием о наличии дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы и копия штатного расписания;
- справку от Исполнителя с указанием о наличии специалиста по обслуживанию технических средств охраны и копия штатного расписания;
- справку Исполнителя о наличии средств связи с документами, подтверждающими их приобретение и бухгалтерский учет и копия соглашения о взаимодействии отдела Росгвардии по ЯНАО с частной охранной организацией в сфере охраны общественного порядка на территории ЯНАО;
- справку Исполнителя о наличии жилетов и шлемов защитных, с документами, подтверждающими их приобретение и бухгалтерский учет;
- нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99) установлено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 99 соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 32 статьи 12 Закона N 99 частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 8 Закона N 99 установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" Войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: выдавать при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензии на осуществление частной охранной деятельности или частной детективной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса удостоверения частного охранника и удостоверения частного детектива; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В ст. 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено что:
Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Пунктом 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение), установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются:
а) наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее - лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
б) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
д) соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее 1 года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
Таким образом, наличие транспортных средств, дежурного подразделения с круглосуточным режимом, специалиста по обслуживанию технических средств охраны, средств связи, жилетов и шлемов защитных входил в лицензионные требование.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг, перечень которых является исчерпывающим и расширенном толкованию не подлежит:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на частную охранную деятельность", утв. Приказом МВД России от 29.09.2011 N 1039), лицензия предоставляется на право оказания охранных услуг, указанных в приложении. В приложении к лицензии, которое является неотъемлемой ее частью, указывается перечень разрешенных видов услуг. Следовательно, если в таком перечне разрешение на оказываемую услугу отсутствует, то охранное предприятие не имеет права оказывать такую услугу.
С момента получения лицензии, лицо получает право на осуществление охранной деятельности в соответствии с приложением по видам деятельности. Для оказания подобного вида услуг необходимо получение лицензии, каких либо других условий Законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Также действующим законодательством Российской Федерации не установлено обязанность частным охранным организациям иметь в наличии копии ранее полученных лицензий.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В этой связи необходимо учитывать, что реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из Аукционной документации, а именно пп. 15 п. 8 Извещение о проведении аукциона в электронной форме участник закупки обязан представить:
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности об отсутствии сведений о нарушениях лицензионных требований и условий, допущенных в течение года;
- справку подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности о наличие в частной охранной организации аттестованного персонала, позволяющего осуществлять охрану объектов (в соответствии с уведомлениями) с режимом 2,5 человека на 1 круглосуточный пост охраны;
- справку Исполнителя о заключенных договорах (контрактах) на оказание охранных услуг за последние 5 лет, объектами охраны, где являлись, объекта находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включающую информацию: наименование заказчика, ИНН заказчика, номер и дату договора (контракта), наименование и адрес объекта охраны, срок действия договора (контракта), при условии отсутствия начисленных штрафных санкций.
В пп. 1 п. 10 Извещение о проведении аукциона в электронной форме Заказчиком в том числе установлено требование:
- нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет
В рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет соответствие участников Аукциона требованиям аукционной документации и в случае несоответствия участника Аукциона данным требованиям отклоняет заявку.
Комиссия считает, что установление данных требований на отборочной стадии влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку остальные участники, не имеющие вышеперечисленные справки, объективно лишены возможности принять участие в Аукционе.
Указывая на наличие у Заказчика права по самостоятельному определению требований к участнику закупочной процедуры, Заказчиком не учтено, что реализация данного права не должна осуществляться произвольно и способствовать ограничению конкуренции.
Отсутствие у участников фактов выполнения работ по предмету закупки, справок подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа и нахождение организации на рынке охранных услуг менее 5 лет не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона, следовательно, установление в Документации требования о наличии опыта выполнения работ по предмету Аукциона, справок подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа и нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет ограничивает количество участников закупки.
При этом закон допускает включение данных требований в виде критерия оценки участников торгов.
Однако Заказчику необходимо учитывать правовую позицию изложенной в п. 4 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.
Поэтому Комиссия оценив Положение о проведении мероприятий по закупке товаров, работ, услуг для нужд Заказчика, Положение по организации защиты объектов Заказчика, аукционной документацию, приходит к выводу, что требование о наличии опыта выполнения работ по предмету Аукциона, справок подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа и нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет, нигде не закреплено, что в свою очередь приводит к дискриминации и ограничению, соответственно препятствует в участии в процедуре закупки охранным организациям не имеющих опыта работы и справки подразделения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа, но соответствующих всем лицензионным требованиям.
Комиссия считает необоснованным довод Заказчика, в части ссылки на Пункт 3.10 Протокола совместного заседания антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Ямало-Ненецком автономном округе от 27.04.2018 N 2 (далее - Протокол), в котором утверждены Критерии оказания охранных услуг частными охранными организациями, обеспечивающие надлежащий уровень безопасности и физической охраны объектов, в отношении которых установлены требования к антитеррористической защищенности (далее - Критерии), на основании следующего.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под законами имеются в виду федеральные законы.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закреплено право юридического лица, получившего лицензию, осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Требование о предоставлении справок и нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет вытекают из Протокола которое не является федеральным законам.
Общие антимонопольные требования к торгам содержаться в Законе о защите конкуренции, статьей 17 которого предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. Запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Установление требований о предоставлении справок и нахождение организации на рынке охранных услуг не менее 5 лет является ограничением конкуренции, поскольку эти действия не только ограничивают, но и пресекают выход на рынок вновь созданным предприятиям, даже в том случае, если они обладают соответствующей производственной базой и производственными мощностями, квалифицированным персоналом и материальными ресурсами.
Учитывая, что указанные требования к участникам не обоснованы федеральными законами и нормативно правовыми актами, Комиссия пришла к выводу о том, что установление данных условий ведет к ограничению доступа к участию в Аукционе, сокращает число потенциальных участников, что ведет к ограничению конкуренции.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование в Документации вышеперечисленные требования, нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексам Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая выявленные нарушения со стороны Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "РАТНИК" (ИНН 8901029680) на действия Заказчика - МАОУ Гимназия города Лабытнанги (ИНН 8902008940) при проведении аукциона в электронной форме на "Оказание услуг по охране имущества и объекта", начальная максимальная цена 632 400 ,00 рублей, (извещение N 31907568524), обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
3) Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.03.2019