Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_.>;
Члены Комиссии: <_.>; <_.>;
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Новая Линия" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель; ООО "Новая Линия"); при участии представителя Администрации муниципального образования "Баяндаевский район" Иркутской области (далее - заказчик) - <_.> (доверенность), рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе "Этап строительства спортивного зала в с. Нагалык Баяндаевского района Иркутской области", извещение N0134300007919000004 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 07 марта 2019 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что заказчиком, в нарушение требований Федерального закона N44-ФЗ в аукционной документации установлены излишние требования к химическому составу, компонентам товара и результатам его испытаний, что вводит участников закупки в заблуждение и делает невозможным заполнить заявку с указанием характеристик товара.
Заказчиком, представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 22 февраля 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0134300007919000004, а также документация об электронном аукционе "Этап строительства спортивного зала в с. Нагалык Баяндаевского района Иркутской области" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 41 342 700 рублей 00 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены в статье 64 Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статья 33 Федерального закона N44-ФЗ закрепляет правила описания объекта закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ).
При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
Вместе с тем такое описание должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ не предусматривает безусловной обязанности заказчика воспроизвести в документации о закупке в отношении закупаемого (используемого) товара все установленные в технических регламентах, стандартах и иных нормативных актах в сфере технического регулирования показатели независимо от значения их для заказчика и результатов работ.
Исходя из статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Положения статьи 6 Федерального закона N44-ФЗ устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены заказчиком в приложении N1 "Требования к показателям основных материалов, используемых при выполнении работ" к документации об электронном аукционе.
Так, в отношении позиции N1 "Раствор готовый кладочный тяжелый соответствовать требованиям ГОСТ 28013-98" заказчиком предъявляются следующие требования:
Марка по подвижности от Пк 1 до Пк 4 - "Необходимо показать конкретное значение показателя"; Норма подвижности по погружению конуса, см: от, св. 1 до 14 - "Необходимо показать конкретное значение показателя".
В соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" установлены следующие нормы подвижности по погружению конуса для марки подвижности Пк:
- для Пк1: от 1 см до 4 см включительно;
- для Пк2: свыше 4 см до 8 см включительно;
- для Пк3: свыше 8 см до 12 см включительно;
- для Пк4: свыше 12 см до 14 см включительно.
Таким образом, заказчик указывает требования к марке по подвижности растворов, а затем требует указать нормируемые испытательные значения по погружению конуса для этих марок.
Требования к маркам по подвижности является агрегирующим показателем, который определяет нормы по погружению конуса, следовательно, требование к их указанию является избыточным.
При этом, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки по указанной позиции необходимо указать конкретный показатель материала, используемый при выполнении работ.
Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товара указать конкретный показатель.
Помимо этого, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что согласно пункту 4.3 ГОСТ 28013-98 норма подвижности по погружению конуса зависит от марки подвижности Пк. Таким образом, заказчику становится заведомо известно значения показателя "Норма подвижности по погружению конуса" при указании в заявке марки подвижности.
Также, заказчиком установлены следующие требования в отношении позиции N17 "Щебень из природного камня для строительных работ" Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы: % по массе, требуется до 10; св. 10 до 50 включительно - "Необходимо показать конкретное значение показателя".
Пунктом 4.3.2 ГОСТ 8267-93, щебень в зависимости от содержания зерен пластинчатой и игловатой формы подразделяют на пять групп, которые должны соответствовать указанным в таблице 2.
Группа щебня |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы |
1 2 3 4 5 |
До 10 включ. Св. 10 до 15 "15" 25 "25" 35 "35" 50 |
Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8267-93 для проверки соответствия качества щебня (гравия) требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания. Приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии. При приемочном контроле определяют, в том числе, содержание пылевидных и глинистых частиц.
При этом, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки по указанной позиции необходимо указать конкретный показатель материала, используемый при выполнении работ.
Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товара указать конкретный показатель.
В отношении позиции N31 "Бетон тяжелый. Должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633-2015" заказчиком предъявляются следующие требования: Песок должен быть крупный; средний; мелкий. Модуль крупности: св. 1,5 до 3. Пески не должны содержать посторонних засоряющих примесей - "Необходимо показать конкретное значение показателя".
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 Каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Повышенной крупности |
Св. 3,0 до 3,5 |
Крупный |
" 2,5 до 3,0 |
Средний |
" 2,0 " 2,5 |
Мелкий |
" 1,5 " 2,0 |
Очень мелкий |
" 1,0 " 1,5 |
Тонкий |
" 0,7 " 1,0 |
Очень тонкий |
До 0,7 |
Таким образом, согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 8736-2014 каждую группу песка характеризуют значением модуля крупности Мк, указанным в таблице 1 ГОСТ 8736-2014. Таким образом, заказчику становится заведомо известно значения показателя "модуль крупности" при указании в заявке группы песка.
При этом, пунктом 5.3 ГОСТ 8736-2014 установлен порядок и периодичность проведения приемочного контроля и периодических испытаний.
Согласно пункту 5.3 ГОСТ 8736-2014 приемочный контроль на предприятии-изготовителе проводят ежесуточно путем испытания объединенной сменной пробы песков, отобранной в соответствии с ГОСТ 8735-88. При приемочной комиссии, в том числе определяется зерновой состав.
Вместе с тем, из положений ГОСТ 8736-2014 следует, что "Модуль крупности Мк" является диапазонным показателем.
При этом, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки по указанной позиции необходимо указать конкретный показатель материала, используемый при выполнении работ.
Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товара указать конкретный показатель.
Кроме того, представителем заказчика при рассмотрении жалобы не была обоснована потребность заказчика в указание соответствующих характеристиках товара. Более того, представитель заказчика не смог пояснить, каким образом будет осуществляться проверка характеристик вышеуказанных материалов при выполнении подрядчиком работ по контракту. Документы, подтверждающие возможность такой проверки, представителем также не представлены.
Таким образом, установленные заказчиком в приложении N1 к аукционной документации требования к показателям не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Новая линия" обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6.Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_.> |
Члены комиссии |
<_.> |
|
<_.>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 марта 2019 г. N 2-57-151/38--19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.03.2019