Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
-зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Дунина А.А |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
в отсутствие представителей подателя жалобы-индивидуального предпринимателя Семенова Александра Сергеевича (далее - ИП Семенова А.С.)-на заседание Комиссии не явились, уведомлен надлежащим образом,
в присутствии представителязаказчика - федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский государственный ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт метрологии" (далее - ФГУП "СНИИМ")-"_"(по доверенности),
рассмотрев жалобу ИП Семенова А.С. на действия ФГУП "СНИИМ" при проведении электронного аукциона на поставку компьютера в сборке (извещение N 0551100000319000015), начальная (максимальная) цена контракта96 356 руб. 66 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ИП Семенов А.С. с жалобой на действия ФГУП "СНИИМ" при проведении электронного аукциона на поставку компьютера в сборке.
Суть жалобы ИП Семенова А.С. заключается в следующем.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения для целейосуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр российского ПО) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в Реестр российского ПО и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В указанных случаях заказчик должен подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что и было сделано заказчиком.
Заказчиком в разделе 5 "Описания объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к программному обеспечению (операционной системе): "Программное обеспечение Microsoft Windows Professional 10 32-bit/64-bit Russian" без указания на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, фактическое отсутствие в установленных заказчиком требованиях к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам закупаемой операционной системы позволяет сделать вывод о том, что обоснование подготовлено заказчиком с целью исключить возможность закупки операционной системы, включенной в Реестр российского ПО.
На жалобу ИП Семенова А.С. от заказчика поступили следующие возражения.
В разделе 17 документации об электронном аукционеприложено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в котором в описании требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам объекта указано, что программное обеспечение должно быть совместимо с существующей системой электронного документооборота Новосибирской области, а также в субъектах Российской Федерации по профилю деятельности предприятия.
ФГУП "СНИИМ" осуществляет свою деятельность в области обеспечения единства измерений, в том числе, весь электронный документооборот ведется строго в соответствии с утвержденными инструкциями и руководствами Федеральной государственной информационной системы Росстандарта (ФГИС "АРШИН") и Федеральной государственной информационной системой Росаккредитации (ФГИС Росаккредитации).
Так, согласно инструкции ФГИС Росаккредитации рабочие компьютеры работников ФГУП "СНИИМ" должны отвечать следующим требованиям, а именно, на рабочих станциях (компьютерах) должно быть установлено:
- Microsoft Office 2010 или выше;
- Установленный криптопровайдер (КриптоПро CSP 3.6 или выше, ViPNet CSP 3.2. Signal-Com CSP или выше, eToken ГОСТ, Рутокен);
Установленный криптоплагин для веб-браузера и другие требования.
Согласно руководству ФГИС Росстандарта установлены следующие требования к программному обеспечению, установленному на компьютерах:
- операционная система Windows 7 или выше;
- пакет программ Microsoft Office версии 2010 и выше и другие требования.
Заказчик указал, что все методы измерений, испытаний, диагностика приборов и оборудования осуществляется на предприятии в операционной системе Microsoft Windows. Во всех имеющихся и используемых для работы приборах установлено ПО Microsoft Windows, например в таких как, анализатор качества электроэнергии FLUKE-434-II производства FlukeCorporation, регистратор качества напряжения VR1710 производства FlukeCorporation, осциллограф цифровой Tektronix MDO3032, Калибратор-осциллограф Tektronix MDO3032, вольтметр высокочастотный с комплектом принадлежностейBoonton9242 с пробником Boonton 95206302А.
Перечисленное оборудование уникальное и несовместимо с программными продуктами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин.
Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П. 2 Постановления Правительства РФ N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в единомреестр российского программного обеспечения и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, Постановлением Правительства РФ N 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также требования к содержанию такого обоснования. Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России установлено, что в разделе 17 документации об электронном аукционе приложено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, чтоодним из профилей деятельности заказчика относится деятельность предприятия в области обеспечения единства измерений государственных эталонов. Деятельность предприятия осуществляется в соответствии с установленными требованиями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной службы Росаккредитации.
Так, согласно инструкции ФГИС Росаккредитации рабочие компьютеры работников ФГУП "СНИИМ" должны отвечать следующим требованиям, а именно, на рабочих станциях (компьютерах) должно быть установлено:
- Microsoft Office 2010 или выше;
- Установленный криптопровайдер (КриптоПро CSP 3.6 или выше, ViPNet CSP 3.2. Signal-Com CSP или выше, eToken ГОСТ, Рутокен);
Установленный криптоплагин для веб-браузера и другие требования.
Согласно руководству ФГИС Росстандарта установлены следующие требования к программному обеспечению, установленному на компьютерах:
- операционная система Windows 7 или выше;
- пакет программ Microsoft Office версии 2010 и выше и другие требования.
На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика заявила, что в настоящее время на рынке программного обеспечения не представляется возможным купить операционные системы Windows 7, 8, поэтому заказчик установил требование о поставке компьютера с программным обеспечением MicrosoftWindows Professional 10 32-bit/64-bit Russian.
Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что размещенное в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд соответствует порядку обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденномуПостановлениемПравительства РФ N 1236.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе заказчик при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом, в разделе 5 "Описания объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к программному обеспечению (операционной системе): "Программное обеспечение Microsoft Windows Professional 10 32-bit/64-bit Russian", то есть заказчик указал товарный знак, без сопровождения такого указания словами "или эквивалент".
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контактной системе.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в разделе 11 документации об электронном аукционе установлена инструкция по заполнению первой части заявки. В том числе, указанная инструкция содержитследующее: "Участник закупки обязательно указывает год изготовления аккумуляторных батарей", при этом, описание объекта закупки не содержит позиций "аккумуляторные батареи".
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил требования ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуИП Семенова А.С. на действия ФГУП "Сибирский государственный ордена трудового красного знамени научно-исследовательский институт метрологии" при проведении электронного аукциона на поставку компьютера в сборкенеобоснованной.
Признать заказчика нарушившим требования ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчику и аукционной комиссии заказчика выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 12 марта 2019 г. N 054/06/33-338/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.03.2019