Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 21.03.2016 N 38, от 26.03.2019 N 31 в составе:
Председателя Комиссии:
<_>;
<_>;
<_>;
в присутствии представителей заявителя - индивидуального предпринимателя <_> (лично), <_>, представителя по доверенности от 25.03.2019,
от заказчика - акционерного общества "5 арсенал" - <_>, представителя по доверенности от 21.02.2019,
от заинтересованного лица - ООО "Миратон" - <_>, представителя по доверенности от 22.02.2019,
рассмотрев жалобу ИП <_> на действия комиссии заказчика - АО "5 Арсенал" при проведении запроса предложений в электронной форме на ремонт корпуса N 8, стрелкового тира цеха N 16 (изв. N 31907572404), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 18.03.2019 поступила жалоба ИП <_> на действия комиссии заказчика - АО "5 Арсенал" при проведении запроса предложений в электронной форме на ремонт корпуса N 8, стрелкового тира цеха N 16 (изв. N 31907572404).
В жалобе ИП <_> указывает, что ею подана заявка на участие в запросе предложений в электронной форме. При этом по итогам рассмотрения заявок комиссия заказчика признала заявку несоответствующей установленным требованиям, указав, что согласие (декларация) участника процедуры не соответствует требованиям пункта 13 Информационной карты закупочной документации, в соответствии с пунктом 4.14.9 (4) закупочной документации заявка отклонена.
Заявитель указывает, что в протоколе не указано какие именно положения согласия (декларации) не соответствуют требованиям документации. Указывает, что заявка подана в полном соответствии с требованиями закупочной документации.
В заседании Комиссии ИП <_> и ее представитель поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, предоставили пояснения к жалобе, просил признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Представитель заказчика - АО "5 Арсенал" нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении запроса предложений не признал, указав, что заявка ИП <_> содержала неконкретные характеристики в отношении товаров, подлежащих к использованию при выполнении договора. Просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым положением о закупке государственной корпорации "Ростех", утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (Протокол от 18 марта 2015 г. N 2) (далее - Положение).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно пунктам 2,9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Порядок осуществления конкурентной закупки установлен статьей 3.2 Закона о закупках.
Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 3.2 Закона о закупках).
Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).
Протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения: результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе: оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение (подпункт "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках).
Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 22 статьи 3.2 Закона о закупках).
При проведении запроса предложений извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса (часть 23 статьи 3.2 Закона о закупках).
25.02.2019 АО "5 Арсенал" разместило на официальном сайте извещение N 31907572404 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на ремонт корпуса N 8, стрелкового тира цеха N 16. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 2 982 796, 92 руб.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам от 12.03.2019 N 1193-2019-00041-1 на участие запросе предложений поступило шесть заявок, в т.ч. от ИП Григорьевой О.Ю.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.03.2019 N 1193-2019-00041-2 заявка ИП <_> признана несоответствующей установленным требованиям.
В качестве основания для отклонения заявки ИП <_> указано: согласие (декларация) участника процедуры не соответствует требованиям пункта 13 Информационной карты закупочной документации, в соответствии с пунктом 4.14.9 (4) закупочной документации заявка отклонена.
В соответствии с пунктом 4.6.1 Общей части документации описание продукции должно быть подготовлено участником процедуры закупки в соответствии с требованиями пункта 13 информационной карты.
При описании продукции участником процедуры закупки должны указываться точные, конкретные, однозначно трактуемые и не допускающие двусмысленного толкования показатели, за исключением случаев, когда допускается представление описания в ином порядке в соответствии с требованиями к продукции (разд. 9) и подразделом 7.3 (пункт 4.6.3 Общей части документации).
Нарушение участником процедуры закупки требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом и п. 13 информационной карты, является основанием для отказа в допуске к участию в закупке (пункт 4.6.6 Общей части документации).
Пунктом 13 Информационной карты установлено требования к описанию продукции: согласие (декларация) участника процедуры закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на условиях, указанных в документации о закупке, без направления участником процедуры закупки собственных предложений - по форме Технического предложения, установленной в подразделе 7.3.
При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что подраздел 7.3 документации содержит форму "Декларация о соответствии критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (форма 1)", а не форму "Технического предложения", как указано в пункте 4.6.3 Общей части документации и в пункте 13 Информационной карты документации.
Форма "Техническое предложение" установлена подразделом 7.2 документации и содержит следующую "Декларацию соответствия":
Настоящим мы подтверждаем, что изучили Требования к продукции и согласны поставить товар / выполнить работы / оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в разделе 9 документации о закупке.
Настоящим заявляем (декларируем), что страной происхождения товара является:
N |
Наименование каждой единицы поставляемого товара |
Наименование страны происхождения поставляемых товаров (по каждой единице товара) |
1. |
|
|
_ |
|
|
Таким образом, указанная Декларация соответствия предполагает выражение участником закупки согласия на выполнение работ в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 9 документации о закупке, и указание наименования страны происхождения товара в отношении перечня товаров, сформированного заказчиком.
Согласно разделу 9 документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения N2 к документации о закупке (файл под названием "техническое задание").
При этом файл "техническое задание" содержит наименование работ и затрат.
Требования к техническим характеристикам товара (материалов) по ремонту корпуса N8, стрелкового тира цеха N16 на предприятии АО "5 арсенал", заказчиком сформулированы в отдельном файле - "Требования к материалам тир".
Файл "Требования к материалам тир" содержит требования по трем товарным позициям: Дверь металлическая, Вентилятор, Воздуховоды. Технических требований к иным товарам документация не содержит.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что ИП <_> в составе заявки указаны конкретные характеристики в отношении Двери металлической, Вентилятора, Воздуховода, а также указана страна происхождения данных товаров.
Кроме того, заявка ИП <_> содержит согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 9 документации о закупке.
Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем выполнении ИП <_> требований закупочной документации к описанию продукции.
Наряду с изложенным, в техническом предложении заявки ИП <_> в графе "Предложения к техническим характеристикам товара (материала)" таблицы содержится слово "Заказчик", что, по мнению представителя АО "5 арсенал", является основанием для отклонения заявки.
Однако Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что наличие слова "Заказчик" в наименовании графы таблицы с техническими характеристиками товара в заявке участника закупки является воспроизведением наименования аналогичной графы, указанной заказчиком в файле "Требования к материалам тир", и не препятствует закупочной комиссии однозначно определить, что в указанной таблице содержится предложение участника закупки - ИП <_> Указанная техническая ошибка не свидетельствует о наличии в составе заявки не однозначно трактуемых и допускающих двусмысленное толкование показателей.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ИП <_> отклонена закупочной комиссией необоснованно и с нарушением порядка рассмотрения заявок, установленного закупочной документацией. Указанное свидетельствует о наличии в действиях закупочной комиссии нарушения части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, в нарушение требований подпункта "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол рассмотрения заявок от 13.03.2019 N 1193-2019-00041-2 не содержит надлежащего обоснования причин отклонения заявки ИП <_>, поскольку из протокола не представляется возможным установить какие именно конкретные положения заявки противоречат требованиям закупочной документации.
Относительно неверного номера подраздела "Техническое предложение", указанного в пункте 4.6.3 Общей части документации и в пункте 13 Информационной карты документации, Комиссия отмечает, что эта техническая ошибка не препятствовала восприятию закупочной документации и формированию заявки на участие в запросе предложений.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ИП <_> обоснованной, и о признании в действиях закупочной комиссии нарушения части 6 статьи 3 и подпункт "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Закона о закупках.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_> обоснованной.
Признать закупочную комиссию заказчика - акционерного общества "5 арсенал" нарушившей часть 6 статьи 3, подпункт "б" пункта 5 части 14 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать заказчику - акционерному обществу "5 арсенал", закупочной комиссии заказчика - акционерного общества "5 арсенал" предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 26 марта 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.03.2019