Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПРОЮГ.РУ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Отрадненский район (далее - Заказчик) при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" электронного аукциона: "Строительство туалета по адресу: ст. Отрадная, ул. Первомайская, 24" (извещение N 0818600006119000012) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчик не дал ответ на запрос о разъяснении аукционной документации. Инструкция по заполнению заявки не позволяет заполнить заявку по позициям 39, 14, 15, 16. По позициям 12, 33, 42 установлены показатели, противоречащие ГОСТ. В позиции 41 установлен недействующий ГОСТ.
Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" проводился электронный аукцион: "Строительство туалета по адресу: ст. Отрадная, ул. Первомайская, 24" (извещение N 0818600006119000012).
Заказчик - администрация МО Отрадненский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 254 760,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Участником закупки 19.03.2019 г. подан запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации.
При этом, дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 22.03.2019 г в 09-00.
Таким образом, запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации подан с нарушением сроков, предусмотренных ч 3 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 39 "Доски" номинальный размер ширины 100; 125, 150, 175;
- по позиции 15 "Раствор" заполнитель песок; золы-уноса.
Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не регламентирует заполнение вышеуказанных показателей.
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием знака "точка с запятой" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, при этом знак "точка с запятой" имеет приоритет перед всеми остальными знаками и символами.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 39 "Доски" длина пиломатериала >3,0 <6,0 м.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в инструкции по заполнению заявки отсутствует требование к описанию товара в случае указания слов "предел диапазона".
Вместе с тем, описание товара по позиции 39 не содержит слов "предел диапазона".
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 14 "Проволока" на поверхности оцинкованной [не должно быть мест, не покрытых цинком, черных пятен].
Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не регламентирует заполнение вышеуказанного показателя.
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае указания требований к значениям товара с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 15 "Раствор" марка по морозостойкости от F50/до F150.
Заявитель считает, что инструкция по заполнению заявки не регламентирует заполнение вышеуказанного показателя.
При этом, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требования к значениям товара указаны как минимальное значение/максимальное значение и при этом сопровождается словом, стоящее перед значением, то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение при этом: минимальное значение в сопровождении слов "не менее", "не ниже", "от" необходимо предоставить значение более, выше указанного значения или равное ему; максимальное значение в сопровождении слов "не более", "не выше", "до" необходимо предоставить значение менее, ниже указанного значения или равное ему.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 41 "болты с шайбами" соответствие ГОСТ 7798-70.
Заявитель в своей жалобе указывает, что данный ГОСТ недействующий.
При этом, на основании информации с сети Интернет, вышеуказанный ГОСТ действующий и не утратил силу.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 12 "Лента" диаметр кнопки [D1] ГОСТ 17563-80 до 4 мм.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требования к значениям товара сопровождаются словом "до" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение, менее, ниже указанного значения или равное ему.
В соответствии с ГОСТ 17563-80 "Кнопки для крепления мягких лент при монтаже кабелей. Конструкция и размеры":
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D |
D1 |
D2 |
D3 |
L |
l |
h |
r |
r1 |
r2 |
r3 |
Масса 1000 шт. кнопок из пресс-материала АГ-4B, кг |
|
Пред. откл. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
h14 |
Н14 |
h14 |
|
|
|
|
|
|
||
6 |
3,5 |
2,8 |
2,2 |
4,8 |
2 |
0,8_0,1 |
0,8_0,1 |
0,5_0,06 |
0,5_0,06 |
0,3_0,06 |
0,2 |
12 |
6,0 |
4,0 |
3,5 |
9,0 |
5 |
1,6 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
0,5_0,06 |
1,0 |
То есть, Заказчик требует от участника закупки указать диаметр кнопки D1 до 4 мм, а в соответствии с вышеуказанным ГОСТ 17563-80 показатель диаметра D1 может быть 3,5 или 6,0 мм.
Таким образом, Заказчик позволяет участникам закупки указать показатель, соответствующий аукционной документации, но при этом противоречащий ГОСТ.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 33 "Бетон" марка по морозостойкости от F1100/до F1400, соответствие ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 25192-2012.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае если требования к значениям товара указаны как минимальное значение/максимальное значение и при этом сопровождается словом, стоящее перед значением, то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение при этом: минимальное значение в сопровождении слов "не менее", "не ниже", "от" необходимо предоставить значение более, выше указанного значения или равное ему; максимальное значение в сопровождении слов "не более", "не выше", "до" необходимо предоставить значение менее, ниже указанного значения или равное ему.
В соответствии с ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют по морозостойкости:
на марки по первому базовому методу:
F150, F175, , , , , , , , , ;
на марки по второму базовому методу:
, , , , , .
В соответствии с ГОСТ 25192-2012 "Бетоны. Классификация и общие технические требования" по морозостойкости бетоны подразделяют на бетоны:
- низкой морозостойкости (марки по морозостойкости F50 и менее);
- средней морозостойкости (марки по морозостойкости более F50 до F300);
- высокой морозостойкости (марки по морозостойкости более F300).
То есть Заказчик требует от участника закупки указать марку по морозостойкости бетона от F1100, а в соответствии с вышеуказанными ГОСТами максимальная марка по морозостойкости F1000.
Таким образом, Заказчик позволяет участникам закупки указать показатель, соответствующий аукционной документации, но при этом противоречащий ГОСТ.
В приложении 1 к разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией:
- по позиции 42 "Смеситель" рабочее давление [от 0,05 до 0,63]; [от 0,05 до 1,0] МПА; группа I; II; соответствие ГОСТ 25809-96, ГОСТ 19681-2016.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки аукционной документации в случае указания требований к значениям товара с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием знака "точка с запятой" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, при этом знак "точка с запятой" имеет приоритет перед всеми остальными знаками и символами.
Согласно ГОСТ 19681-2016 "Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия" арматура должна быть герметичной и при закрытом положении запорных элементов выдерживать испытательное давление воды, указанное в таблице 2:
|
|
|
Группа |
Рабочее давление, не более |
Испытательное давление, не менее |
I |
1,00 |
1,6 |
II |
0,60 |
0,9 |
Таким образом, требования аукционной документации противоречат требованиям ГОСТ 19681-2016.
В соответствии с письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРОЮГ.РУ" обоснованной в части указания неправомерных требований по позициям NN 12, 33, 42 Описания объекта закупки аукционной документации.
Признать в действиях Уполномоченного органа - МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг", Заказчика - администрации МО Отрадненский район нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Уполномоченному органу - МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" (аукционной комиссии), Заказчику - администрации МО Отрадненский район выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 134
по делу N 413/2019-КС о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
28 марта 2019 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) на основании своего решения от 28.03.2019 г. по делу N 413/2019-КС, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ПРОЮГ.РУ" на действия администрации МО Отрадненский район при проведении МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" электронного аукциона: "Строительство туалета по адресу: ст. Отрадная, ул. Первомайская, 24" (извещение N 0818600006119000012) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
Уполномоченному органу - МКУ "Центр муниципальных закупок и услуг" (аукционной комиссии), Заказчику - администрации МО Отрадненский район устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- внести изменения в документацию электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 28.03.2019 по делу N 413/2019-КС и разместить на официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте документации аукциона;
- оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов и о возможности подать новые заявки. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней с момента размещения его в ЕИС.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его размещения в ЕИС.
Заказчику в срок до 22.04.2019 сообщить об исполнении предписания.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 марта 2019 г. N 413/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.03.2019