Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 03 апреля 2019 года
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 456/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Жигунова А.В. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в отсутствии представителя Ответчика, в отсутствие Заявителя,
рассмотрев дело N 456/2018 по признакам нарушения ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении требования о наличии у участника закупки (охранной организации) лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, при проведении электронных аукционов, объявленных извещениями: NN 0318200088017000179, 0318200088017000181, 0318200088017000182 на оказание услуг по охране,
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило заявление <_>, перенаправленное из ФАС России, на действия ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" при проведении электронных аукционов, объявленных извещениями 0318200088017000179, 0318200088017000181, 0318200088017000182 на оказание услуг по охране.
По мнению Заявителя, требование Заказчика о наличии у участника закупки (охранной организации) помимо лицензии на частную охранную деятельность, лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) является нарушением положений ст. 31 Закона о контрактной системе и п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 34.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит, в том числе, частная охранная деятельность.
Законодательством Российской Федерации в сфере охранной деятельности не предусмотрено наличие у организации, осуществляющей охранную деятельность лицензии, не относящейся к охранной деятельности.
Таким образом, требование о наличии у участника закупки (охранной организации) помимо лицензии на частную охранную деятельность, лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения является нарушением положений ст. 31 Закона о контрактной системе и п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
На основании вышеизложенного, в действиях ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении требования о наличии у участника закупки (охранной организации) помимо лицензии на частную охранную деятельность, лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения при проведении электронных аукционов на оказание услуг по охране, объявленных извещениями: NN 0318200088017000179, 0318200088017000181, 0318200088017000182.
Приказом Краснодарского УФАС России от 14.09.2018 N 335 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело по признакам нарушения ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, которое назначено к рассмотрению на 25.10.2018 (Определение от 28.09.2018 исх. N 25391/5).
Определением от 25.10.2018 (исх. N 28245/5) рассмотрение дела отложено на 22.11.2018. Определением от 22.11.2018 (исх. N 31109/5) рассмотрение дела отложено на 25.12.2018. Определением от 25.12.2018 (исх. N 34561/5) рассмотрение дела отложено на 06.02.2019. Определением от 06.02.2019 (исх. N 2558/5) рассмотрение дела отложено на 28.03.2019.
В ходе рассмотрения дела N 456/2018 Комиссией установлено следующее.
12.07.2017 на официальном сайте www. zakupki.gov.ru в сети Интернет в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены извещения N 0318200088017000179, 0318200088017000181, 0318200088017000182 о проведении ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" Аукционов и документации на оказание услуг по охране.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки в каждом конкретном случае, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Объектом закупки в соответствии с документацией об электронных аукционах является оказание услуг по охране; местом оказания услуг и объектом охраны является Центральный стадион, г. Сочи.
Согласно п. 5 Раздела 2 Описания объекта закупки, на посту N5, N9, обеспечение пропускного режима для прохода людей в зону безопасности стадиона осуществляется с применением рентгеновской установкой для досмотра багажа и товаров, контроля доступа на объект людей.
Пунктам 21 раздела 1 Информационной карты аукционных документаций установлено требование к частной охранной организации:
- оригинал или копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, предусматривающая предоставление следующих видов услуг: а) Защита жизни и здоровья граждан б) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; в) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- оригинал или копия лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) предусматривающая предоставление следующих видов работ (услуг) выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Закон о радиационной безопасности) при обраще-нии с источниками ионизирующего излучения организации обязаны, в том числе соблюдать требования настоящего закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность в об-ласти использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятель-ности) подлежит лицензированию.
Частью 1 cтатьи 10 Закона о радиационной безопасности установлено, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), осуществляемой юридическими лицами на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 278 (далее - Порядок).
Пунктом 3.4.1 Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10. Основ-ные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности. (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарно-го врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40, предусмотрено, что дея-тельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - лицензирующий орган).
Организации, экс-плуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излуче-ния, обязаны иметь лицензию на право осуществления де-ятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
На объекте, в отношении которого проводился конкурс - охрана Центрального стадиона г. Сочи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года N485: "Об утверждении требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года", введен особый режим, в том числе режим безопасности (утверждена инструкция о внутриобъектовом и пропускном режимах и порядок контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на Центральный стадион).
Таким образом, требование Заказчика о наличии вышеуказанных лицензий, в связи с оказанием различных видов лицензируемой деятельности, установлено с целью обеспечения безопасности людей в зоне стадиона и отвечает потребностям Заказчика по охране социально значимого объекта.
Кроме того, документацией к вышеуказанным аукционам не предусмотрен субподряд, что позволяло бы при оказании услуг охранной деятельности привлекать иные организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.
По мнению Заявителя, в соответствии со ст. 15.1 Закона N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об охранной деятельности) частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. В свою очередь, в указанных аукционах не установлены требования к осуществлению какой-либо иной деятельности, кроме охранной.
В описании объекта закупки, согласно п. 5 Раздела 2, на посту N5, N9, установлено требование об обеспечении пропускного режима для прохода людей в зону безопасности стадиона с применением рентгеновской установкой для досмотра багажа и товаров, контроля доступа на объект людей.
На рынке данных услуг имеются охранные организации, обладающие лицензией на эксплуатацию источников ионизирующего излучения и эксплуатирующих данное оборудование. Указанный вывод подтвержден постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции по делу N А32-4465/2018 от 27.09.2018 по закупке N 0318200063917003219, а также по закупке (извещение N 0318200063918003010), на участие в которой поступило 6 заявок.
При указанных обстоятельствах, Комиссия в рассматриваемых действиях ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" не усматривает нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 456/2018 ввиду отсутствия в рассматриваемых действиях ГБУ КК "Дворец спорта "Большой" нарушения п. 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
А.В. Жигунова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 марта 2019 г. N 456/2018
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019