Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
рассмотрев жалобу, а также дополнения к жалобе ЗАО НПО "УЮТ" (далее также - Заявитель) на действия заказчика - ГАУ "Московский Зоопарк" (далее также - Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по дезинсекции, дератизации и дезинфекции в помещениях, вольерах и на территории (включая открытые водоемы) головной организации ГАУ "Московский зоопарк" по адресу: 123242, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д.1 (реестровый N 31806338906) (далее - Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя, а также дополнения к жалобе Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем: 1. В неустановлении Заказчиком в Конкурсной документации приоритета товаров российского происхождения в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее также - Постановление N 925); 2. В установлении Заказчиком субъективных критериев оценки заявок. 3. В неправомерном отказе от проведения процедуры.
Заказчик представил документы по оспариваемой процедуре.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупках, размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 05.04.2018. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок 26.04.2018, дата подведения итогов 28.04.2018.
В соответствии с Положением о закупках при проведении конкурентных закупок предоставляется приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с Постановлением N 925 (далее также - Приоритет).
Вместе с тем как установлено на заседании Комиссии, Заказчик не установил в Конкурсной документации Приоритет, в связи с изложенным Комиссия признает вышеуказанный довод Заявителя обоснованным.
В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. В целях применения названной нормы права, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки. Таким образом, в закупочной документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии закупочной документации и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам), а также о порядке заключения договоров по результатам проведенной закупки.
Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться заказчиками. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны заказчиков, поскольку определение победителя может быть основано на его субъективном усмотрении. Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности процедуры, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и заказчиков при подведении их итогов.
Вместе с тем, как установлено на заседании Комиссии, при формировании критериев оценки заявок на участие в Конкурсе в Конкурсную документацию включены субъективные критерии, которые не позволяют объективно оценить предложения участников и позволяют Заказчику оценивать участников по своему усмотрению. Заказчик, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, рабо, услуг" установил, что заявке на участие в Конкурсе, содержащей все необходимые разделы Технического положения и содержащей в себе максимально полное описание технологических операций, оригинальность и новизну технических решений, приводящих к эффективности выполнения работ и сокращению сроков выполнения типовых операций присваивается 100 баллов.
В свою очередь, понятие "новизна" и "оригинальность" является субъективным. Они не расшифровываются в Конкурсной документации. В частности, в Конкурсной документации отсутствуют пояснения, что именно следует понимать под оригинальностью и новизной технических решений; какими документами следует подтверждать, что в заявке предложены именно оригинальные и новые технические решения; на основании каких критериев Заказчик будет оценивать, какое технологическое решение является оригинальным и новым, а какое нет.
Таким образом, требование о предоставлении предложения и его оценки с учетом того, будет ли там содержаться указание на оригинальные и новые методы и технологии, является субъективным фактором для определения победителя Конкурса и может привести к произвольному толкованию со стороны Заказчика.
Довод Заявителя признается обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 2.4.1 Закупочной документации Заказчик, официально разместивший на официальном сайте извещение о проведении конкурса, вправе отказаться от его проведения. Извещение об отказе от проведения конкурса размещается на официальном сайте Заказчиком не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2.4.2 Закупочной документации, если Заказчиком принято решение об отказе от проведения конкурса, то согласно регламенту электронной площадки участникам закупки, уже подавшим заявки на участие в конкурсе направляется уведомление об отказе от проведения конкурса.
Как отмечалось ранее, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 26.04.2018 в 10:00.
Вместе с тем приказ об отмене Заказчиком процедуры проведения Конкурса подписан и опубликован Заказчиком 24.04.2018, соответственно, Заказчик нарушил сроки порядка отказа от проведения Закупки, установленные в соответствии с пунктом 2.4.1 Закупочной документации.
В свою очередь, Заказчик на заседании Комиссии, сообщил, что Конкурсная процедура будет проведена повторно в связи с наличием ошибок в Конкурсной документации.
В этой связи Комиссия признает доводы Заявителя обоснованными.
Комиссия устанавливает в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО НПО "УЮТ" на действия ГАУ "Московский Зоопарк" при проведении Конкурса обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, Конкурс отменен Заказчиком, а также будет осуществлено повторное размещение Конкурсной процедуры.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 мая 2018 г. N 1-00-815/77-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.03.2019