Комиссия Пензенского УФАС России (далее - Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
- Д... - руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;
- К... - начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
- В... - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;
при участии:
представителей ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" З... (приказ N197-л от 19.10.2010), Ю... (доверенность N18 от 03.04.2019);
в отсутствии заявителя - ООО "Лист" (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Лист" (ИНН 3665125125, ОГРН 1163668076296) на действия заказчика - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов системы социальной защиты населения Пензенской области "Мокшанский психоневрологический интернат" (ИНН 5823002813, ОГРН 1025800896571) (далее - ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат") при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку одежды ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" (извещение N 31907629606 от 12.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 25.03.2019 поступила жалоба ООО "Лист" (ИНН 3665125125, ОГРН 1163668076296) на действия заказчика - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов системы социальной защиты населения Пензенской области "Мокшанский психоневрологический интернат" (ИНН 5823002813, ОГРН 1025800896571) (далее - ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат") при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку одежды ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" (извещение N 31907629606 от 12.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
Из жалобы заявителя следует, что ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" неправомерно отклонил заявку ООО "Лист" по причине отсутствия в заявке электронной цифровой подписи участника.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 28.03.2019 N 1008-3 назначено и проведено 03.04.2019 в 14 часов 30 минут.
01.04.2019 в Пензенское УФАС России поступило ходатайство ООО "Лист" о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя, доводы, изложенные в жалобе, поддерживает в полном объеме.
На заседании Комиссии Управления 03.04.2019 представители ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу ООО "Лист" от 01.04.2019, указав, что заявка ООО "Лист" поступила в форме электронного документа без электронно-цифровой подписи. В подтверждение отсутствия ЭЦП ответчиком предоставлены скриншоты экрана данной заявки.
03.04.2019 Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании Комиссии до 12.04.2019.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 04.04.2019 N 1098-3 назначено и проведено 12.04.2019 в 14 часов 00 минут.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Учитывая вышеизложенное, жалоба ОО "Лист" подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" в рамках исполнения Закона о закупках провело запрос цен на право заключения договора на поставку одежды ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" (извещение N 31907629606 от 12.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).
12.03.2019 ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат разместило извещение о проведении запроса цен на право заключения договора на поставку одежды ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" (далее - Извещение).
Дата начала приема заявок - 13.03.2019.
Дата окончания приема заявок - 19.03.2019.
Дата подведения итогов - 20.03.2019.
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена договора составляет 1 020 960,80 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением Наблюдательного совета ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" утверждено Положение о закупках (протокол заседания N6 от 28.03.2012).
Согласно подпункту 6.1.8 Положения о закупках заявка подается участником Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, в срок, указанный в Извещении о проведении запроса цен.
Пунктом 26 Извещения определен порядок подачи заявок. Так же в указанном пункте содержится аналогичная информация о том, заявка подается участником Заказчику в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного ЭЦП, в срок, указанный в Извещении о проведении запроса цен.
В соответствии с пунктом 6.1.15 Положения о закупках Комиссия по закупкам при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства, настоящего Положения и извещения о проведении запроса цен обязана отказать участнику в допуске в случае:
1) несоответствия участника требованиям, установленным настоящим Положением, извещению и документации о запросе цен;
2) несоответствия заявки требованиям к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в запросе цен;
3) от одного участника получено две заявки;
4) предложенная в заявках цена товаров, работ, услуг превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса цен
5) представления в составе заявки на участие в запросе цен и других документов заведомо ложных и (или) недостоверных сведений об участнике процедуры закупки и (или) привлекаемых соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) и (или) о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки;
6) непредставления документов, сведений, образцов продукции, предусмотренных документацией о запросе цен;
7) участник не предоставил обеспечение заявки на участие в запросе цен, если такое требование установлено извещением и документацией закупки;
8) при наличии разночтений между суммой, указанной словами, и суммой, указанной цифрами;
9) при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке;
10) при несоответствии результата произведения цены за единицу продукции и количества продукции;
11) Заявка, поданная в электронной форме не подписана ЭЦП (электронной цифровой подписью)
В соответствии с протоколом N 10 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе цен от 21.03.2019 подано девять заявок в форме электронного документа, три из которых не допущены до процедуры оценки. Заявка ООО "Лист" не допущена до процедуры оценки, т.к. не соответствует требованиям, установленным Извещением о проведении закупки и документации о закупке на основании подпунктов 1 и 2 пункта 6.1.15 Положения о закупках, пункта 26 Извещения, а именно в заявке отсутствует подпись ЭЦП участника.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закона об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Исходя из представленных в материалах дела скриншотов заявки ООО "Лист" Комиссией Управления установлено, что каждый электронный файл заявки имеет дополнительный файл с расширением .sig.
Согласно открытым источникам информации в сети Интернет расширением .sig является формат файлов цифровой подписи.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Лист" Пензенским УФАС России направлен запрос ЗАО "ТаксНет", осуществляющему выпуск квалифицированных ключей сертификатов электронной подписи, о проверке заявки ООО "Лист" на наличие либо отсутствие ЭЦП. ЗАО "ТаксНет" установлено, что заявка ООО "Лист" подписана ЭЦП через программу Крипто АРМ или Криптекс.
Положение о закупке, а также Документация о закупке не содержит ограничений для использования программ, при помощи которых осуществляется электронно-цифровая подпись документов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что заявка ООО "Лист" была подписана электронно-цифровой подписью.
Таким образом, ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" неправомерно отклонил заявку ООО "Лист".
На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор на поставку одежды (извещение N 31907629606 от 12.03.2019) между ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" и победителем заключен, в связи с этим оснований для выдачи предписания у антимонопольного органа не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, частью 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления
решила:
Признать жалобу ООО "Лист" (ИНН 3665125125, ОГРН 1163668076296) на действия заказчика - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов системы социальной защиты населения Пензенской области "Мокшанский психоневрологический интернат" (ИНН 5823002813, ОГРН 1025800896571) при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку одежды ГАУСО ПО "Мокшанский психоневрологический интернат" (извещение N 31907629606 от 12.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
Признать организатора торгов - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов системы социальной защиты населения Пензенской области "Мокшанский психоневрологический интернат" (ИНН 5823002813, ОГРН 1025800896571) нарушивший пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Организатору торгов - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов системы социальной защиты населения Пензенской области "Мокшанский психоневрологический интернат" (ИНН 5823002813, ОГРН 1025800896571) обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Н. Д_
Члены Комиссии А.А. К_
В.А. В_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 12 апреля 2019 г. N 058/07/3-9/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.04.2019