Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Веста" (далее - общество) на действия ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку продуктов питания (реестровый N 31807391605), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме.
Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерность действий заказчика, выразившихся в необъективном описании требований в аукционной документации к конкретным показателям товаров, подлежащих поставке, затрудняющем возможность подачи заявки на участие в конкурентной процедуре.
В документации о закупке согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
При этом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.
Комиссия Управления, рассмотрев жалобу заявителя, приняла решение о признании ее обоснованной.
Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении указанной закупки.
В документации заказчиком также предусмотрены требования к товарам, в том числе такие как:
Бананы |
Запах и вкус |
Должны иметь специфический запах спелых бананов, вкус должен быть сладкий, без постороннего привкуса и аромата |
Размеры плодов: |
Размеры плодов: |
|
по наибольшему поперечному диаметру |
\x{2265} 2.7 см |
|
по длине |
от 14.0 см |
|
Количество плодов в кисти |
3 - 11 шт. |
|
Количество кистей в одной упаковочной единице |
\x{2265} 13 шт. |
|
Класс |
должен быть не ниже второго |
|
Тип полиэтилена упаковки |
полибэг или банавак |
|
Масса плодов в коробке при поставке |
\x{2265} 20 кг |
|
Блоки из жилованного мяса |
Виды замороженных блоков |
из говядины |
Форма блока |
Усеченная четырехгранная пирамида или прямоугольный параллелепипед |
|
Размеры блока: |
|
|
длина |
370-800 мм |
|
ширина |
180-600 мм |
|
высота |
60-150 мм |
|
Брусника свежемороженая |
Вишня |
Должна быть быстрозамороженная должна быть россыпью, высшего и первого сорта |
Внешний вид |
должны быть одного помологического сорта, зрелые, чистые, без повреждений сельскохозяйственными вредителями |
|
Наличие загнивших, раздавленных ягод, Наличие посторонних примесей |
должны отсутствовать |
|
Вкус и запах в размороженном состоянии |
должны быть свойственные бруснике, без постороннего привкуса и запаха |
|
Брусника |
не должна быть в размороженном и повторно замороженном состоянии |
|
Брусника |
должна быть расфасована и упакована способами, обеспечивающими ее безопасность в соответствии с требованиями действующего законодательства |
Таким образом, по 1 позиции бананы участник обязан указать толщину бананов (конкретный размер по наибольшему поперечному диаметру), конкретную длину бананов, конкретное количество бананов в кисти, конкретное количество кистей в одной упаковочной единице, конкретную массу нетто коробки;
По 2 позиции блоки из жилованного мяса: участник обязан указать конкретную длину блоков, ширину блоков, высоту блоков;
По 4 позиции ванилин: участник обязан указать конкретный цвет продукции, конкретную массовую долю ванилина; по 5 позиции вафли: участник обязан указать конкретную толщину вафельного листа, конкретное количество в процентах фруктового сырья или жира или орехового жира в составе начинки вафель, конкретную массовую долю влаги; по 6 позиции виноград сушеный: участник обязан указать конкретную массу ста ягод сушеного винограда, конкретное количество ягод других видов сушеного винограда в процентах;
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что положения Закона о закупках не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления полагает возможным допустить правовой подход, изложенный Верховным Судом Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям.
Сформированная заказчиком документация содержит излишние требования, которые препятствовали потенциальным участникам закупки сформировать предложение на участие в закупке. Данное нарушение вводит в заблуждение участников закупки и может препятствовать корректному определению параметров максимальных и минимальных значений показателей, подлежащих указанию при формировании заявки на участие в закупке.
Таким образом, сформированная заказчиком документация содержит излишние требования, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Комиссия Управления отмечает, что заказчику в документации достаточно предусмотреть возможность участникам закупки выразить свое согласие на поставку товара с качественными характеристиками, определенными им в разделе 11 документации и не предусматривать обязанность по заполнению участниками закупки конкретных характеристик, которые уже и так определены заказчиком в документации. Указанное изменение сократит возможность допущения участниками закупки ошибок в части заполнения ими характеристик товаров, подлежащих поставе, поскольку потребность заказчика уже определена им путем формирования требований к товарам посредством описания качественных характеристик в разделе 11 документации, которые могут быть воспроизведены участниками закупки посредством копирования (или предоставления согласия).
В подтверждение выводов Комиссии свидетельствует и тот факт, что все требования, установленные заказчиком в документации к товарам дублируют положения государственного стандарта, что заказчиком на заседании Комиссии не оспаривалось.
Комиссия Управления также отмечает, что допустимым может являться установление в документации условий, при которых участники закупки вправе предоставить в составе заявки свое согласие на поставку товаров, в соответствии с требованиями документации, а именно конкретными показателями, которые заказчик сформировал на основании своей потребности в разделе 11 документации.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что документация заказчика не отвечает принципам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и подлежит корректировке в целях упорядочивания заказчиком требований к документации в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований к содержанию заявок участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, п. 3.1. ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Веста" (ИНН: 7706758198) на действия ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России (ИНН: 7736182930) при проведении Закупки обоснованной.
2. Признать в действиях действия ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. Выдать действия ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
РЕШЕНИЕ
по делу N 077/07/00-417/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
28.03.2019 |
г. Москва |
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 марта 2019 г. N 077/07/00-417/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.04.2019