В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) поступило заявление ООО "Эко Марин Сервис" (далее - ООО "ЭМС", Заявитель) на действия АО "Новорослесэкспорт" (далее - АО "НЛЭ"), содержащие признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из заявления следует, что ООО "Эко Марин Сервис" с целью осуществления деятельности по сбору и транспортировке автотранспортом отходов I-V классов опасности с морских судов обратилось в адрес АО "Новорослесэкспорт" с заявками (письмами, предложениями) об оформлении и выдаче сотрудникам, а также на автотранспортное средство ООО "Эко Марин Сервис" постоянных пропусков на территорию АО "НЛЭ" на 2019, о чем свидетельствуют регистрационные штампы АО "НЛЭ" о принятии писем Заявителя от 11.12.2018 б/н. Заявки ООО "Эко Марин Сервис", направленные в адрес АО "НЛЭ" предварительно согласованы с 2 ОПК ОТРПК Новороссийск, Новороссийским Западным таможенным постом, Новороссийским ЛОВДТ, Службой в г. Новороссийске Управления ФСБ.
В свою очередь, АО "НЛЭ" сообщило ООО "Эко Марин Сервис" об отсутствии оснований для выдачи пропусков и пребывания на территории порта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 1161-р территория АО "Новорослесэкспорт" включена в границы морского порта Новороссийск, на которой создана зона таможенного контроля (приказ Новороссийской таможни от 14.02.2019 N 144).
Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 N 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно ч. 1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пп. 9) ст. 1 Закона о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Объект транспортной инфраструктуры, согласно пп. г) п. 5 ст. 1 Закона о транспортной безопасности - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: морские терминалы, акватории морских портов.
АО "Новорослесэкспорт" является особо охраняемым режимным объектом транспортной инфраструктуры, пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, зоной постоянного таможенного контроля, на который распространяются требования нормативно - правовых актов по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 установлены Требования по обеспечению транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в том числе морских терминалов, а также Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры (далее - Правила допуска).
Согласно пп. в), г) п. 2 Правил допуска, постоянные пропуска выдаются работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии); на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Разовые пропуска выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии) (п. 5 Правил допуска).
Таким образом, разрешительными документами, обеспечивающими допуск на режимную территорию являются пропуска (постоянные, разовые).
Во исполнение пп. 29) п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности АО "Новорослесэкспорт" утверждена Инструкция об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов в морском пункте пропуска Новороссийск на территории субъекта транспортной инфраструктуры АО "Новорослесэкспорт" от 25.12.2018, а также порядок выдачи, учета, хранения, использования и уничтожения пропусков, предусмотренных Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры (Приложение 9 к Инструкции).
Согласно Порядку, пропуска на территорию оформляются на основании письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность.
Таким образом, осуществление режима пропуска производится с целью обеспечения транспортной безопасности при осуществлении основного вида деятельности АО "НЛЭ" и соблюдению установленного нормативными актами пропускного режима, поскольку необходимость оформления пропусков на территорию Общества вытекает из особого правового статуса Общества и возлагаемых на него в силу закона публично-правовых обязанностей.
При этом деятельность Общества по оформлению пропусков является неотъемлемой частью пропускного режима и способом его осуществления.
Статьей 4 Закона о морских портах предусмотрено, что услуги в морском порту - это услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в морском порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации (пункт 11); пользователи услугами, оказание которых осуществляется в морском порту, являются грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица (пункт 12).
Согласно части 7 статьи 17 и части 2 статьи 18 Закона о морских портах услуги в морском порту оказываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.
ООО "Эко Марин Сервис" оказывает услуги по транспортированию автотранспортом отходов I-V классов опасности с морских судов в морском порту Новороссийск на основании Лицензии N 023 00620 от 16.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности, а также на условиях договоров, заключенных с контрагентами на территории АО "Новорослесэкспорт", а именно: ООО "Аркас Раша", ООО "Медитерранеан Шиппинг Компани Русь".
В отсутствие пропусков, обеспечивающих допуск на территорию АО "НЛЭ", ООО "ЭМС" не имеет возможности оказывать пользователям (контрагентам) услуги по транспортированию отходов в рамках заключенных договоров.
Отказ в выдаче пропусков на территорию порта препятствует Заявителю осуществлению предпринимательской деятельности и доступу пользователей к услугам, оказываемым ООО "ЭМС" в порту, что является нарушением положений п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Приказом ФАС России от 08.09.2017 N 1189/17 АО "Новорослесэкспорт" включено в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и морских портах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России (Приложение 1 к приказу от 08.09.2017 N 1189/17).
В соответствии с пп. 3, 4 ст. 16 Закона о морских портах в Российской Федерации, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны обеспечить равный доступ к услугам в морских портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Краснодарским УФАС России в действиях (бездействии) АО "Новорослесэкспорт" установлены признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от оформления и выдачи пропусков на сотрудников и автотранспортное средство ООО "Эко Марин Сервис" на 2019 г. на территорию АО "Новорослесэкспорт", что привело в ущемлению интересов ООО "Эко Марин Сервис".
С учетом вышеизложенного Краснодарское УФАС России, руководствуясь ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждает о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п. 5 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции путем осуществления следующих действий:
- в срок до 31.05.2019 рассмотреть заявки (письма, предложения) ООО "Эко Марин Сервис" о выдаче сотрудникам и на автотранспортное средство ООО "Эко Марин Сервис" пропусков на территорию АО "Новорослесэкспорт" на 2019 г. и осуществить действия, направленные на обеспечение доступа ООО "Эко Марин Сервис" на территорию АО "Новорослесэкспорт", в том числе (не ограничиваясь) путем заключения соответствующего договора о выдаче пропусков;
- в срок до 05.06.2019 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения (с приложением соответствующих документов).
В случае неисполнения настоящего предупреждения Краснодарское УФАС России при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства будет вынуждено возбудить дело в отношении АО "Новорослесэкспорт" по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции".
Руководитель управления О.Л. Тихенький
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 апреля 2019 г. N 9012/5
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 18.04.2019