Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
"__________."
в присутствии:
"_________." - представителя заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области", действующего на основании доверенности б/н от 04.04.2019 года;
"_________" - представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности N4 от 22.03.2019 года;
в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя ООО "Райагропромстрой",
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Райагропромстрой" на действия заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г.Брянска" N 0127200000219001034 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
18.03.2019 года в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г. Брянска" N 0127200000219001034 , а также документация об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 854 579 887,20 рублей.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0127200000219001034 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "Райагропромстрой" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области", сформировавшего документацию об электронном аукционе на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г. Брянска" N 0127200000219001034 с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, по мнению заявителя:
во-первых, разработанная заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки создает необоснованные затруднения при подаче заявок, ограничивающие доступ к участию в закупке, поскольку включение заказчиком в документацию о закупке требований в очевидно усложняющем восприятие порядка, в том числе путём расположения их в нескольких десятках разных смет не соответствуют требованиям статьи 33 Закона о контрактной системы;
во-вторых, положения документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 не содержат указания на порядок предоставления участниками электронного аукциона за N 0127200000219001034 сведений о материалах (товарах), которые в проектно-сметной документации обозначены заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" "за минусом";
в-третьих, заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" в документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 не установлен порядок предоставления сведений по позициям проектно-сметной документации с указанием на показатели материалов (товаров) с сопровождением словами "до";
в-четвертых, заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" по п.п. 248,258 сметы N 02-03-01к-1 Общестроительные работы по подземной части. Блок Б" не указан показатели материала: "Доводчик двери"; по п.10 сметы 06-07-01к-1 "Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1, 06-07 Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1" не указаны показатели материала: "Мастика битумная"; по пункту 23 сметы 02-03-40К-1 "Охранная сигнализация. Блок Б" не указан показатель такого материала, как "Компьютер".
До рассмотрения жалобы по существу в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" (вх. 2523 от 03.04.2019 года).
Представитель заказчика "______". в рамках рассмотрения жалобы не согласилась с доводами, изложенными в жалобе и пояснила следующее:
- положениями пункта 22 документации об электронном аукционе заказчиком в полном соответствии с ч.ч.3-6 ст. 66 Закона о контрактной системы установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, являющаяся приложением N1 к документации об электронном аукционе, определяет порядок предоставления участниками электронного аукциона сведений о материалах (товарах).
- по пункту 23 сметы 02-03-40К-1 "Охранная сигнализация. Блок Б" "Компьютер" определн как работа: ФЕР м 10-04-100-06, требованиями инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не предусмотрено требование об указании показателей материалов, отраженных в разделе ФЕР;
- показатели материалов по п.п. 248, 258 сметы N 02-03-01к-1 Общестроительные работы по подземной части. Блок Б": "Доводчик двери" и по п.10 сметы 06-07-01к-1 "Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1, 06-07 Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1": "Мастика битумная" содержатся не только в сметах, но и в проектной документации, в полном объеме размещенной в ЕИС.
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Довод заявителя ООО "Райагропромстрой" относительно того, что разработанная заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки создает необоснованные затруднения при подаче заявок, ограничивая доступ к участию в закупке, поскольку включение заказчиком в документацию о закупке требований очевидно усложняющем восприятие порядка, в том числе путём расположения их в нескольких десятках разных смет не нашел своего подтверждения Комиссией Брянского УФАС России по следующим основаниям.
Согласно положениям п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Так, положениями п. 22 информационной карты документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" заказчиком, в полном соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, установлены требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в проводимом электронном аукционе за N 0127200000219001034, и указаны конкретные пункты конкретных смет (ФССЦ, каталог строительных материалов, каталог "строительные материалы", каталог сметных цен, Прайс-лист (во всех формах написания, например, Пр-лист, прайс лист, пр-с лист и т.д.) в соответствии с которыми необходимо указывать показатели материалов, используемых для выполнения работ. Указанный пункт документации о закупке также содержит указание на перечень смет, являющихся приложением N 2 к документации об электронном аукционе, в которых указаны показатели материалов, подлежащие отражению в содержании первой части заявки
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что документация об электронном аукционе на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г. Брянска" за N 0127200000219001034 в полной мере содержит информацию, позволяющую потенциальным участникам закупки сформировать содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Более того, законодательством о контрактной системе не установлены требования к оформлению участниками закупки заявки на участие в электронном аукционе, следовательно, при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе участники закупки вправе по своему усмотрению указать показатели используемых материалов, в отношении которых в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не установлены требования (в частности со словом "до").
2. Заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе согласно которым, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, поскольку разработанная заказчиком ГКУ УКС "Брянской области" инструкция по заполнению первой части заявки, являющаяся Приложением N 1 к документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034, не в полном объеме отражает порядок предоставления участниками закупки сведений о материалах (товарах), содержащихся в проектно-сметной документации, так в частности:
1) в п. 17 сметы N 03-01-01к-1 "Общестроительные работы по блочной котельной" ФССЦ-401-0023 определена потребность заказчика в использовании материала: "Бетон тяжелый, крупность заполнителя более 40 мм, класс В7,5", отраженная в столбцах 5,11 сметы "за минусом", при этом разработанная заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки, не содержит указания на порядок предоставления сведений в отношении материалов (товаров), отраженных "за минусом".
2) в п. 26 сметы N 03-01-3к-1 "Общестроительные работы по дымовой трубе. Блочная котельная" ФССЦ-201-0755 определена потребность заказчика в использовании материала: "отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы до 0,1 т", однако разработанная заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки, не содержит указания на порядок предоставления сведений в отношении показателей материалов (товаров), сопровождаемых словом "до".
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке указываются показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Ограничений относительно каких-либо разделов документации о закупке, в которых заказчик обязан указывать показатели используемых при выполнении работ материалов положения Закона о контрактной системе не содержат.
В рамках рассмотрения жалобы представитель заказчика Придорожная В.А. пояснила, что показатели товаров "дверной доводчик" и "мастика битумная" отражены в проектной документации.
При обозрении комиссией Брянского УФАС России проектной документации разделов АР 3_2 "Архитектурные решения" листы 23-26, разделов 03-АС1 Архитектурно-строительные решения выше 0,000 листы 11,12 установлено, что потребностью заказчика являются двери индивидуального изготовления, которые должны быть оснащены доводчиками, обеспечивающими задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 сек, следовательно, документация о закупке содержит указание на такой показатель дверного доводчика: "обеспечивает задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 сек".
При обозрении проектной документации раздела ИОС 5_2 "Система водоснабжения. Пояснительная записка" лист 15, а также раздела НВК "Наружные сети водопровода и канализации" лист 20 определен такой показатель мастики как "весьма усиленная". В пункте 9 сметы 06-07-01к-1 "Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1, 06-07 Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1" определено наименование вида работ: "нанесение весьма усиленной антикоррозионной битумно-резиновой или битумно-полимерной изоляции на стальные трубопроводы диаметром: 100 мм", из содержания которой также следует, что изоляция должна быть "весьма усиленной антикоррозионной битумно-резиновой или битумно-полимерной изоляции".
Таким образом, из совокупности пунктов 9 и 10 сметы 06-07-01к-1 "Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1, 06-07 Водопровод хозяйственно-питьевой (В1) к блоку А1" возможно сделать вывод о наличии показателей мастики битумной.
Пунктом. 22 документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" заказчиком определено, что конкретные показатели используемого товара указываются участниками закупки в соответствии со сведениями, содержащимися только в пунктах ФССЦ, каталог строительных материалов, каталог "строительные материалы", каталог сметных цен, Прайс-лист (во всех формах написания, например, Пр-лист, прайс лист, пр-с лист и т.д.) смет. Указанный пункт документации о закупке также содержит указание на перечень смет, являющихся приложением N 2 к документации об электронном аукционе, в которых указаны показатели материалов, подлежащие отражению в содержании первой части заявки.
Согласно инструкции по заполнению заявки (п.22 документации о закупке) участникам закупки надлежит указать только те показатели материалов, которые нашли отражение в Приложении N2 к документации об электронном аукционе, а именно в сметной части: "Сметы". Показатели материалов мастики битумной и доводчика дверного, отраженных заказчиком в проектной части документации, не подлежат отражению участником закупки в заявке на участие в аукционе, следовательно, не указание участником закупки отсутствующих в п.п. 248,258 сметы 02-03-01к-1: "Доводчик двери" и в п.10 сметы 06-07-01к-1 "Мастика битумная" показателей таких материалов не может служить основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
При этом необходимо учесть, что показатели материала: "Мастика битумная" согласно ГОСТ 30693-2000 "Мастика кровельная и гидроизоляционная" являются показателями, значения которых можно получить только в результате испытаний. Положения Закона о контрактной системе не обязывают потенциальных участников закупки при заполнении содержания первой части заявки иметь в наличии материал (товар), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара, следовательно, не указание участником закупки показателей мастики битумной, которые можно получить только в результате испытания данного товара, также не может являться основанием для отказа в допуске.
Следовательно, довод Заявителя, что отсутствие показателей материалов по п.п 248,258 и п. 10 смет вводит в заблуждение участников закупки не нашел своего подтверждения.
Допущенное нарушение положений Закона о контрактной системе в части не указания заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки на порядок предоставления сведений в отношении материалов (товаров), отраженных "за минусом" и сопровождаемых словом "до", комиссия Брянского УФАС России приняла решение признать не препятствующим к подаче заявки на участие в аукционе и затрагивающим права участников закупки, поскольку не указание заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки на порядок предоставления сведений в отношении материалов (товаров), отраженных "за минусом" и сопровождаемых словом "до", предоставляет возможность участникам закупки заполнить данные позиции сметной документации по своему усмотрению. Сохранение или не сохранение в содержании первой части заявки участником позиций материалов, отраженных "за минусом" и сопровождаемых словом "до", не может являться основанием для отказа в допуске к участию в таком аукционе.
Комиссия Брянского УФАС России также учитывает, что каких-либо разъяснений относительно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе участниками закупки не направлялось.
3. Довод Заявителя относительно отсутствия показателей материала: "Компьютер" по пункту 23 сметы 02-03-40К-1 "Охранная сигнализация. Блок Б" не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
Согласно проектно-сметной документации на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г. Брянска" работа определена заказчиком в пунктах сметы ФЕР, при этом согласно положениями п. 22 информационной карты документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" конкретные показатели используемого товара указываются в соответствии со сведениями, содержащимися в пунктах ФССЦ, каталог строительных материалов, каталог "строительные материалы", каталог сметных цен, Прайс-лист (во всех формах написания, например, Пр-лист, прайс лист, пр-с лист и т.д.) смет.
Таким образом, сведения о работах содержащиеся в пунктах смет ФЕР не подлежат отражению в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе за N 0127200000219001034.
При обозрении пункта 23 сметы 02-03-40К-1 "Охранная сигнализация. Блок Б" установлено, что по данному пункту "Компьютер" определен заказчиком как работа: ФЕРм10-04-100-06 и как следствие сведения о работах, указанных в пунктах ФЕР не подлежат отражению в первой части заявки на участие в электронном аукционе и у заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" отсутствует обязанность указывать конкретные показатели выполняемых работ.
Кроме того, исходя из пояснений, представленных заказчиком (вх. 2522 от 03.04.2019 года) данный товар (компьютер) будет приобретаться заказчиком отдельно.
4. Заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми Методика составления указанных в части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системы графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, положения пункта 2.9.4 Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ", в соответствии с которыми дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должно состояться подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией, поскольку заказчиком не установлена дата, не позднее которой должно состояться подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.
Приложением N4 к проекту государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе является "График выполнения строительно - монтажных работ". Пунктом 3 под табличной частью Графика выполнения строительно - монтажных работ заказчиком ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" определено следующее: "Срок (сроки) подключения Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотреть проектной документацией: согласно договора на техприсоединения в рамках действующих технических условий". При этом, дата, не позднее которой должно состояться подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения заказчиком не установлена.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Принято решение признать жалобу заявителя ООО "Райагропромстрой" на действия заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение строительно - монтажных работ по объекту "Дворец единоборств в Советском районе г.Брянска" N 0127200000219001034 частично обоснованной в части отсутствия в документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 указания на порядок предоставления участниками электронного аукциона за N 0127200000219001034 сведений о материалах (товарах), которые в проектно-сметной документации обозначены заказчиком "за минусом", отсутствия в документации об электронном аукционе за N 0127200000219001034 порядка предоставления сведений по позициям проектно-сметной документации с указанием на показатели материалов (товаров) с сопровождением словами "до".
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" нарушения требований п. 2 ч.1 ст. 64, ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 2.9.4 Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ". Признать выявленные нарушения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системы не затрагивает права и законные интересы участников закупки, поскольку при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе участники вправе указать показатели по своему усмотрению.
3. Поскольку предписание заказчику ГКУ "Управление капитального строительства Брянской области" об устранении нарушений ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 2.9.4 Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "Новая линия", то по итогам рассмотрения данной жалобы предписание не выдавать.
4. Направить копию предписания, выданного по итогам рассмотрения жалобы участника закупки ООО "Новая линия", в адрес ООО "Райагропромстрой".
5. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "_______"
Члены комиссии "___________"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 4 апреля 2019 г. N 032/06/33-528/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 04.04.2019