Резолютивная часть оглашена 30.04.2019
В полном объеме изготовлено 07.05.2019 Великий Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол N 053/04/7.30-117/2019 от 17.04.2019 и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица заказчика - директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" "_.." по факту совершения ею действий в процессе осуществления закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", извещение N 0350300024618000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 30.05.2018, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
1. В мае - июне 2018 года заказчиком - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" осуществлялась закупка путем проведения конкурса на право заключения государственного контракта на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", извещение N 0350300024618000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.05.2018.
Конкурсная документация утверждена приказом директора МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" N 12 от 30.05.2018 "_.." 30.05.2018 (далее - Документация).
В соответствии с пунктами 3, 6 части 3 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает способы получения конкурсной документации, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, а также место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Согласно части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
Согласно разделу "место предоставления конкурсной документации" извещения о проведении открытого конкурса (далее - Извещение) заказчиком установлено "Российская Федерация, 175100, Новгородская обл., Волотовский р-н, Волот п, ул Володарского, 6а".
Также в соответствии с разделами "Дата, время и место вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе" и "Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" Извещения заказчиком установлено "20.06.2018 09 часов 00 минут" и "20.06.2018" соответственно.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о проведении открытого конкурса должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого конкурса.
Однако данная информация, относительно места предоставления конкурсной документации, а также даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и даты рассмотрения и оценки таких заявок в Документации отсутствует как таковая.
Кроме того, согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация относительно срока, места и порядка подачи заявок участников закупки.
Согласно Извещению заказчиком дата и время окончания срока подачи заявок были установлены на 20.06.2018 в 09 часов 00 минут.
Однако муниципальным заказчиком в Документации дата и время окончания срока подачи заявок не установлены.
Следовательно, в Документации отсутствует информация, которая является обязательной в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в действиях заказчика - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" содержатся нарушения пунктов 1, 3, 6 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в документации об электронном аукционе информации относительно способа получения конкурсной документации, места предоставления конкурсной документации, даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, даты рассмотрения и оценки таких заявок, а также даты и времени окончания срока подачи заявок.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Аналогичные положения установлены в пункте 2.4 Документации.
При этом конкретная дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе участникам закупки заказчиком не установлена, дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений Документации об электронном аукционе также отсутствует.
Кроме того, согласно статьи 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Однако в нарушение вышеуказанного положения законодательства о контрактной системе в Документации отсутствует срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе.
Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанности по установлению в документации об электронном аукционе информации относительно срока представления ее разъяснений, а также срока отзыва заявок на участие в открытом конкурсе.
3. В соответствии с часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Единые требования к участникам закупки перечислены в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом положений части 5 статьи 31, пункта 2 статьи 49 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик обязан в извещении о проведении открытого конкурса и документации о проведении открытого конкурса установить требования которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Раздел "требования к участнику закупки" Документации устанавливает единые требования, предъявляемые к участникам рассматриваемой закупки.
Однако в Извещении требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, перечисленные в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком не установлены.
Таким образом, заказчиком - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" в нарушение части 5 статьи 31, пункту 2 статьи 49 Закона о контрактной системе в Извещении не установлены надлежащим образом обязательные в соответствии с действующим законодательством требования к участникам закупки.
4. Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Однако при изучении материалов Новгородским УФАС России установлено, что заказчиком - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" проект контракта к Документации не приложен.
Таким образом, заказчиком - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" в нарушении части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к Документации не приложен проект контракта, наличие которого является обязательным в соответствии с действующим законодательством.
Вышеуказанные действия заказчика - МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" по утверждению конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывают на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение должностным лицом заказчика конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела "_.." надлежащим образом была уведомлена, на рассмотрение дела не явилась, заявила письменное ходатайство (вх. N 2935 от 24.04.2019 Новгородского УФАС России) о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствии.
Исследовав материалы дела N 053/04/7.30-117/2019 от 17.04.2019 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее возлагаемые на него функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
"_." как директор МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" на момент утверждения документации о проведении рассматриваемого открытого конкурса являлся лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", то есть являлась должностным лицом заказчика.
"_.." утвердила документацию о проведении рассматриваемого открытого конкурса с нарушениями части 5 статьи 31, пунктов 1, 2, 3, 6 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 7, 8 части 1 статьи 50, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Закон о контрактной системе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому "_." имела возможность и должна была изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица заказчика - директора МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Однако "__" не проявила должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица заказчика - директора МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", что привело к совершению им административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение "_.." своих обязанностей должностного лица заказчика - директора МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", отсутствовали.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено "_." по неосторожности, поскольку "_.." предвидела возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывала на предотвращение таких последствий либо не предвидела возможности наступления таких последствий, хотя должна была и могла их предвидеть.
Из вышеизложенного следует, что в действиях должностного лица заказчика - директора МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" "__" которая во исполнение своих служебных обязанностей должностного лица заказчика должна была и могла предпринять необходимые и зависящие от нее меры для осуществления закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", извещение N 0350300024618000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.05.2018, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место и время совершения административного правонарушения - 175100, п. Волот, Волотовский район, Новгородская обл., ул. Володарского, д. 6а; 30.05.2018.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как указано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях".
Однако доказательств наличия таких исключительных обстоятельств "_.." не представлено, должностным лицом Новгородского УФАС России при рассмотрении настоящего дела таких обстоятельств также не установлено.
Следовательно, доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного "_.." административного правонарушения, в материалах настоящего дела отсутствуют, в связи с чем административное правонарушение, совершенное "_.." не может считаться малозначительным.
Обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное пунктом 7 статьи 4.2 КоАП - добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 и 4.3 КоАП, материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
Руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях должностного лица заказчика - директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система" "_." выразившихся в утверждении конкурсной документации на право заключения контракта на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в МБУК "Волотовская межпоселенческая централизованная библиотечная система", извещение N 0350300024618000003 о проведении которого было размещено на официальном сайте 30.05.2018 с части 5 статьи 31, пунктов 1, 2, 3, 6 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50, пунктов 7, 8 части 1 статьи 50, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на "_." административный штраф за совершенное правонарушение в размере 3 000 (трех тысяч) рублей.
3. Сумму штрафа "__" надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810440300018001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор.счет: Нет
ОКТМО: 49610000
Код БК: 16111633050056000140
УИН: 16100500000000070051
(Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд муниципальных районов)
Заместитель руководителя
Новгородского УФАС России И.А. Куриков
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревшее дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 30 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019