по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
N067/10/18.1-52/2019
26 апреля 2019 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
от организатора торгов - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания: <_>
заявитель - ИП <_>
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров по правилам, предусмотренным статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" полномочий по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_> на действия организатора торгов - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания при проведении аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, находящегося в государственной собственности (извещение N 250319/2093928/01), руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
ИП <_> (далее также - Заявитель) в своей жалобе указал, что 11.03.2019 организатором торгов - Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении аукциона с изв. N250319/2093928/01.
Заявитель, имея намерения принять участие в указанных торгах, направил организатору торгов за 5 дней до окончания приема заявок запросы о разъяснении положений документации, ответы на которые так и не были им получены.
Кроме того, в соответствии с аукционной документацией:
- дата начала подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11 марта 2019 года;
- дата окончания приема заявок на участие в электронном аукционе: 11 апреля 2019 года в 17-00.
Заявитель, зайдя 11.04.2019 в 10-00 на электронную площадку обнаружил, что прием заявок осуществлялся до 09-00 11.04.2019, и поэтому подать заявку уже не представлялось возможным.
На основании изложенного, ИП <_> просил выдать закупочной комиссии, организатору торгов предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель Ответчика согласился с наличием разночтений в окончании срока подачи заявок, но данное обстоятельство, по его мнению, не привело к ограничению количества участников торгов, в частности не ущемило права Заявителя.
С учетом изложенного, представитель Ответчика просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия Смоленского УФАС России изучив доводы жалобы, рассмотрев представленные документы и пояснения, установила следующее.
11.03.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 250319/2093928/01 о проведении аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, находящегося в государственной собственности (лоты NN1-4).
Рассматриваемая закупка проводилась в соответствии Лесным кодексом РФ.
В соответствии с пунктом 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Установлено, что в разделе 1 "Информация об аукционе" закупочной документации указано, что "подача заявок для участия в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка осуществляется на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.rts-tender.ru) Имущественные торги с 11 марта 2019 г. 09-00 по 09-00 11 апреля 2019 г. Аналогичная информация размещена и на сайте ООО "РТС-тендер".
В то же время, в разделе 5 "Требования к заявке (Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме" закупочной документации организатором торгов определены следующие сроки подачи заявок:
- дата начала подачи заявок на участие в электронном аукционе: 11 марта 2019 г.;
- дата окончания приема заявок на участие в электронном аукционе: 11 апреля 2019 г. в 17-00.
При таких обстоятельствах, организатор торгов, установив в аукционной документации, информации, размещенной на сайте ООО "РТС-тендер", разное время окончания срока подачи заявок участников закупок, тем самым нарушил требования пункта 9 части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ.
В этой части, довод Заявителя нашел своё подтверждение.
Как указывалось выше, ИП <_> утверждал, что организатор торгов не дал ответы на поданные им запросы о разъяснении положений аукционной документации. В то же время, из представленных организатором торгов скриншота экрана входящей электронной почты запросы о разъяснении положений аукционной документации от Заявителя не поступало. Доказательств направления ИП <_> таких запросов о разъяснении Заявителем не представлено.
В этой связи соответствующий довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Помимо изложенного, Комиссией Смоленского УФАС России установлено следующее.
Из части 10 статьи 83 Лесного кодекса РФ следует, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 N 75 были утверждены Методические указания по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2009 N 13883) (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 10 части 15 статьи 78 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона.
Согласно извещению по лоту N2 размер задатка составляет 230 048,91 руб.
В разделе "Документы, необходимые для участия в аукционе" извещения о закупке указано, что в соответствии с приказом ООО "РТС-тендер" от 14.02.2019 N 04/П-19 оплата задатка для участия в аукционе производится заявителями по следующим реквизитам (без НДС): ИНН 7710357167, КПП 773001001, БИК 044525967, р/сч.40702810600005001156, к/сч. 30101810945250000967 МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ПАО "СОВКОМБАНК", Г.МОСКВА. Получатель платежей ООО "РТС-тендер". Назначение платежа: Внесение гарантийного обеспечения по Соглашению о внесении гарантийного обеспечения, N аналитического счета.
Согласно пунктам 3, 4 раздела 3 "Документы, необходимые для участия в аукционе" извещения о закупке участники аукциона в составе своих заявок должны предоставить, в том числе, следующие документы:
- документы, подтверждающие факт внесения задатка Заявителем (платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора электронной площадки ООО "РТС-тендер", указанные в извещении), а также документы, подтверждающие факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме;
- выписку (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающую факт перечисления суммы задатка на счета организатора электронной площадки ООО "РТС-тендер", а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме.
Сведения, содержащиеся в заявках, не должны допускать двусмысленных толкований.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2 раздела 3 "Перечень документов, предоставляемых для участия в аукционе" закупочной документации.
Как пояснил, представитель организатора торгов, требования о предоставлении в составе заявки определенных документов, подтверждающих факт внесения задатка установлены в аукционной документации, извещении в соответствии с абзацем 3 пункта 2 части 22 Методических указаний, согласно которому "документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка (выписки) с банковских счетов заявителя, подтверждающие факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме".
В то же время, из положений абзаца 1 пункта 2 части 22 Методических указаний следует, что организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации
В связи с тем, что в Лесном кодексе РФ (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) не содержится требований о предоставлении участниками закупки в составе своих заявок конкретных документов, подтверждающих факт внесения задатка, организатор торгов не вправе был устанавливать такие требования.
Таким образом, участник закупки не должен был прикладывать к своей заявке какой-либо документ, подтверждающий внесение им задатка на счет, указанный в документации.
В рассматриваемом случае, как указано выше, организатор торгов установил требование о предоставлении участниками аукциона в составе заявок конкретный список документов, подтверждающих факт внесения задатка, и тем самым нарушил требования абзаца 1 пункта 2 части 22 Методических указаний.
В части 18 статьи 78 Лесного кодекса РФ содержится перечень оснований, по которым участнику аукциона может быть отказано в допуске к участию в торгах.
В частности, согласно пунктам 1, 6 части 18 статьи 78 Лесного кодекса РФ такими основаниями могут быть, соответственно:
- несоответствие представленной заявки на участие в аукционе требованиям, установленным настоящей статьей;
- непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 части 22 Методических указаний одним из условий допуска заявителя к участию в аукционе является поступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе. Если сумма задатка не была зачислена на счет организатора аукциона в последний день окончания срока приема заявок согласно банковской выписке организатора аукциона, заявитель к участию в аукционе не допускается.
Таким образом, закупочная комиссия организатора торгов при рассмотрении заявок участников аукциона должна была проверить эти заявки, в том числе, на их соответствие требованиям, установленным статьей 78 Лесного кодекса РФ и поступление задатка на счет ООО "РТС-тендер".
Комиссией установлено, что по лоту N2 закупочной комиссией было отказано в допуске к участию в торгах ИП <_>, ООО <_> в связи с не предоставлением в составе их заявок конкретных документов, подтверждающих факт внесения задатка.
В то же время:
- ИП <_> в составе своей заявки приложил чек-ордер от 09.04.2019 на сумму <_>руб., справку от 10.04.2019 ПАО "Сбербанк" по операции списания денежных средств с карты, держателем которой является заявитель;
- ООО <_> в составе заявки приложило платежное поручение N<_> от 28.03.2019 на сумму <_>руб.
Как было указано выше, Лесной кодекс РФ требований о предоставлении участниками закупки в составе своих заявок конкретных документов, подтверждающих факт внесения задатка, не содержит, задаток от ИП <_> и ООО <_> на счет электронной площадки ООО "РТС-тендер" поступил, следовательно, у закупочной комиссии не имелось оснований для отказа им в допуске к участию в аукционе.
Согласно протоколу N1 от 12.04.2019 закупочная комиссия организатора торгов отказала данным участникам процедуры в допуске к участию в торгах, тем самым нарушила часть 18 статьи 78 Лесного кодекса РФ.
На основании изложенного, заслушав представителя ответчика, изучив представленные материалы, руководствуясь частью 2 статьи 18.1, статьёй 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Смоленского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя <_>на действия организатора торгов - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания при проведении аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда, находящегося в государственной собственности (извещение N 250319/2093928/01) обоснованной в части доводов, касающихся наличия в аукционной документации, информации, размещенной на сайте ООО "РТС-тендер" разночтений в окончании срока подачи заявок участников закупок.
2. Признать в действиях закупочной комиссии, организатора торгов нарушение пункта 9 части 15, части 18 статьи 78 Лесного кодекса РФ, абзаца 1 пункта 2 части 22 Методических указаний.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, в связи с выдачей такого предписания по результатам рассмотрения жалобы другого участника рассматриваемых торгов ИП <_>
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Заместитель председателя Комиссии Член Комиссии: |
______________________ |
|
|
______________________ ______________________ |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 6 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.05.2019