Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <_.>;
Члены Комиссии: <_.>, <_.>;
при участии представителе ООО "Мосрегионлифт" - <_.>, <_.>, представителей ООО "Звезда" - <_.>, <_.>, представителя ОАО "ЩЛЗ" - <_.>, рассмотрев дело N 1-11-117/38-18 от 19.10.2018 г., возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Звезда" (далее - ООО "Звезда"), Обществом с ограниченной ответственностью "Мосрегионлифт" (далее - ООО "Мосрегионлифт), Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - ОАО "ЩЛЗ") требований п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) поступило обращение ООО "Элевейтинг" (вх. N 9970/18 от 12.07.2018 г.), перенаправленное из ФАС России.
Иркутским УФАС России по обстоятельствам, изложенным в обращении, проведено антимонопольное расследование, по результатам которого установлено следующее.
20.12.2017 г. Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - ФКР МКД Иркутской области, Фонд) на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещения о проведении аукционов N SBR037-170095040000133, N SBR037-170095040000134, N SBR037-170095040000135, N SBR037-170095040000136, N SBR037-170095040000137, N SBR037-170095040000138) на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 8 Постановления Правительства N 615 от 01.07.2016, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт.
Заявки на участие в указанных 6 аукционах подали следующие организации: ООО "Звезда" (ИНН 3801076328), ОАО "ЩЛЗ" (ИНН 5051000880), ООО "Мосрегионлифт" (ИНН 7705722209).
В соответствии с протоколами NN 01, 02, 03, 04, 05, 06 от 15.01.2018 г. рассмотрения заявок на участие в вышеуказанных электронных аукционах допущены все поименованные участники.
Результаты проведения электронных аукционов приведены в нижеследующей таблице:
п/п |
N процедуры, НМЦК |
участники, подавшие ценовые предложения |
поданное ц/п |
победитель |
% снижения НМЦК |
1 |
SBR037-170095040000133, 252 985 790,30 руб. |
ООО "Звезда" |
239 071 571,83 |
+ |
5,5% |
ОАО "ЩЛЗ" |
251 720 861,35
|
|
|||
ООО "Мосрегионлифт" |
251 720 861,40 |
|
|||
2 |
SBR037-170095040000134, 199 764 051,12 руб. |
ОАО "ЩЛЗ" |
198 765 230,86 |
|
1% |
ООО "Мосрегионлифт" |
197 766 410,60 |
+ |
|||
3 |
SBR037-170095040000135, 259 832 813,00 руб. |
ООО "Звезда" |
257 234 484,86 |
+ |
1% |
ОАО "ЩЛЗ" |
258 533 648,93
|
|
|||
ООО "Мосрегионлифт" |
258 533 650,00 |
|
|||
4 |
SBR037-170095040000136, 246 490 924,00 руб. |
ОАО "ЩЛЗ" |
242 793 560,14 |
+ |
1,5% |
ООО "Мосрегионлифт" |
244 026 014,76 |
|
|||
5 |
SBR037-170095040000137, 21 626 047,40 руб. |
ОАО ЩЛЗ |
21 301 656,68 |
+ |
1,5% |
ООО "Мосрегионлифт" |
21 409 786,92 |
|
|||
6 |
SBR037-170095040000138, 63 069 318,60 руб. |
ООО "Звезда" |
62 438 625,42 |
+ |
1% |
ОАО "ЩЛЗ" |
62 753 972,01 |
|
|||
ООО "Мосрегионлиф" |
63 069 318,60 |
|
Анализ тактики поведения участников аукционов, по мнению антимонопольного органа, указывает на наличие признаков согласованности действий при подаче ценовых предложений всех участников (ООО "Звезда", ОАО "ЩЛЗ", ООО "Мосрегионлифт") во всех исследуемых аукционах.
Указанные торги проводились в один день - 18.01.2018 г.
Аукцион NSBR037-170095040000133 (г.Ангарск, г.Усолье-Сибирское) начался в 04:00 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 252985790,30 руб. ОАО "ЩЛЗ" в 04:00:52 сделало первое ценовое предложение в размере 251720861,35 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Звезда" в 04:01:43 с ценой 239071571,83 руб. (снижение составило 5,5%). Далее, в 04:14:32 (дополнительное время аукциона), свое ценовое предложение делает ООО "Мосрегионлифт" с ценой 251720861,40 руб. (снижение составило 0,5%).
Таким образом, ценовое предложение ООО "Звезда", как наименьшее, является лучшим, и ООО "Звезда" признается победителем в этом аукционе.
Вместе с тем, указанные действия участников торгов подлежат детальной оценке. При общих условиях, в равной конкурентной борьбе, участники аукциона стараются подавать ценовые предложения в соответствии с установленным порядком, последовательно снижая начальную (максимальную) цену договора на установленный шаг (0,5%). Это позволяет в ходе открытой состязательной борьбы определить победителя с наилучшим ценовым предложением, при этом каждый из предполагаемых независимых участников торгов заинтересован победить, но с наименьшим снижением начальной (максимальной) цены договора, обеспечив себе максимальную доходность при выполнении работ по соответствующей закупке. В этой связи действия ООО "Звезда" в ходе торгов, а именно подача ценового предложения с одномоментным снижением цены на 5,5% представляются нетипичными, если их рассматривать с точки зрения добросовестности и независимости участников в рамках честной конкурентной борьбы.
Также нетипичными представляются действия ООО "Мосрегионлифт", которое в конце проведения аукциона, то есть последним, подает ценовое предложение в размере, соответствующем снижению цены на 0,5%, зная, что ООО "Звезда" предложена цена со снижением 5,5%.
Аукцион NSBR037-170095040000134 (г.Братск) начался в 04:15 по московскому времени. Начальная (максимальная) цена договора - 199764051,12 руб. ОАО "ЩЛЗ" в 04:15:35 сделало первое ценовое предложение в размере 198765230,86 (снижение составило 0,5%). Следующее предложение было сделано ООО "Мосрегионлифт" в 04:16:33 с ценой 197766410,60 руб. (снижение составило 1%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ОАО "ЩЛЗ", ни ООО "Мосрегионлифт" больше не торгуются. Победителем признается ООО "Мосрегионлифт".
Аукцион N SBR037-170095040000135 (г.Иркутск) начался в 04:30 московского времени. Начальная (максимальная) цена договора - 259832813 руб. Первое ценовое предложение в 04:30:54 в размере 258533648,93 поступило от ОАО "ЩЛЗ" (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение сделано ООО "Звезда" в 04:35:07 с ценой - 257234484,86 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО "Мосрегионлифт" в 04:44:15 подало ценовое предложение в размере 258533650 руб., то есть общество опять в конце аукциона подает предложение с шагом снижения 0,5%, зная, что ООО "Звезда" предложена цена со снижением 1%.
Цель подачи такого ценового предложения невозможно логично объяснить с точки зрения независимости участников торгов.
Победителем аукциона признается ООО "Звезда".
Аукцион N SBR037-170095040000136 (г. Усть-Илимск) начался в 04:45 московского времени. Начальная (максимальная) цена договора - 246490924 руб. Первое ценовое предложение в 04:46:44 в размере 244026014,76 поступило от ООО "Мосрегионлифт" (снижение цены составило 1%). Следующее предложение сделано ОАО "ЩЛЗ" в 04:47:19 с ценой - 242793560,14 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО "Мосрегионлифт", ни ОАО "ЩЛЗ" больше не торгуются. Победителем аукциона признается ОАО "ЩЛЗ".
Аукцион N SBR037-170095040000137 (г. Железногорск-Илимский, г.Усть-Кут) начался в 05:00 московского времени. Начальная (максимальная) цена договора - 21626047,4 руб. Первое ценовое предложение в 05:03:49 в размере 21409786,92 поступило от ООО "Мосрегионлифт" (снижение цены составило 1%). Следующее предложение сделано ОАО "ЩЛЗ" в 05:06:57 с ценой - 21301656,68 руб. (снижение составило 1,5%). На этом ход торгов завершается, ООО "Звезда", как допущенный к торгам участник, ценовых предложений не подает. Ни ООО "Мосрегионлифт", ни ОАО "ЩЛЗ" больше не торгуются. Победителем аукциона признается ОАО "ЩЛЗ".
Аукцион N SBR037-170095040000138 (г. Саянск) начался в 05:15 московского времени. Начальная (максимальная) цена договора - 63069318,6 руб. Первое ценовое предложение в 05:19:51 в размере 62753972,01 поступило от ОАО "ЩЛЗ" (снижение цены составило 0,5%). Следующее предложение сделано ООО "Звезда" в 05:24:44 с ценой - 62438625,42 руб. (снижение составило 1%). Затем ООО "Мосрегионлифт" в 05:35:24 подало предложение с ценой 6306931,6 руб., то есть опять в конце аукциона общество подает ценовое предложение, в данном случае вообще без снижения, зная, что ООО "Звезда" предложена цена со снижением 1%. Цель подачи такого ценового предложения невозможно логично объяснить с точки зрения независимости участников торгов. Победителем признается ООО "Звезда".
Совокупный анализ поведения трех участников в 6 исследуемых аукционах позволяет выявить тактику подачи ими ценовых предложений и установить их зависимость с тремя основными факторами, явно влияющими на активность поведения участников в ходе проведения торгов: начальная (максимальная) цена договора, география предполагаемого места выполнения работ в рамках проводимых торгов, время проведения аукциона и подачи ценовых предложений.
Всего исследуется 6 одновременно объявленных ФКР МКД Иркутской области аукционов с одинаковым предметом - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Иркутской области, в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах:
Аукцион N SBR037-170095040000133 (г.Ангарск), начальная (максимальная) цена договора - 252985790,30 руб., начало аукциона в 04:00 по московскому времени.
Аукцион N SBR037-170095040000134 (г.Братск), начальная (максимальная) цена договора - 199764051,12 руб., начало аукциона в 04:15 по московскому времени.
Аукцион N SBR037-170095040000135 (г.Иркутск), начальная (максимальная) цена договора - 259832813 руб., начало аукциона в 04:30 по московскому времени.
Аукцион N SBR037-170095040000136 (г.Усть-Илимск), начальная (максимальная) цена договора - 246490924 руб., начало аукциона в 04:45 по московскому времени.
Аукцион N SBR037-170095040000137 (г.Железногорск-Илимский, г.Усть-Кут), начальная (максимальная) цена договора - 21626047,4 руб., начало аукциона в 05:00 по московскому времени.
Аукцион N SBR037-170095040000138 (г.Саянск), начальная (максимальная) цена договора - 63069318,6 руб., начало аукциона в 05:15 по московскому времени.
Общая сумма начальных (максимальных) цен договоров по 6 аукционам составила 1043768944,42 руб.
По итогам проведенных аукционов ООО "Звезда" признано победителем в 3 аукционах (NNSBR037-170095040000133, SBR037-170095040000135, SBR037-170095040000138) и заключило договоры по трем торгам, сумма по начальным (максимальным) ценам договоров по которым составила 575887921,90 руб. Договоры по результатам торгов обществом заключены на сумму 558744682,11 руб.
ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" также признаны победителями по трем аукционам ((NNSBR037-170095040000134, (NNSBR037-170095040000136, (NNSBR037-170095040000137) и заключили договоры по трем закупкам, сумма по начальным (максимальным) ценам договоров по которым составила 467881022,52 руб. Договоры по результатам торгов заключены обществами на сумму 461861627,42 руб.
Таким образом, наблюдается "условно" равное разделение 6 аукционов на 2 части по начальным (максимальным) ценам договоров.
С точки зрения географии расположения объектов, на которых требуется выполнение работ в рамках проводимых торгов по итогам проведенных 6 аукционов также наблюдается разделение аукционов на 2 части, которые условно можно обозначить как "юг" (г.Иркутск, г.Ангарск, г.Саянск - расстояние между населенными пунктами не превышает 300 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")) (победитель - ООО "Звезда") и "север" (г.Братск, г.Усть-Илимск, г.Железногорск-Илимский, г.Усть-Кут расстояние между населенными пунктами не превышает 350 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")) (победители - ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ"). При этом между собой указанные зоны разделены большим расстоянием (минимально от г.Саянска до г.Братска - 357 км (по данным Интернет ресурса "Google Maps")), а также существующей инфраструктурой железнодорожного транспорта и автодорог.
С точки зрения оптимизации затрат на транспортировку требуемого для выполнения работ оборудования из западной части Российской Федерации такое разделение представляется логичным и экономически обоснованным.
Наконец, время проведения торгов и подачи ценовых предложений, а также предложенная цена, явно соответствуют предполагаемому совместному поведению участников, направленному на реализацию тактики по распределению победы в проводимых аукционах.
Так, при проведении аукциона N SBR037-170095040000133 (первый по времени проведения) наблюдается активность ОАО "ЩЛЗ", первым сделавшим шаг аукциона и снизившим начальную (максимальную) цену договора на 0,5%, далее свой шаг делает ООО "Звезда" и сразу предлагает цену ниже на 5,5% от начальной (максимальной) цены договора. ООО "Мосрегионлифт" участвует в аукционе последним, подав ценовое предложение, но в размере ниже начальной (максимальной) цены договора только на 0,5%, при уже предложенной ООО "Звезда" цене такое предложение не обеспечивает цели победы в торгах, следовательно, должно рассматриваться как форма "пассивного" поведения в аукционе ("для вида").
Далее, в ходе проведения следующего по времени аукциона N SBR037-170095040000134, ООО "Мосрегионлифт" первым снижает начальную (максимальную) цену договора на 0,5%. После этого, следующим, ценовое предложение делает ОАО "ЩЛЗ" (шаг 0,5%) и снижает цену на 1%. При этом ООО "Звезда", имея все основания и возможности для подачи ценовых предложений, проявляет явную "пассивность" и вообще не участвует в аукционе, не подав ни одного ценового предложения.
В ходе следующего аукциона N SBR037-170095040000135 тактика действий участников практически аналогична действиям в аукционе N133. Первый шаг снижения на 0,5% делает ОАО "ЩЛЗ", затем свою цену предлагает ООО "Звезда", снижая цену на 1%, а ООО "Мосрегионлифт", делая ценовое предложение, фактически предлагает цену, соответствующую цене, предложенной ОАО "ЩЛЗ", то есть участвует "для вида".
В последующих аукционах NN SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137 повторяется тактика действий в аукционе N SBR037-170095040000134, с той разницей, что победителем становится ОАО "ЩЛЗ". ООО "Звезда" проявляет абсолютную "пассивность" и вообще не подает ценовых предложений. И, наконец, в аукционе N SBR037-170095040000138 практически повторяется ход аукционов NN SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000135 - ОАО "ЩЛЗ" делает шаг аукциона, затем свою цену предлагает ООО "Звезда". Последним выходит ООО "Мосрегионлифт", предлагая цену, соответствующую начальной (максимальной) цены договора.
Учитывая, что рассматриваемые аукционы являются самостоятельными закупками, на каждую из которых подано 3 заявки от независимых хозяйствующих субъектов, поведение участников в рамках проводимых торгов следует оценивать отдельно по каждой закупке именно с точки зрения предполагаемой их независимости и самостоятельности. Указанное означает, что в каждой процедуре торгов участники, не осведомленные о тактике действий конкурентов, должны проявлять максимальную активность в своем стремлении одержать победу в торгах и получении права заключить договор на выполнение работ и оказание услуг. И, наоборот, "пассивное" поведение в ходе торгов участником, подавшим заявку, предполагает его осведомленность о действиях конкурентов и согласованность тактики поведения всеми участниками проводимых торгов.
Таким образом, совокупный анализ тактики поведения участников в 6 аукционах, а именно явное "пассивное" поведение ООО "Мосрегионлифт" в аукционах NN SBR037-170095040000133, SBR037-170095040000135 и ООО "Звезда" в аукционах NN SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137 свидетельствует о наличии признаков антиконкурентного соглашения.
В соответствии с Приказом Иркутского УФАС России N 211/18 от 02.08.2018 г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Звезда" (ИНН 3801076328), по результатам которой инспекцией Иркутского УФАС России составлен акт проверки N 46/18 от 21.09.2018 г.
В ходе проведения проверки инспекцией Иркутского УФАС России была получена копия электронного письма от 23.12.2017 г. "_", адресованного "_" следующего содержания: "Необходимо открыть расчетный счет в банке Солидарность, при себе иметь пакет оригиналов (они их копируют для себя), распечатать вложенные файлы (их подписывать в банке), взять паспорт, печать, узнать сумму наличных для открытия и получить у А.С. Сотрудница банка, с которой была работа: "_" (начальник операционного отдела Филиала "Иркутский" АО КБ "Солидарность" 664007, г.Иркутск, ул.Карла Маркса, 40. Тел.: (3952)78-78-77), корпоративный: 929321 Мобильный: +79246077772 e-mail: OsipovaAV@solid.ru www.solid.ru". К указанному письму добавлены вложения заявление ООО "Звезда" на открытие счёта в АО КБ "Солидарность", анкета для заполнения клиентами - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, при открытии счёта в АО КБ "Солидарность".
В соответствии с п. 12 анкеты "Данные о предприятии" в графе "Сведения об основных контрагентах: плательщиках и получателях" ООО "Звезда" указало в качестве получателя: АО Щербинский лифтовый завод, МЛМ-Усолье.
ООО "МЛМ-Усолье" (ИНН 3851021420) является дочерним предприятием ООО "Звезда" и ОАО "Могилёвский завод лифтового машиностроения" (Республика Беларусь, УПН 700008856) с долями участия 51 и 49 процентов соответственно.
Согласно п.2 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В связи с наличием вышеуказанных обстоятельств приказом Иркутского УФАС России N349/18 от 19.10.2018 г. возбуждено дело в отношении ООО "Звезда" (ИНН 3801076328), ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ИНН 5051000880), ООО "Мосрегионлифт" (ИНН 7705722209) по признакам нарушения п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в заключении антиконкурентного соглашения, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 1-11-117/38--18 от 19.10.2018 г. Комиссией Иркутского УФАС России по рассмотрению данного дела установлено следующее.
Для рассмотрения дела N 1-11-117/38--18 от 19.10.2018 г. проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа).
По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции установлено следующее.
Определение временного интервала исследования товарного рынка.
Временной интервал исследования товарного рынка определен с 20.12.2017 г. (дата опубликования извещений о проведении аукционов) по 18.01.2018 г. (дата определения победителей торгов).
Определение предмета торгов.
Предмет торгов - право выполнения работ (услуг) по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования в границах Иркутской области.
Состав хозяйствующих субъектов: ООО "Звезда", ОАО "ЩЛЗ", ООО "Мосрегионлифт" - хозяйствующие субъекты, подавшие заявки на участие в электронных аукционах на право выполнения работ (услуг) по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектно-сметной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, осуществляют виды деятельности, входящие по классификатору ОКВЭД в одну товарную группу - производство прочих строительных работ, и, следовательно, являются участниками - конкурентами рынка прочих строительных материалов.
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению дела N 1-11-117/38--18 исследовав имеющиеся материалы дела, заслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Реализация заключенного между хозяйствующими субъектами соглашения предполагает предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на торгах.
Постановлением от 21.12.2010 г. N 9966/10 Президиума ВАС РФ разъяснено, что Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленных гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 16.03.2016 г.
Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух и более участников, которое означает, во-первых, осведомленность каждого из участников о намерении другого участника действовать определенным образом, во-вторых, согласованность выражения воли невозможна без намерения каждого из участников действовать единообразно с известными ему предполагаемым действиями других участников.
Из официального толкования нормы п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции следует, что системная оценка взаимообусловленных действий для констатации антиконкурентного соглашения сводится к необходимости проведения анализа ряда косвенных доказательств, сопоставления каждого из них с другими, не обременяя процесс доказывания обязательным поиском хотя бы одного прямого доказательства. По итогам доказывания совокупность косвенных признаков соглашения и (или) согласованных действий (при отсутствии доказательств обратного) может сыграть решающую роль.
Установив фактические обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия считает, что действия ответчиков при участии в обозначенных выше электронных аукционах не соответствуют принципу добросовестности и являются следствием заключенного между ними картельного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах. Доказательством тому служат следующие обстоятельства.
Согласно п.78(1) Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. N615, работы по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов; по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на замену лифтового оборудования, выполнению работ по замене лифтового оборудования, за исключением работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 8 настоящего Положения, и при условии, что работы по замене лифтового оборудования не включают работы по ремонту лифтовых шахт вправе выполнять только организации, состоящие в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Реестр квалифицированных подрядных организаций формируется Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области по результатам предварительного отбора.
При участии в предварительном отборе на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (извещение NSBR037-1710160008) ООО "Звезда" в качестве документов, подтверждающих наличие опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, представлены договоры N12/17-П от 03.03.2017 г., N14/17-П от 20.04.2017 г., N05/17-П от 28.04.2017 г., заключенные с ООО "АН "Арбат". В соответствии с предметом указанных договоров подрядчик (ООО "Звезда") обязуется выполнить по заданию заказчика (ООО "АН "Арбат") собственными силами, в объемах, в сроки и по стоимости, согласованных сторонами в договоре, с соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и взаимосвязанных с ним ГОСТов, действующих норм и правил монтаж пассажирских лифтов.
В соответствии с протоколом от 20.11.2017 г. рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронном аукционе на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт на территории Иркутской области, заявка ООО "Звезда" признана соответствующей требованиям документации о проведении предварительного отбора, общество включено в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Вместе с тем, из представленных Енисейским Управлением Ростехнадзора письменных пояснений от 17.10.2018 г. N8.25-37299/65 и документов следует, что, фактически монтаж указанных лифтов осуществляло ООО "Байкал-Азия-Инженеринг".
Таким образом, установлено, что ООО "Звезда" при проведении предварительного квалификационного отбора представлены недостоверные сведения о наличии опыта выполнения аналогичных работ, следовательно, общество не должно было быть включено в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования.
Указанные выводы в том числе подтверждаются добытыми в ходе проведения внеплановой проверки ООО "Звезда" сведений из имеющейся у общества электронной переписки. Так, в электронном почтовом ящике "zvezda-ooo-ang" обнаружено письмо, датированное 27.11.2017 г., от "_" в адрес ООО "Звезда" следующего содержания: "Добрый день, Татьяна. Вот предварительный расклад. ООО "Звезда" фактически деятельность не ведет на данный момент, опыта реализации подобных проектов нет. Нулевая выручка. Планируется создание с ОАО "Могилевлифтмаш" (собственник 100% УК - респ. Беларусь) совместного предприятия в ТОСЭСР Усолье-Сибирское. На базе нового предприятия будет осуществляться сборка комплектующих, которые будет поставлять ОАО "Могилевлифтмаш", далее это предприятие - сборщик будет отгружать лифты ООО "Звезда". Ориентировочно за срок контракта 10-11 мес. На 1 млрд. руб. подлежит замене 500 лифтов".
Анализ тактики поведения ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" при совместном участии в аукционах, заказчиком которых являлся Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, свидетельствует о том, что в ходе торгов указанные хозяйствующие субъекты создавали видимость состязательной борьбы.
Разделение аукционов между участниками торгов является одной из форм реализации антиконкурентного соглашения, результатом чего является поддержание цен на торгах, отсутствие конкурентной борьбы между участниками.
В ходе рассмотрения дела заявителем письменных пояснений по существу возбужденного дела не представлено.
Согласно письменным пояснениям ООО "Звезда", общество в связи с участием в торгах не заключало каких-либо соглашений с юридическими лицами, которые являлись потенциальными участниками вышеуказанных торгов. ООО "Звезда" не принимало участие в аукционах NN SBR037-170095040000134, SBR037-170095040000136, SBR037-170095040000137 в связи с экономической целесообразностью и положительным итогом иных торгов. При этом общество признано победителем торгов, поскольку предложило самую низкую цену выполнения работ.
ООО "Мосрегионлифт" представлены письменные пояснения, согласно которым общество, рассчитав экономические показатели возможного исполнения договоров по результат аукционов (затраты на банковские гарантии, удаленность региона от места привычной деятельности, сбор исходных данных для проектирования, доставка оборудования, хранение оборудования, обеспечение потребности в персонале для выполнения работ, создание условий для персонала, производство работ, сдача итогового результата), пришло к выводу о возможности снижения начальной (максимальной) цены в ходе торгов не более чем на 1%.
Согласно письменным пояснениям ОАО "ЩЛЗ", рассматривая предложение о начальной цене контракта, ОАО "ЩЛЗ" принимает решение о максимальном размере снижения начальной цены, как правило от 1% до 3%, с учетом удаленности региона, климатических условий, особенностей размещения лифтового оборудования, рабочего персонала. Учитывая удаленность г.Иркутска от г.Москвы и г.Щербинки, отсутствие у завода официальных представителей, которые могли проконсультировать об особенностях выполнения работ, было принято решение о снижении начальной (максимальной) цены контракта не более чем на 2%. Кроме того, по мнению общества, подтверждением отсутствия договоренности между ОАО "ЩЛЗ", ООО "Звезда" и ООО "Мосрегионлифт" является ход аукциона N SBR037-170095040000133, по результатам которого начальная (максимальная) цена контракта была снижена победителем - ООО "Звезда" - на 5,5%. При наличии договоренности между указанными субъектами не было бы необходимости производить снижение начальной цены контракта на 5,5%, снижение могло составить 1,5-2%.
Анализируя пояснения ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт", данные в ходе рассмотрения дела, и сопоставляя их с ходом проведенных аукционов, комиссия приходит к выводу о том. что фактически указанные лица в тактике поведения на аукционах не придерживались той линии, которая была определена руководством организаций в части допустимых размеров ценовых предложений. Так, ООО "Мосрегионлифт" в ходе первого аукциона N SBR037-170095040000133 реализует "пассивную" форму поведения - не торгуется в ходе активной части аукциона, а только в дополнительное время предлагает свою цену со снижением 0,5%, то есть не выполняет для себя установленное правило о снижении начальной (максимальной) цены договора до 1%. Затем в ходе второго аукциона ООО "Мосрегионлифт" предлагает лучшую цену со снижением 1%, при этом ОАО "ЩЛЗ" не продолжает торгов, хотя имеет возможность снизить цену до 2%. Такое поведение ОАО "ЩЛЗ" в ходе проведения второго аукциона, если его анализировать с точки зрения независимости лица от других участников, представляется нелогичным, поскольку фактически участник отдает победу в данной закупке другому участнику, имея экономическую возможность продолжения борьбы. При этом, делая такой вывод, Комиссия Иркутского УФАС России исходит из того, что ОАО "ЩЛЗ" не осведомлен о планах других участников на оставшиеся 4 закупки, а, следовательно, должен предпринимать максимально возможные усилия для победы.
В ходе третьего аукциона ни ОАО "ЩЛЗ", ни ООО "Мосрегионлифт" также фактически не реализовывают своих озвученных планов. ОАО "ЩЛЗ" делает первый шаг, снижает цену на 0,5%, затем делает шаг ООО "Звезда", снижает цену на 1%. Больше снижения не происходит, хотя ОАО "ЩЛЗ" имеет для себя возможность снизить цену на 2%, а ООО "Мосрегионлифт" делает в дополнительное время аукциона ценовое предложение в размере 0,5 % от начальной (максимальной) цены договора, хотя могло снизить цену на 1%. В результате победителем становится ООО "Звезда".
Проведение четвертого и пятого аукциона согласуется с представленными ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" пояснениями о планируемой тактике. Первым шаг делает ООО "Мосрегионлифт" с ценой ниже на 1%, затем свою цену предлагает ОАО "ЩЛЗ" ниже на 1,5% от начальной (максимальной) цены договора и становиться победителем в обеих закупках. Однако, такие действия, с учетом того, что ООО "Звезда" вообще не выходит в этих торгах с ценовыми предложениями, а ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" в первых трех аукционах проявляли непоследовательное "пассивное" поведение, как раз свидетельствуют о согласованности действий участников и реализации ими совместной тактики во всех аукционах.
Данный вывод еще больше подтверждается анализом действий участников в шестом аукционе, где также побеждает ООО "Звезда" со снижением 1%, ОАО "ЩЛЗ" делает только одно снижение на 0,5%, а ООО "Мосрегионлифт" вообще делает предложение, соответствующее начальной (максимальной) цене договора.
Еще очевидней вывод о реализации участниками согласованного и заранее спланированного поведения на закупках подтверждает тот факт, что ни один из победителей не выполнял заключенные договоры с ФКР МКД Иркутской области самостоятельно. Более того, ОАО "ЩЛЗ" после заключения договоров с Фондом на следующий день обратилось к организатору торгов за согласованием заключения субподрядного договора с ООО "Мосрегионлифт".
При этом ООО "Мосрегионлифт" также самостоятельно не приступило к исполнению обязательств по договорам, заключенным как с Фондом, так и с ОАО "ЩЛЗ", в части выполнения работ по ремонту и замене лифтового оборудования, заключив договоры субподряда с ООО "Партнерлифт", в частности договор NМ-0048-0107/2018-ЗА от 01.03.2018 г., договор NМ-0049-0107/2018-ЗА от 01.03.2018 г.
Из письменных пояснений ООО "Мосрегионлифт" следует, что в рамках исполнения обязательств по договору, заключенному с ФКР МКД Иркутской области, для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации, включая работы по визуально-инструментальному обследованию, было привлечено ООО "Вертикаль Проект" на основании договора NУ/6-18-ВП от 01.03.2018 г.
ОАО "ЩЛЗ" представлены копии договоров от 22.02.2018 г. NУ/4-18-ВП и NУ/5-18-ВП, заключенных также с ООО "Вертикаль Проект", предметом которых является разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (разработка проектной документации на ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации) согласно адресному перечню в Приложении N1 к договору.
В подтверждение выезда специалистов для осуществления осмотра, обмера в рамках исполнения договоров, заключенных по итогам аукционов N SBR037-170095040000134, N SBR037-170095040000136, N SBR037-170095040000137, ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ" представлены, в том числе копии маршрутной квитанции и посадочных талонов по маршруту Москва (Домодедово) - Братск от 28.01.2018 г., Братск - Москва (Домодедово) от 04.02.2018 г. на имя пассажиров - <_.>, <_.>, <_.>, <_.>.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ" пояснили, что указанные лица являются работниками ООО "Вертикаль Проект", однако каких-либо подтверждающих документов не представлено.
Вместе с тем, договоры, заключенные между ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт", датированы 22.02.2018 г. и 01.03.2018 г., то есть после фактического выезда специалистов субподрядной организации.
При указанных обстоятельствах Комиссия Иркутского УФАС России критически относится к доводам ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт", считая их необоснованными и не подтверждающими факт осуществления осмотра, обмера в рамках исполнения заключенных с ФКР МКД Иркутской области договоров.
ООО "Звезда" также привлекало субподрядчиков для выполнения работ по договорам, заключенным с ФКР МКД Иркутской области, как в части выполнения работ по замене лифтового оборудования, так и подготовке проектно-сметной документации (договоры подряда N1/18 от 05.02.2018 г., N3/18 от 19.03.2018 г., заключенные с ООО "ВостокСтройТехПроект").
Следует отметить, что в нарушение п.5.4.1 договора об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, заключенных с ФКР МКД Иркутской области, ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Звезда" не уведомили Фонд о привлечении субподрядных организаций при выполнении проектных работ.
Таким образом, Комиссией установлено, что на каждом этапе выполнения работ по договорам, заключенным с ФКР МКД Иркутской области, имелось промежуточное "звено" в виде субподрядчика, при этом каждая организация получила денежное вознаграждение.
В ходе рассмотрения дела представители ОАО "ЩЛЗ" пояснили, что минимальное снижение в ходе аукционов обусловлено тем, что на момент аукциона участник торгов не располагает достоверной информацией о конечной стоимости договора, поскольку эта цена будет снижена заказчиком - Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области - по результатам сдачи проектно-сметной документации.
В материалах дела имеются дополнительные соглашения к договорам, заключенным между Фондом и ОАО "ЩЛЗ", ООО "Мосрегионлифт" по результатам исследуемых торгов.
Так, согласно п.1 дополнительного соглашения N1 от 05.07.2018 г. к договору об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 01.02.2018 г. N03/ПО-В-Г/2017-2018, заключенному между ОАО "ЩЛЗ" и Фондом, цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов работ, что составляет 1123694,02 руб.
Дополнительным соглашением N1 от 05.07.2018 г. к договору об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 01.02.2018 г. N02/ПО-В-Г/2017-2018, заключенным с ОАО "ЩЛЗ", предусмотрено снижение цены договора на 13264141,59 руб.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения N1 от 05.07.2018 г. к договору об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 01.02.2018 г. N01/ПО-В-Г/2017-2018, заключенного с ООО "Мосрегионлифт", снижение цены договора предусмотрено на 12174961,39 руб.
Определением N3327/18 от 24.12.2018 г. к рассмотрению дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечен Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.
В ходе заседания Комиссии 13.03.2019 г. представители Фонда пояснили, что поскольку в соответствии с действующим законодательством экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, Фонд не вправе обязать победителя торгов провести экспертизу проектно-сметной документации.
ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ" после разработки проектно-сметных документаций в рамках исполнения договоров, заключенных с Фондом, добровольно провели их экспертизу, в результате чего цена по договорам была снижена, в свою очередь ООО "Звезда" отказалось от прохождения экспертизы проектно-сметной документации, в связи с чем цена по договорам с обществом осталась неизменной.
Учитывая изложенное, Комиссия Иркутского УФАС России критически оценивает довод ОАО "ЩЛЗ" о том, что на момент аукциона участник торгов не располагает достоверной информацией о конечной стоимости договора ввиду снижения стоимости договора заказчиком, поскольку в рассматриваемой ситуации заказчик самостоятельно не имеет возможности повлиять на снижение цены договора. Более того, являясь профессиональным участником рынка по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, ОАО "ЩЛЗ" не могло не знать о том, что прохождение экспертизы проектно-сметной документации не является обязательной процедурой, однако согласилось с ее проведением. То обстоятельство, что ОАО "ЩЛЗ" заранее предполагало возможность снижения цены договоров по результатам необязательной экспертизы свидетельствует о том, что общество имело возможность осуществить снижение цены на этапе проведения торгов.
Таким образом, тактика поведения хозяйствующих субъектов в совокупности с иными установленными по делу обстоятельствами, в том числе наличие заключенного договора субподряда между ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт", указание ООО Звезда в анкете на открытие счета в АО КБ "Солидарность" в качестве получателя ОАО "ЩЛЗ" свидетельствуют о наличии картельного соглашения между указанными лицами.
На основании изложенного Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" по признакам нарушения п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившимся в достижении и реализации картельного соглашения, направленного на разделение аукционов, результатом чего является поддержание цен на торгах.
Лицам, привлеченным к участию в рассмотрении дела, направлено заключение об обстоятельствах дела от 27.03.2019 г. N038/1217/19.
ООО "Звезда" представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела, согласно которым указание обществом в графе "Сведения о контрагентах" анкеты, входящей в составе документов на открытие счета в ПАО КБ "Солидаоность", в качестве предполагаемого получателя ОАО "ЩЛЗ" обусловлено лишь тем, что ООО "Звезда" не является производителем лифтового оборудования, а ОАО "ЩЛЗ" является крупнейшим и имеющим положительную репутацию производителем лифтового оборудования.
Комиссия, рассмотрев указанный довод, оценивает его критически, поскольку на территории Российской Федерации действуют и иные производители лифтового оборудования, однако ООО "Звезда" определило в качестве своего потенциального контрагента именно ОАО "ЩЛЗ", что с учетом иных установленных по делу обстоятельств свидетельствует о наличии договоренности между указанными хозяйствующими субъектами.
Иные доводы Общества не опровергают выводы Комиссии, изложенные в заключении об обстоятельствах дела.
ОАО "ЩЛЗ" представлены возражения на обстоятельства дела, согласно которым вывод Комиссии о наличии признаков антиконкурентного соглашения при "пассивном" поведении в ходе торгов является ошибочным, поскольку участники торгов заинтересованы победить, но с наименьшим снижением начальной цены договора, для обеспечения максимальной доходности при выполнении работ по соответствующей закупке.
Вместе с тем, по мнению Комиссии иркутского УФАС России, указанный довод является несостоятельным ввиду следующего.
Безусловно, извлечение прибыли является целью деятельности любой коммерческой организации, однако целью участия в торгах добросовестного участника является победа в торгах, соответственно, в ходе торгов такой участник осуществляет действия, направленные на достижение этой цели.
В свою очередь "пассивное" поведение не способствует достижению указанной цели. Более того, анализ поведения ОАО "ЩЛЗ" в ходе исследуемых торгов наглядно продемонстрировал незаинтересованность общества в победе в ходе аукционов. Так, например, в аукционе N SBR037-170095040000134 (г.Братск) ОАО "ЩЛЗ" делает первое ценовое предложение в размере 0,5%, следующее ценовое предложение в размере 1% от начальной цены договора поступает от ООО "Мосрегионлифт". Если географически разделить все торги на две условные зоны - "север" (г.Иркутск, г.Ангарск, г.Саянск) и "юг" (г.Братск, г.Усть-Илимск, г.Усть-Кут, г.Железногорск-Илимский), принимая во внимание, что первый аукцион (г.Ангарск - зона "юг") завершился победой ООО "Звезда", с точки зрения логистики и экономической целесообразности добросовестный участник, имея возможность снизить начальную цену торгов до 2%, должен был продолжить подавать ценовые предложения, однако ОАО "ЩЛЗ" ограничивается подачей цены в размере 0,5%, в результате чего победу в аукционе одержало ООО "Мосрегионлифт". Вместе с тем, установленное в ходе рассмотрения дела наличие договора субподряда между ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" на выполнение монтажных работ лифтового оборудования по договорам, заключенным ОАО "ЩЛЗ" с ФКР МКД Иркутской области объясняет "пассивность" поведения акционерного общества, поскольку такое поведение отвечает интересам обоих хозяйствующих субъектов.
В следующем аукционе NSBR037-170095040000135 (г.Иркутск) ОАО "ЩЛЗ", действуя аналогично, опять проявляет "пассивность" поведения, в результате чего в аукционе победило ООО "Звезда".
В аукционе N SBR037-170095040000138 (г.Саянск) ОАО "ЩЛЗ" также проявляет незаинтересованность в победе, сделав лишь одно ценовое предложение (первое) в размере 0,5%.
Такое поведение участника торгов, по мнению Комиссии, может быть объяснено только заранее определенной стратегией участников антиконкурентного соглашения.
ООО "Мосрегионлифт" также представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела.
Проанализировав доводы общества, Комиссия Иркутского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
В части довода ООО "Мосрегионлифт" о том, что в заключении об обстоятельствах дела Комиссия условно разделила торги на две части:
- ООО "Звезда" признано победителем в 3 аукционах на общую сумму 558744682,11 руб. в зоне "юг";
- ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" признаны победителями по 3 аукционам на общую сумму 461861627,42 руб.
По мнению ООО "Мосрегионлифт", Комиссией не приведено никаких доводов относительно того, почему именно такая пропорция является доказательством соглашения.
Вместе с тем, географический фактор и наличие заключенного между ОАО "ЩЛЗ" и ООО "Мосрегионлифт" договора субподряда на выполнение монтажных работ по договорам, заключенным ОАО "ЩЛЗ" с ФКР МКД Иркутской области, в совокупности позволило Комиссии сделать вывод о возможности разделить условно торги именно в таком соотношении.
По мнению ООО "Мосрегионлифт", Комиссия Иркутского УФАС России не располагает доказательствами, свидетельствующими о наличии между указанным обществом и другими обществами коммуникации в связи с проведением аукционов - ни прямыми (например, переписка), ни косвенными (например, использование единой инфраструктуры для участия в торгах).
Комиссия считает несостоятельным вышеуказанный довод ООО "Мосрегионлифт" ввиду следующего.
Наличие устного антиконкурентного соглашения между ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ" подтверждается совокупностью установленных по делу обстоятельств, в частности анализом тактики поведения хозяйствующих субъектов в ходе торгов, наличием заключенного договора субподряда между ООО "Мосрегионлифт" и ОАО "ЩЛЗ", указание ООО "Звезда" в анкете на открытие счета в банке в качестве контрагента ОАО "ЩЛЗ".
Более того, не установление в ходе рассмотрения дела коммуникации между обществами в виде переписки и использования единой инфраструктуры, при наличии иных доказательств, не может являться доказательством отсутствия антиконкурентного соглашения между его участниками.
Кроме того, Комиссия Иркутского УФАС России считает несостоятельной ссылку ООО "Мосрегионлифт" на определение ВС РФ о 17.02.2016 г. N305-АД15-10488 по делу NА40-143256/2013, поскольку, во-первых, проведение ценового анализа деятельности хозяйствующих субъектов в ходе торгов не предусмотрено никакими нормативно-правовыми актами, во-вторых, в рамках указанного судебного дела хозяйствующим субъектам вменялось картельное соглашение не на торгах, следовательно, обстоятельства, подлежащие доказыванию по такому делу, иные.
Иные доводы ООО "Мосрегионлифт", изложенные в возражениях, не содержат новых фактических обстоятельств и не опровергают выводы Комиссии о наличии между ООО "Звезда", ООО "Мосрегионлифт", ОАО "ЩЛЗ" антиконкурентного соглашения.
Основания для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения отсутствуют в связи с завершением его реализации.
Согласно действующей редакции статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность наступает за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям и государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 23.12.2010 N31) под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов.
Деятельность картеля, направленная против добросовестной конкуренции, запрещена законодательством РФ и является по своей правовой природе видом незаконной предпринимательской деятельности. При этом под доходом следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) в рамках антиконкурентного соглашения за период его существования без вычета произведенных лицом расходов. В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N23, при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц, следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.
По оценке Комиссии, при реализации антиконкурентного соглашения общий доход его участников в результате победы на торгах составил 1020606309,53 руб.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 11, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона РФ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ,
РЕШИЛА:
Признать ООО "Звезда, ОАО "Щербинский лифтостроительный завод", ООО "Мосрегионлифт" (нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цены на торгах, проводимых Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (извещения на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" N SBR037-170095040000133, N SBR037-170095040000134, N SBR037-170095040000135, N SBR037-170095040000136, N SBR037-170095040000137, N SBR037-170095040000138).
Предписания ООО "Звезда" (ИНН 3801076328), ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ИНН 5051000880), ООО "Мосрегионлифт" (ИНН 7705722209) не выдавать.
Копии решения направить лицам, участвующим в деле.
Направить копию решения по настоящему делу в Прокуратуру Иркутской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.
5. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
| |
|
|
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 26 апреля 2019 г. N 1-11-117/38--18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.04.2019