Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), осуществляя свои функции, установленные в том числе пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), рассмотрев письмо Государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации" (далее - ГУП "РЦТИ") от 29.12.2018 N01-02/2278, направленное в адрес следующих банков:
- РОО "Якутский" Филиала N 2754 ВТБ (ПАО) в г. Хабаровске;
- АКБ "Алмазэргиэнбанк" (вх.N 01-21-16325 от 29.12.2018);
-АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Якутский региональный филиал (Якутский РФ АО "Россельхозбанк");
- Филиал "Газпромбанк" (Акционерное общество) "Дальневосточный" (Ф-л Банка ГПБ (АО) "Дальневосточный") (вх.N29-002 от 09.01.2019)
установило следующее.
В данном письме указано, что ГУП "РЦТИ" рекомендует:
- при рассмотрении пакета документов для совершения банковских операций и других сделок не принимать технические паспорта, изготовленные сторонними коммерческими организациями;
- предлагать населению и кругу прочих заинтересованных лиц за услугами по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства обращаться исключительно в ГУП "РЦТИ".
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) установлено следующее.
В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации") порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).
Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее - Инструкция).
В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 г. в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для исчисления государственной пошлины по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса.
В случае если информация об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на запрашиваемую дату отсутствует, то для исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) может применяться по выбору плательщика рыночная, кадастровая либо иная (номинальная) стоимость указанного имущества.
Таким образом, наличие технического паспорта не может являться обязательным требованием.
Также, Якутским УФАС России на основании информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) исх.N 04-02-028/1927 от 26.02.2019, вх.N 2196э от 13.03.2019, установлено, что вид деятельности "ведение технического учёта и технической инвентаризации объектов жилищного фонда" отсутствует в классификаторе ОКВЭД2, указанному виду деятельности в классификаторе ОКВЭД2 соответствуют виды деятельности "71.12.7 - Кадастровая деятельность", "68.32 - Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе". По данным из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на территории Республики Саха (Якутия) осуществляют деятельность по ОКВЭД2 71.12.7, 68.32 следующие хозяйствующие субъекты:
Дополнительный офис г. Ленск Дальневосточного филиала Акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации";
Отделение по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного филиала Акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации";
Дополнительный офис г. Ленск Дальневосточного филиала Акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - федеральное бюро технической инвентаризации";
Муниципальное учреждение архитектуры и технической инвентаризации муниципального образования Жатай;
Общество с ограниченной ответственностью "Техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости";
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство технической инвентаризации объектов недвижимости".
Государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации".
Кроме того, Якутским УФАС России установлено, что услуги по изготовлению технических паспортов на объекты капитального строительства предоставляет Муниципальное казённое предприятие "Кадастровое бюро ГО "город Якутск".
Пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, соответствующие требованиям для осуществления вышеуказанной деятельности, установленным законодательством, могут оказывать услуги на всей территории Российской Федерации.
Якутским УФАС России установлено, что ГУП "РЦТИ" не является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства, а рекомендация по предложению населению и кругу прочих заинтересованных лиц за услугами по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства обращаться исключительно в ГУП "РЦТИ" является актом недобросовестной конкуренции.
Актом недобросовестной конкуренции признается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (пункт 2 статьи 10.bis Парижской конвенции).
Согласно пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Действия ГУП "РЦТИ" по направлению письма, содержащего рекомендации по предложению населению и кругу прочих заинтересованных лиц за услугами по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства обращаться исключительно в ГУП "РЦТИ" неправомерны, т.к. данное действие ГУП "РЦТИ" является действием недобросовестной конкуренции, направленное на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могли причинить убытки другому хозяйствующему субъекту - конкуренту либо нанесли или могли нанести вред его деловой репутации, что соответственно повлечет за собой нарушение статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьёй 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции выдается предупреждение в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.
В связи с наличием в действиях ГУП "РЦТИ" (ОГРН 1051402190619 от 05.10.2005, ИНН 1435162270, 677027, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Кирова, д. 28) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьёй 14.8 Закона о защите конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости устранения последствий нарушения путем:
- отзыва письма от 29.12.2018 исх.N 01-22/2278, направленное ГУП "РЦТИ" в: РОО "Якутский" Филиала N 2754 ВТБ (ПАО) в г. Хабаровске; АКБ "Алмазэргиэнбанк" (вх.N 01-21-16325 от 29.12.2018); АО "Российский Сельскохозяйственный банк" Якутский региональный филиал (Якутский РФ АО "Россельхозбанк"); Филиал "Газпромбанк" (Акционерное общество) "Дальневосточный" (Ф-л Банка ГПБ (АО) "Дальневосточный");
- отзыва писем, содержащих рекомендации по предложению населению и кругу прочих заинтересованных лиц за услугами по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства обращаться исключительно в ГУП "РЦТИ", в случае направления таких писем иным хозяйствующим субъекта.
Настоящее Предупреждение подлежит обязательному исполнению рекомендация по предложению населению и кругу прочих заинтересованных лиц за услугами по технической инвентаризации (паспортизации) объектов капитального строительства обращаться исключительно в ГУП "РЦТИ" в срок, не превышающий тридцать календарных дней с момента его получения.
Согласно части 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции -антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частями 7,8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции - при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Административная ответственность за нарушение статьи 14.8 установлена статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Заместитель руководителя
Управления " "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 марта 2019 г. N 02/1535 (ключевые темы: техническая инвентаризация - учет жилищного фонда - объекты капитального строительства - недобросовестная конкуренция - технический учет)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.04.2019