Резолютивная часть оглашена 22 апреля 2019
Решение изготовлено в полном объеме 08 мая 2019
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 16/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_" |
в присутствии представителей ответчика - ООО "Татнефть-АЗС Центр" (423450, Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Р. Фахретдина, д.37):
"..,"
в отсутствии представителей заявителей,
рассмотрев дело N 16/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения ООО "Татнефть-АЗС Центр" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в необоснованном повышении цены на бензин автомобильный марок АИ-92 и АИ-95 на автозаправочных станциях ООО "Татнефть-АЗС Центр" Чувашской Республики,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в мае-июне 2018 года поступили ряд обращений физических и юридических лиц, некоммерческих объединений о необоснованном повышении цен на бензин автомобильный на автозаправочных станциях (далее - АЗС) ООО "Татнефть-АЗС Центр" в Чувашской Республике.
Из обращений следует, что Чувашский филиал ООО "Татнефть - АЗС Центр", используя свое монопольное положение, резко повысило за период январь - июнь 2017 г. цены на бензин автомобильный на АЗС, подорожание за этот период произошло на 5-6 руб. за 1 л. и цена достигла 42 руб. за 1 л.
Сложившие в регионе цены на бензин автомобильный АИ -92 и АИ-95 стали одними из самых высоких по сравнению с близлежащими регионами.
По результатам рассмотрения, поступивших обращений о необоснованном повышении цен на бензин автомобильный марок АИ-92 и АИ-95 на АЗС в республике и в связи с обнаружением признаков нарушения ООО "Татнефть-АЗС Центр" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции приказом Чувашского УФАС России от11.10.2018 N 108 "О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" в отношении ООО "Татнефть-АЗС Центр" возбуждено дело N 16/04-АМЗ-2018.
Комиссия Чувашского УФАС России, рассмотрев представленные документы, аналитические материалы об объемах реализации, покупной стоимости, затратах, динамике цен, себестоимости, рентабельности, связанных с приобретением бензина автомобильного марок АИ -92 и АИ-95 и его реализацией на АЗС Чувашской Республики за период январь-июнь 2018 г. установила следующее.
За анализируемый период январь-июнь 2018 г. оптово-отпускная цена на бензин автомобильный марки АИ - 92 (с НДС) с 31.33 руб./л повысилась до 41.83 руб./л., т.е. цена возросла на 33,5 %, при этом розничная цена (с НДС) с 37,5 руб./л повысилась до 40,60 руб./л, т.е. прирост составил 8,2 %. Данные показатели свидетельствуют о том, что рост оптово-отпускной цены значительно выше розничной. Несмотря на то, что торговая надбавка помесячно варьировалась и по своей величине в среднем составляла 18%, однако затраты были значительно выше доходов и в отдельные месяцы деятельность от розничной продажи не позволила получить прибыль. Сведения о динамике оптово-отпускных и розничных ценах на бензин автомобильный марки АИ-92 характеризуются показателями, представленными в таблице 1.
Таблица 1. Динамика оптово-
отпускных цен АИ-92
Наименование |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
|
||||||
показателей АИ - 92 |
|
||||||||||||
02.04-08.04 |
09.04-15.04 |
01.05-06.05 |
07.05-13.05 |
14.05-20.05 |
21.05-27.05 |
28.05-03.06 |
04.06-10.06 |
11.06-17.06 |
|
||||
Оптово-отпуская цена с НДС (руб./л) |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Розничная цена стеллы с НДС (руб./л.) |
37,5 |
37,50 |
37,5 |
38,10 |
38,10 |
42,10 |
42,10 |
43,10 |
43,50 |
43,60 |
40,60 |
40,60 |
|
Розничная цена со скидкой с НДС (руб./л) |
36,1 |
36,47 |
36,47 |
37,06 |
37,06 |
41,02 |
41,02 |
42,0 |
42,39 |
42,39 |
39,49 |
39,49 |
|
Торговая надбавка (%) |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из представленных сведений в динамике следует, что уменьшение оптово - отпускных цен отмечается в марте 2018 г. (с 31,46 руб. /л. до 29.66 руб./л.). При этом в данный период изменение розничных цен не наблюдается.
Рост розничных цен наблюдается в период с 01.04.2018 по 08.04.2018 (с 37,50 руб./л. до 38,10 руб./л.).
В данный период повышение оптово - отпускных цен не происходило.
Следующее повышение оптово - отпускных цен произошло в период с 08.04.2018 по 15.04.2018 (с 29,66 руб./л. до 33,62 руб./л.).
Изменение розничной цены произошло с 22.04.2018, при этом цена изменялась следующим образом: 38.10 руб./л., 38.90 руб./л., 39.30 руб./л., 40.10 руб./л., 42.10 руб./л.
В период с 03.06 по 10.06 закупочная цена возросла с 37.41 руб./л. до 41.83 руб./л., при этом розничная цена снизилась с 43.60 руб./л. до 40.60 руб./л.
С 10.06 по 01.07.2018 г. цена оставалась неизменной на уровне 40.60 руб./л., несмотря на изменение оптово - отпускной цены.
По данным представленным ООО "Татнефть-АЗС Центр" в период с 05.02.2018 до 11.03.2018 оптово - отпускная цена снижалась с 31.46 до 29.66 руб./литр (с 42117 руб./тонну до 39700 руб. /тонну).
Причиной неснижения розничной цены явился отрицательный финансовый результат. С изменением оптово - отпускной цены до 39700 руб./тонну или 29.66 руб./литр получена прибыль 0.15 руб./л и рентабельность составила 0.5%.
С апреля по июнь 2018 г. наблюдается значительный рост оптово-отпускной цены (с 29.66 руб./литр до 41.83 руб./литр), соответственно и розничная цена в этот период повышалась, но при этом величина торговой надбавки не позволила на конец полугодия обеспечить финансовую устойчивость и выйти на положительный финансовый результат.
Анализ финансовой деятельности представлен в таблице 2, из которых следует, что динамика цен на бензин автомобильный марки АИ - 95 (с НДС) за период январь-июнь 2018 г. формируется следующим образом: отмечается, что в этот период оптово-отпускная цена повысилась с 32.40 руб./л до 37.41 руб./л., т.е. цена на этот бензин повысилась в меньшем размере на 15,5 %, при этом розничная цена (с НДС) повысилась с 40,50 руб./л до 43,50 руб./л, т.е. с приростом на 7,4 %.
Данные показатели, как и показатели по бензину марки АИ-92, свидетельствуют о том, что темп рост оптово-отпускной цены по данному бензину, также выше розничной.
Вместе с тем, торговая надбавка по этому бензину устанавливалась по величине большей, чем на бензин марки АИ-92.
Здесь показатели деятельности от розничной продажи бензина марки АИ - 95 за 1 полугодие 2018 оказались положительными, с рентабельностью 1,9 %.
Таблица 2. Анализ финансовой
деятельности реализации АИ-92
"_."
Сведения о динамике оптово-отпускная и розничных ценах на бензин автомобильный марки АИ - 95 представлены следующими показателями.
Таблица 3. Динамика изменения
цены АИ-95
"_."
Из показателей, представленных в таблице следует, что в период с 01.01.2018 по 22.04.2018 розничная цена на бензин оставалась неизменной 40,50 руб./л., несмотря на изменение закупочных цен с 04.03.2018 по 08.04.2018.
С 22.04 по 03.06 розничная цена изменялась следующим образом с 40,50 руб./л., 40.90 руб./л., 41.50 руб./л., 42,10 руб./л., 43,10 руб./л., 43.50 руб./л. В последующий период с 03.06. до текущей даты цена остается на уровне 43.50 руб./л. В рассматриваемый период торговая надбавка изменялась в сторону уменьшения при росте оптово-отпускной цены, и в период спада повышалась, вероятно, в целях достижения положительных результатов финансовой деятельности. По данным представленным ООО "Татнефть-АЗС Центр" наценка за указанный период снижалась с 7,66 руб./литр до 4,22 руб./литр.
Анализ финансовой деятельности от розничной продажи бензина автомобильного марки АИ - 95 представлен в таблице 4.
"_."
Финансовые результаты организаций отражаются в специальном отчете, в котором указывается информация, характеризующая доходы и расходы организации, а также о ее прибылях и убытках за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
Согласно отчету о финансовых результатах деятельности за январь - декабрь 2018 года по Чувашскому филиалу ООО "Татнефть-АЗС Центр" убыток от розничной торговли моторным топливом (основной вид деятельности) составил 108748 тыс. рублей.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1).
По результатам проведенного Чувашским УФАС России анализа рынка розничной реализации автомобильного топлива, на территории Чувашской Республики выделено 19 локальных рынков, из которых по реализации автомобильного бензина марки АИ -92 на - 16 локальных рынках в районах:
- г. Алатырь и Алатырский);
- Аликовский;
- Батыревский;
- Вурнарский;
- Ибресинский;
- (г. Канаш, Канашский, Янтиковский;
- Козловский;
- Комсомольский;
- Красночетайский;
- Мариинско-Посадский;
- Маргаушский;
- Порецкий;
- Цивильский, Красноармейский;
- Ядринский;
- Яльчиский;
- г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский доминирующее положением занимает ООО "Татнефть-АЗС Центр".
По реализации автомобильного бензина АИ-95 из 19 локальных рынков на - 14 локальных рынках в районах:
- г. Алатырь и Алатырский;
- Аликовский;
- Батыревский;
- Вурнарский;
- Ибресинский;
- Козловский;
- Комсомольский;
- Красночетайский;
- Мариинско-Посадский;
- Маргаушский;
- Порецкий;
- Цивильский, Красноармейский;
- Ядринский;
- Яльчикский, доминирующее положением занимает ООО "Татнефть-АЗС Центр".
Представленные ООО "Татнефть-АЗС Центр" документы подтверждают, что цена реализации на бензин автомобильный складывается из цены покупки и наценки. По общеустановленным правилам устанавливаемая торговая надбавка должна покрыть все затраты Общества, связанные с транспортировкой топлива, с затратами по его хранению, затратами на содержание АЗС; затратами, связанными с продажей топлива и обслуживанием покупателей, включая налоги, и др., а также обеспечивать получение прибыли и рентабельность коммерческой организации.
Из представленных аналитических материалов следует, что розничные цены на бензин автомобильный марок АИ-92 и АИ-95 формировались Обществом на уровне максимально возможных, исходя из сложившейся ценовой конъюнктуры рынка, закупочных цен, с учетом существующих экономических показателей Общества и иных факторов, влияющих на ценообразование.
Исследованные Комиссией документы об объемах реализации, покупной стоимости, затратах, динамике цен, себестоимости, рентабельности, связанные с приобретением бензина автомобильного марок АИ-92 и АИ-95 и его реализацией на АЗС Чувашской Республики за период январь-июнь 2018 г. не позволяют считать, что сформированная розничная цена на топливо в рассматриваемый период, Обществом необоснованно завышалась, поскольку устанавливаемая в 1 полугодии 2018 г. торговая надбавка на бензин автомобильный марки АИ-92 не обеспечивала рентабельную работу Чувашского филиала ООО "Татнефть-АЗС Центр", а торговая надбавка на бензин автомобильный марки АИ-95 обеспечила рентабельную работу всего на 1,2 % и кроме того, деятельность филиала ООО "Татнефть - АЗС Центр" от розничной торговли моторным топливом (основной вид деятельности) по итогам 2018 году являлась убыточной.
Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Рассмотрение дела N16/04-АМЗ-2016, возбужденное в отношении ООО "Татнефть - АЗС Центр" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, прекратить, в связи с отсутствием состава нарушения.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 22 апреля 2019 г. N 16/04-АМЗ-2018 (ключевые темы: розничная цена - оплата отпуска - торговая надбавка - бензин - товарный рынок)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.05.2019