Резолютивная часть постановления оглашена 17 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 января 2019 года.
Руководитель Красноярского УФАС России, рассмотрев протокол N А580-9.21(2)/18 от 25.09.2018 и материалы дела об административном правонарушении N А580-9.21(2)/18, возбужденного в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) (далее - ПАО "МРСК Сибири"), в присутствии защитника ПАО "МРСК Сибири", <_>, действующего на основании доверенности, в отсутствие надлежащим образом извещенной потерпевшей гр. <_>, на основании пункта 1 статьи 29.6 КоАП, статьи 29.7 КоАП,
установил:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление гр. <_> на действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в нарушении установленного порядка заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Определением от 03 июля 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении N А580-9.21(2)/18 и принято решение о проведении административного расследования; гр. <_> привлечена в качестве потерпевшей.
По результатам проведенного административного расследования законный представитель ПАО "МРСК Сибири" письмом (исх. N14556 от 03.09.2018) уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Протокол N А580-9.21(2)/18 об административном правонарушении от 25.09.2018 составлен ведущем специалистом-экспертом в отсутствие надлежащим образом уведомленного законного представителя, защитника ПАО "МРСК Сибири".
Определением от 25.09.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 часов 15 минут 09.10.2018.
Определением от 09.10.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 10 часов 30 минут 09.11.2018.
Определением от 09.11.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 10 часов 15 минут 17.01.2019.
Указанный протокол ПАО "МРСК Сибири" был получен 28.09.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80084527058054, определение от 09.11.2018 получено ПАО "МРСК Сибири" 15.11.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80084529076803.
Протокол от 25.09.2018 был получен представителем гр. <_> <_>, действующей на основании доверенности от 28.08.2018, нарочно, что подтверждается соответствующей отметкой, определение от 09.11.2018 получено 16.11.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N <_>.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено следующее.
Гр. <_> 06.03.2018 подана заявка в ПАО "МРСК Сибири" на осуществление технологического присоединения электроустановок земельного участка, который находится по адресу: <_> (далее - Объект). Указанный Объект расположен на территории ДНТ "Любимое".
Согласно пояснениям ПАО "МРСК Сибири", гр. <_> (вх. N13285 от 27.07.2018, вх. N14434 от 16.08.2018 соответственно), письмом от 30.03.2018 (исх. N1.3/20/8044) ПАО "МРСК Сибири" в заключении договора об осуществлении технологического присоединения отказало в связи с тем, что ДНТ "Любимое" выделена мощность, в том числе и в отношении Объекта гр. <_>. На основании п.1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой технологическое присоединение носит однократный характер, сетевая организация указала, что отсутствуют основания для заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Однако, сетевой организацией не представлены документы, подтверждающие наличие технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.
В соответствии с представленными ПАО "МРСК Сибири" в ходе административного расследования письменными пояснениями (вх. N13285 от 27.07.2018, вх. N304 от 14.01.2019) сетевая организация указала, что заявителем при подачи заявки не представлены сведения и документы, предусмотренные пунктами 14, 10 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила). В связи с чем, у ПАО "МРСК Сибири" отсутствовала возможность заключить договор о технологическом присоединении.
Однако, в случае отсутствия сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. ПАО "МРСК Сибири" уведомления с указанием необходимости предоставления в адрес сетевой организации недостающих сведений, документов не направляло. ПАО "МРСК Сибири" на поданную потерпевшей 06.03.2018 заявку направило отказ в заключении договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.
В соответствии с представленными ПАО "Красноярскэнергосбыт" в ходе административного расследования письменными пояснениями (вх. N14319 от 15.08.2018), гарантирующий поставщик пояснил, что между ПАО "Красноярскэнергосбыт" и ДНТ "Любимое" 01.07.2014 заключен договор N<_> на электроснабжение садовых участков. Информацией о наличии технологического присоединения Объекта гр.<_>, к сетям ПАО "МРСК Сибири", в том числе опосредованно через объекты электросетевого хозяйства ДНТ "Любимое", гарантирующий поставщик не располагает. В соответствии с техническими условиями от 04.09.2013, предоставленными ДНТ "Любимое" электроснабжение Объекта по данной схеме электроснабжения не предусмотрено.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно пункту 3 Правил, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет о возможности временного технологического присоединения, предусмотренного разделом VII настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП).
Постановлениями NА562-9.21(1)/16 от 03.10.2016, NА509-9.21(2)/17 от 15.09.2017 ПАО "МРСК Сибири" было привлечено к административной ответственности за аналогичное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ПАО "МРСК Сибири" необходимых и достаточных мер по соблюдению установленного порядка заключения договора об осуществлении технологического присоединения Объекта к электрическим сетям, либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, представлено не было, что подтверждает вину Общества согласно части 2 статьи 2.1 КоАП.
Таким образом, действия ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неправомерном отказе от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта гр. <_> (ненаправление в адрес гр. <_> в установленный срок проекта договора или ответа о несоответствии поданной заявки требованиям действующего законодательства), являются неправомерными, нарушающими Правила технологического присоединения, содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 3.1. КоАП целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N11-П, Постановлении от 17.01.2013 N1-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать материальное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица.
Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
При рассмотрении дела об административном правонарушении представлены документы, характеризующие материальное положение ПАО "МРСК Сибири": копия бухгалтерского баланса на 31 декабря 2016 года, копия бухгалтерского баланса на 31 декабря 2017 года, копия отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 года, копия отчета о финансовых результатах за январь-декабрь 2017 года. Исходя из представленных документов, прибыль Общества за период январь-декабрь 2017 составила года 904 146 тыс. руб., однако убыток Общества за период январь-декабрь 2016 года составил 1 803 610 тыс. руб.
Кроме того, информация о количестве и общей сумме наложенных в 2018 году антимонопольным органом на ПАО "МРСК Сибири" административных штрафов, свидетельствует о наличии значительной финансовой нагрузки на юридическое лицо, которая влечет отток денежных средств организации от финансирования мероприятий по осуществлению технологического присоединения по договорам; приводит к избыточному государственному принуждению, а также противоречит общему интересу, состоящему в защите личности, общества и государства.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ПАО "МРСК Сибири", предусмотренные статьями 4.2 КоАП, обществом не были заявлены, при рассмотрении данного дела не установлены.
Принимая во внимание, что целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, применяя критерии справедливости и соразмерности административного наказания, обозначенные Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П и Постановлении от 17.01.2013 N 1-П, руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП, статьями 4.2., 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Назначить ПАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144А) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Снизить назначенный ПАО "МРСК Сибири" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21. КоАП, штраф на пятьдесят процентов, то есть вдвое.
Считать назначенным ПАО "МРСК Сибири" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, административное наказание в виде штрафа, в размере 300 000 (триста тысяч рублей).
Руководитель управления |
<...>
|
Примечание:
В соответствии с частью 3 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в силу.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК г. Красноярск БИК 040407001.
ОКТМО 04701000 КБК 161 1 16 41000 01 6000 140
УИН 16133011700001508474
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его учреждения, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 января 2019 г. N А580-9.21(2)/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.01.2019