Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2019
В полном объеме решение изготовлено 15.04.2019
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
Членов Комиссии: |
|
- |
|
|
- |
рассмотрев жалобу ООО "Современные технологии заземления", в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" (далее - заказчик) <_>, действующего на основании доверенности от 08.04.2019 N 25,
в отсутствие представителей ООО "Современные технологии заземления" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 04.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку материалов для заземления оборудования и контура зданий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038819000107) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.03.2019 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 220 765 рублей 20 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.04.2019 09:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом.
Согласно доводам жалобы, заявитель указывает следующее.
1. При описании объекта закупки заказчиком установлены завышенные требования к товару по позиции 4 Спецификации (раздел II аукционной документации Техническая часть), а именно: требуемые заказчиком значения показателей "Диаметр стержня", "Толщина покрытия" установлены не в соответствии с ГОСТ Р 50571.5.54-2013 /МЭК 60364-5-54:2011 Электроустановки низковольтные. Часть 5-54. Заземляющие устройства, защитные проводники и защитные проводники уравнивания потенциалов (далее - ГОСТ Р 50571.5.54-2013). Кроме того, указанным ГОСТом не устанавливаются требования к марке стали.
2. В Технической части аукционной документации содержится указание на продукцию конкретного производителя - СЗЦ-20-15(18) (ООО "Эмашпром").
Представитель заказчика на заседании Комиссии с доводами жалобы не согласился и пояснил, что при составлении аукционной документации характеристики материалов для заземления указаны в соответствии с правилами устройствами электроустановок. Согласно главы 1.7 и таблицы 1.7.4 наименьший размер оцинкованных заземлителей составляет 12 мм, заказчиком указано - 18 мм, что не противоречит действующим правилам. Целью заказчика является снижение общего сопротивления заземлителей, тем самым обеспечить надежность электроустановок и увеличить срок эксплуатации заземляющего устройства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 5 Информационной карты электронного аукциона предусмотрено, что объектом закупки является поставка материалов для заземления оборудования и контура зданий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Сатка". При этом, описание объекта закупки содержится в части II аукционной документации "Техническая часть (Спецификация)" (далее - Спецификация).
Так, спецификацией по позиции 4 установлены требования к стержню заземления, а именно:
4 |
Стержень заземления |
Стержень заземления оцинкованный Материал стержня: Сталь 20 (или аналог); Длина стержня: 1500 мм; Диаметр стержня: 18 мм; Покрытие: горячее оцинкование; Толщина покрытия, мкм: не ниже 100; Резьба: М20 с двух сторон стержня; Вес, 1шт. нетто 3,1 кг; Срок эксплуатации: около 25 ле |
Как следует из содержания жалобы, заявитель указывает, что требования к необходимому к поставке товару по позиции 4 Спецификации регламентированы ГОСТ Р 50571.5.54-2013. Однако заказчиком при описании объекта закупки без какого-либо обоснования использовались характеристики товара несоответствующие данному ГОСТу.
Так, согласно пункту 542.2.1 ГОСТ Р 50571.5.54-2013 типы, материалы и размеры заземляющих электродов должны обеспечивать коррозионную и необходимую механическую прочность на весь срок службы.
Минимальные размеры заземляющих электродов из наиболее распространенных материалов с точки зрения коррозионной и механической стойкости, проложенных в земле и замоноличенных в бетон приведены в таблице 54.1.
В соответствии с таблицей 54.1 ГОСТ Р 50571.5.54-2013 стержень заземления из стали горячего цинковая должен иметь минимальный размер диаметра 16 мм, толщину покрытия 45 мкм.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что характеристики объекта закупки заказчик вправе устанавливать самостоятельно, поскольку ГОСТ Р 50571.5.54-2013 указывает только минимальные значения показателей.
Вместе с тем, из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
При этом, установление заказчиком при описании объекта закупки характеристик товара отличных от требований ГОСТ должно сопровождаться обоснованием необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Вместе с тем, указанное обоснование в аукционной документации отсутствует, что не отрицается заказчиком.
Более того, представитель заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа затруднился пояснить, на основании каких именно требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации, заказчик установил по позиции 4 Спецификации требование к значению показателя "Материал стержня" в виде "Сталь 20 (или аналог).
Необходимо отметить, что законодательство о контрактной системе не содержит норм, регламентирующих возможность заказчика при описании объекта закупки устанавливать требования к значениям показателей товара в сопровождении слов "или аналог".
На основании изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно довода заявителя об указании заказчиком в Спецификации ссылки на производителя товара, а именно: СЗЦ-20-15(18), Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, заявителем в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие на рынке продукции с маркировкой СЗЦ-20-15(18) иных производителей, помимо ООО "Элмашпром".
Тогда как, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Современные технологии заземления" на действия заказчика обоснованной в части установления заказчиком характеристик к поставляемому товару, не соответствующих положениям ГОСТ Р 50571.5.54-2013, без соответствующего обоснования, в остальной части - необоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
ООО "Современные технологии заземления"
109428, г. Москва, Институтский 1-й проезд, д. 5, строение 1, этаж 1, помещение II, офис 52
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница г. Сатка"
456910, Челябинская область, г. Сатка, ул. Куйбышева, 15
ООО "РТС-тендер"
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А
Аукционной комиссии по закупке
(изв. N 0369300038819000107)
ПРЕДПИСАНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе
по делу N 074/06/105-411/2019 (N 224-ж/2019)
10 апреля 2019 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
Членов Комиссии: |
|
- |
|
|
- |
на основании решения Челябинского УФАС России от 10.04.2019 по итогам рассмотрения жалобы ООО "Современные технологии заземления" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку материалов для заземления оборудования и контура зданий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038819000107) (далее - аукцион), в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) или получения* заказчиком предписания не заключать контракт по итогам аукциона, проведенного с нарушением законодательства о контрактной системе.
2. Аукционной комиссии по аукциону (изв. N0369300038819000107) в срок до 19.04.2019 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, и передать указанное решение ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" для размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки АО "ЕЭТП".
3. ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" в срок до 26.04.2019:
3.1. разместить сведения о решении аукционной комиссии по аукциону об отмене протоколов в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направить их оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер";
3.2. принять решение об отмене аукциона и разместить сведения об указанном решении в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru;
4. ООО "РТС-тендер" с 15.04.2019 обеспечить ГБУЗ "Районная больница г. Сатка", аукционной комиссии по аукциону возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания.
5. ГБУЗ "Районная больница г. Сатка" в подтверждение исполнения предписания в срок до 30.04.2019 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене аукциона, копию решения аукционной комиссии по аукциону об отмене протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, доказательства размещения сведений об указанном решении, а также сведения о размещении решения заказчика об отмене аукциона в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и направления оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" (информацию предоставить на электронном носителе (например, диск) для приобщения к материалам дела).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действие предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
* Предписание подлежит исполнению с момента его получения в случае, если предписание получено заказчиком ранее размещения его в единой информационной системе, в остальных случаях, предписание должно быть исполнению с момента его размещения в единой информационной системе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 10 апреля 2019 г. N 074/06/105-411/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2019