Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и проце дур торгов,
в присутствии: со стороны заявителя - <_> (по доверенности), со стороны ответчика - <_> (предъявлен паспорт),
рассмотрев жалобу ООО "Промгражданстрой" (ИНН: 5904361232) (вх. N 003462) (далее - заявитель) на действия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 20" (ИНН: 5913003191); Котировочная комиссия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 20" (далее - организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на текущий ремонт открытой спортивной площадки в МАОУ "Основная общеобразовательная школа N 20", расположенной по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул.Дегтярева, 34 (извещение N 31907516463, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
15.03.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба ООО "Промгражданстрой", в которой указано на факт нарушения организатором торгов норм Положения о закупках для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 20", касающиеся письменного оформления процедуры проведения торгов.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - хозяйственное общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом общества и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 20" (далее - Положение); Конкурсной документацией на текущий ремонт открытой спортивной площадки в МАОУ "Основная общеобразовательная школа N 20", расположенной по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 34 (далее - Документация).
В извещении, на официальном сайте, опубликованы: дата начала приема заявок - 13.02.2019 г., дата рассмотрения заявок - 11.03.2019 г., дата подведения итогов закупки - 11.03.2019 г.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными.
В части 1 статьи 3 Закона о закупках дан исчерпывающий перечень принципов, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 4 раздела 11 Документации, в день, во время, и в месте, указанные в извещении о проведении открытого конкурса, Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Участники закупки, подавшие заявки на участие в конкурсе, или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Конкурсная комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в порядке их поступления по Журналу регистрации заявок на участие в открытом конкурсе последовательно.
В случае установления факта подачи одним участником закупки двух и более заявок на участие в открытом конкурсе при условии, что поданные ранее заявки таким участником не отозваны, указанные заявки Конкурсной комиссией не рассматриваются и возвращаются такому участнику.
При вскрытии конвертов с заявками Конкурсной комиссией оглашаются:
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица);
- почтовый адрес каждого участника закупки, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается;
- наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией;
- условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
Указанные данные также должны быть отражены в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе подписывается всеми присутствующими на заседании членами Конкурсной комиссии и представителем заказчика непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе размещается на официальном сайте не позднее чем через 3 дня со дня подписания такого протокола.
В соответствии с пунктом 1 раздела 12 Документации, срок рассмотрения заявок составляет не более 20 рабочих дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Исходя из пункта 3 раздела 12, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в открытом конкурсе на соответствие требованиям, установленным в разделе 7 Информационной карты конкурсной документации, и соответствие участников закупки требованиям, установленным в разделе 5 Информационной карты.
Информацию по критерию оценки "Квалификация участника" проверяется на основании наличия копий договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ сопоставимого характера и объема, копий благодарственных писем и отзывов.
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе Конкурсной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами Конкурсной комиссии и представителем заказчика.
Учитывая изложенное, указанные нормы не устанавливают запрет на составление единого протокола при вскрытии конвертов и рассмотрении заявок, поскольку в Положении и Документации отсутствуют императивные нормы, устанавливающие издание отдельного протокола в соответствии с каждой процедурой.
Согласно протоколу вскрытия конвертов причиной отказа в допуске к участию ООО "Промгражданстрой" в открытом конкурсе, является соответствие заявки требованиям настоящей конкурсной документации (раздел 7 пункта 4 подпункта 2, 3, 4:
- Все листы заявки на участие в открытом конкурсе, включая опись входящих в нее документов, должны быть сшиты нитками в единую книгу;
- Заявка должна содержать сквозную нумерацию листов;
- Заявка на участие в открытом конкурсе должна быть подписана участником закупки или лицом, уполномоченным).
При рассмотрении жалобы заявитель указал, что не оспаривает основания отклонения заявки. При этом указал на пропуск срока опубликования протокола рассмотрения вскрытия и рассмотрения заявок.
Между тем, протокол N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе был принят и подписан 28.02.19. Согласно сведениям в системе ЕИС, данный протокол был размещен 28.02.19.
Учитывая изложенное, нарушение в действиях организатора торгов отсутствует.
Также Комиссия отмечает, что единый протокол вскрытия конвертов и рассмотрения заявок не нарушает прав Заявителя, в том числе принято во внимание, что данные действия не повлекли незаконного отказа в допущении к торгам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Промгражданстрой" (ИНН: 5904361232) (вх. N 003462) (далее - заявитель) на действия Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа N 20" (ИНН: 5913003191); Котировочная комиссия Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N 20" (далее - организатор торгов) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на текущий ремонт открытой спортивной площадки в МАОУ "Основная общеобразовательная школа N 20", расположенной по адресу: Пермский край, г. Губаха, ул.Дегтярева, 34 (извещение N 31907516463, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка), необоснованной;
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 апреля 2019 г. N 003462
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019