Резолютивная часть постановления оглашена 11.01.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 14.01.2019.
<...>, руководитель Красноярского УФАС России, рассмотрев протокол N А101-9.21(2)/18 от 05.04.2018 и материалы дела об административном правонарушении NА101-9.21(2)/18, возбужденного в отношении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 а), в присутствии защитника ПАО "МРСК Сибири" <_.>, в отсутствие законного представителя ПАО "МРСК Сибири" и <_.>, привлеченной в качестве потерпевшей, уведомленных надлежащим образом, на основании пункта 1 статьи 29.6, статьи 29.7 Кодекса об административным правонарушениях РФ (далее - КоАП),
УСТАНОВИЛ:
В адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступило заявление <_.> (вх. N 1428 от 30.01.2018) на бездействие ПАО "МРСК Сибири", выразившееся в нарушении установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: <_.> (далее - Объект), а именно, в нарушении срока осуществления сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, а также в уклонении от проведения проверки выполнения заявителем технических условий.
Определением от 07 февраля 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении N А101-9.21(2)/18 и принято решение о проведении административного расследования; <_.> привлечена в качестве потерпевшей.
По результатам проведенного управлением административного расследования по делу N А101-9.21(2)/18 в отношении ПАО "МРСК Сибири" был составлен протокол об административном правонарушении от 05.04.2018, определением от 06.04.2018 рассмотрение дела назначено на 10 часов 45 минут 19.04.2018.
Определениями от 19 апреля 2018 года, от 17 мая 2018 года, от 16 июля 2018 года, от 15 ноября 2018 года рассмотрение дела отложено на 17.05.2018, 16.07.2018, 15.11.2018, 11.01.2019 соответственно.
Определение об отложении от 15.11.2018 получено ПАО "МРСК Сибири" 23.11.2018 (почтовый идентификатор 66001726503178), также направлено в адрес <_.> (почтовый идентификатор <_.>), выслано обратно отправителю в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с частью 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Согласно пункту 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, ПАО "МРСК Сибири" и <_.> надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N А101-9.21(2)/18 установлено, что 13.07.2017 между <_.> и ПАО "МРСК Сибири" был заключен договор N <_.> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 5 Договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до 14.01.2018.
Согласно техническим условиям N <_.> к Договору максимальная присоединяемая мощность составляет 15 кВт.
Согласно пункту 10 технических условий ПАО "МРСК Сибири", осуществляет:
- подготовку технических условий на технологическое присоединении;
- проверку выполнения технических условий со стороны Заявителя;
- фактические действия по присоединении и обеспечению работы энергопринимающих устройств Заявителя;
- проектирование и строительство ТП-10(6)/0,4 кВ;
- от ВЛ-10 кВ Ф. 1-02 до проектируемой ТП-10(6)/0,4 кВ проектирование и строительство ЛЭП-6кВ;
- от проектируемой ТП-10(6)/0,4 кВ до границ земельного участка заявителя проектирование и строительство ЛЭП-0,4 кВ;укоса на отпаечной опоре ВЛ-10 кВ ф. 1-02;
- перед проектируемой ТП установку линейного разъединителя.
В соответствии с пунктом 11 технических условий заявитель осуществляет:
- монтаж измерительного комплекса учета энергии, соответствующего требованиям "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442);
- перед прибором учета установку отключающего аппарат с возможностью его опломбирования;
- ввод до щита учета кабелем или самонесущим изолированным проводом типа СИП. Место прокладки кабеля или провода должно быть доступно для беспрепятственного осмотра по всей длине прокладки.
В соответствии с представленными ПАО "МРСК Сибири" в ходе административного расследования письменными пояснениями (вх. N 3157 от 27.02.2018) с целью исполнения мероприятий предусмотренных Договором, Обществом разрабатывалась проектно-сметная документация, в ходе которой проведено предпроектное обследование, с выездом на место исполнения договора. В ходе обследования выявлено наличие фактического присоединения Объекта, что подтверждается фотографиями Объекта.
Также в ходе рассмотрения дела Обществом в письменных объяснениях (вх. N 6502 от 16.04.2018) заявлялось о наличии в производстве Железнодорожного районного суда г. Красноярска дела о признании договора N <_.> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям недействительным, в связи с чем рассмотрение дела NА101-9.21(2)/18 неоднократно откладывалось. Однако на момент рассмотрения дела NА101-9.21(2)/18 решение о признании Договора Железнодорожным районным судом г. Красноярска не принято, в связи с чем Договор считается действующим.
В ходе рассмотрения дела защитником Общества заявлялось о наличии фактического присоединения Объекта к сетям садового общества (без указания наименования данного садового общества), в подтверждение было приложено исковое заявление гр. <__>., адресованное в Железнодорожный районный суд г. Красноярска, в котором гражданка указывает, что пользуется электросетями садового общества, которые находятся в аварийном состоянии, фактически часто имеют место отключения электричества в данных сетях и низкая мощность.
Вместе с тем, доказательств надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства садового общества также отсутствуют в материалах дела NА101-9.21(2)/18, хотя неоднократно запрашивались у ПАО "МРСК Сибири".
В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Также письма ФАС России от 28.04.2016 N ВК/28761/16 в соответствии с пунктами 7, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861 (далее - Правила), документами, подтверждающими надлежащее технологическое присоединение, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14 (2) настоящих Правил).
Указанные документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение Объекта в материалы дела N А101-9.21(2)/18 не представлены, что свидетельствует об отсутствии доказательств надлежащего технологического присоединения Объекта к электрическим сетям.
Также <_.> в адрес ПАО "МРСК Сибири" 21.01.2018 и 31.01.2018 были направлены заявления о проведении проверки выполнения вышеуказанных технических условий. Доказательства проведения проверки выполнения гр. <_.> технических условий сетевой организацией в материалах дела отсутствуют.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 ГК РФ).
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункт 4 статьи 539 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") настоящий закон устанавливает основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами (статья 2 ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно части 1 статьи 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации N861 от 27.12.2004 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила). Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения (пункт 7):
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии с пунктом 81, 82 Правил N 861 сетевой организацией производится проверка выполнения технических условий в отношении каждых технических условий, выданных заявителям.
Согласно пункту 90 Правил N 861 срок проведения мероприятий по проверке сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (с учетом направления заявителю подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий) не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией уведомления от заявителя о выполнении им технических условий либо уведомления об устранении замечаний.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП установлено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 года N179-э ОАО "МРСК Сибири", осуществляющее деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 24.1.58.
Постановлением NА562-9.21(1)/16 от 03.10.2016 ПАО "МРСК Сибири" привлекалось к административной ответственности за аналогичное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП.
В деянии юридического лица ПАО "МРСК Сибири" усматривается вина, предусмотренная частью 2 статьи 2.1. КоАП, поскольку у данного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, в действиях ПАО "МРСК Сибири", выразившиеся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям Объекта, в срок установленный Договором в соответствии с пунктом 16 Правил, в нарушении пункта 7 Правил, а также в неосуществлении мероприятий по проведению проверки выполнения технических условий заявителем в нарушении пунктов 81,82,90 Правил, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Факт правонарушения удостоверяется материалами дела об административном правонарушении NА101-9.21(2)/18.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении дела об административном правонарушении NА378-9.21(2)/18, возбужденного также в отношении ПАО "МРСК Сибири", установлено, что за период январь-декабрь 2016 года финансовый убыток Общества составил 1 803610 тыс. руб., по состоянию на период январь-декабрь 2017 года чистая прибыль Общества составила 904 146 тыс. руб. Из указанных сведений, характеризующих размеры прибыли и убытков организации за периоды с 2016 по 2017 год, следует, что Общество имеет нестабильное финансовое положение.
Кроме того, информация о количестве и общей сумме наложенных в 2017-2018 годах антимонопольным органом на ПАО "МРСК Сибири" административных штрафов, свидетельствует о наличии значительной финансовой нагрузки на юридическое лицо, которая влечет отток денежных средств организации от финансирования мероприятий по осуществлению технологического присоединения по договорам, а также от финансирования иных действий Общества, направленных на реализацию уставных целей и задач; приводит к избыточному государственному принуждению, а также противоречит общему интересу, состоящему в защите личности, общества и государства.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ПАО "МРСК Сибири" (ОГРН 1052460054327, ИНН/КПП 2460069527/246001001, 660021, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144 а) виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП.
Назначить ПАО "МРСК Сибири" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП административное наказание в виде штрафа, в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей.
Снизить назначенный ПАО "МРСК Сибири" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21. КоАП, штраф вдвое.
Считать назначенным ПАО "МРСК Сибири" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21. КоАП, административное наказание в виде штрафа, в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Руководитель управления |
<...> |
Примечание: В соответствии с частью 1 статьи 30.1. и частью 1 статьи 30.3. КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5. КоАП.
Согласно части 1 статьи 20.25. КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН 2466009115 КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Красноярское УФАС России) г. Красноярск р/сч 40101810600000010001 в ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК г. Красноярск БИК 040407001 ОКТМО 04701000 назначение платежа (КБК 16111641000016000140); УИН 16133011700001508350.
Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 января 2019 г. N А101-9.21(2)/18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.01.2019