Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела N 021/01/17-41/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
"_"
при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
при присутствии на заседании Комиссии ответчика- Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике":
- "_"
рассмотрев материалы дела N 021/01/17-41/2019, возбужденного в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
УСТАНОВИЛА:
в Чувашское УФАС России поступило обращение Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации, перенаправленное письмом ФАС России от 22.02.2019 N АЦ/13477/19 (вх. Управления от 04.03.2019 N 05-04/1236) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" о нарушении антимонопольного законодательства при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт служебного автотранспорта.
В обращении указывается следующее. Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" проведены аукционы, в электронной форме, размешенные на электронной площадке www.zakupki.gov.ru. по результатам которых в 2017-2018 годах заключено восемь государственных контрактов с ООО "Авторегион" (ИНН: 1215099400), ООО "ЛуидорСервис-Чебоксары" (ИНН: 2130117236) и ООО "Сервис Ч" (ИНН 2130058333) на общую сумму "_" рублей.
Данные государственные контракты заключены с единственными участниками торгов, то есть в отсутствии конкурентной борьбы.
При этом заказчиком при размещении заказов были предприняты меры по ограничению конкуренции и не допуску к участию в открытом аукционе других организаций, предоставляющих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта.
Так, пункт 1 технического задания (приложение N 2 к документации о проведении каждого аукционов) содержит условие нахождения станции технического обслуживания исполнителя на удалении не более 10 км от места расположения заказчика. При этом административная граница города Чебоксары (в сторону г. Москвы) удалена от них на 20 км.
Установление такого требования лишено практического смысла, так как предметом государственных контрактов является обслуживание и ремонт автомашин территориальных подразделений управления, которые находятся на удалении до 200 км от г. Чебоксары.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 "Правила описания объекта закупки" Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в описании объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количество участников закупки.
Также при рассмотрении обращения установлено следующее. Согласно приложению 2 к документации об электронном аукционе описание объекта закупки (техническое задание) "_ 2.4. Услуги по техническому обслуживанию транспортных средств включают в себя гарантийные и постгарантийные регламентные работы, рекомендованные заводом-изготовителем при межсервисном пробеге.
2.5. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым Исполнителем. Проведение работ (оказание услуг) не должно повлечь снятия автотранспорта Заказчика с гарантии завода-изготовителя_"
Также пункт 5 приложения 2 содержит "Требования к технической оснащенности и месту выполнения работ (оказания услуг):
5.1. Выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться на станции технического обслуживания автомобилей (далее - СТОА) Исполнителя, которое должно иметь точный адрес и свободные подъездные пути до СТОА.
5.2.Все виды работ по плановому, гарантийному и послегарантийному техническому обслуживанию и ремонту автомобилей проводятся Исполнителем с использованием современных компьютеризированных средств диагностики, современного технологического оборудования, метрологических средств и инструментов, рекомендованных производителями автомобилей.
5.3. Исполнитель обязан иметь достаточный штат подготовленных специалистов высокой квалификации, прошедших обучение, для производства видов работ (услуг) указанных в п. 4.1., связанных с ремонтом и обслуживанием автомобилей.
5.4. Транспортные средства Заказчика должны размещаться на круглосуточной, охраняемой стоянке, вместимостью не менее 30 машино-мест. Место выполнения работ и автостоянка должны быть оборудованы видеокамерами с возможностью просмотра видеозаписей.
5.5. Исполнитель обязан иметь собственный склад наиболее часто применяемых при ремонте запасных частей и основных расходных материалов для проведения регламентного обслуживания, доставка отсутствующих запасных частей должна осуществляться в сроки, не превышающие 2 рабочих дня.".
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что потенциальный участник должен обеспечить как выполнение гарантийных, так и постгарантийных работ.
При этом, осуществляется обслуживание автомобилей марок ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ГАЗель, грузового автотранспорта, ПАЗ и автомобилей иностранного производства (п. 4 Информационной карты). Следовательно, участник закупки должен иметь возможность осуществлять гарантийный работы на разные марки автомобилей, что требует наличия соответствующих договоров со всеми производителями указанных автотранспортных средств. При этом для осуществления постгарантийных работ, наличие договоров с производителями не требуется.
Гарантийные обязательства- это обязательства производителя, его официального производителя, которые должны осуществляться за счет производителя, но никак не за счет заказчика, соответственно включение в контракт обязательств по гарантии может приводить к необоснованным расходам.
Следовательно, установленные заказчиком требования ограничивают (могут ограничить) количество участников аукциона, что является нарушением статьи 17 закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 12.04.2019 N 38 возбуждено дело N 021/01/17-41/2019 в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
3. Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции (ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Содержание этого принципа раскрывается в ст. 8 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также контрагент). Принцип добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок направлен на выявление лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Заказчикам, специализированным организациям, их должностным лицам, комиссиям по осуществлению закупок, членам таких комиссий, участникам закупок запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Также ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
При этом, задачей законодательства о контрактной системе является не столько обеспечение максимального числа участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок, и оказание наиболее квалифицированных услуг (постановления Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11604/12, от 28.12.2010 N 11017/10). Как подчеркнул Президиум ВАС РФ в последнем из указанных постановлений, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и как нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Однако, разумеется, при определенных обстоятельствах наличие в документации о закупке таких условий может квалифицироваться и как нарушение.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара (выполнения работы, оказания услуги), являющегося предметом контракта. Иными словами, заказчик не только может, но и обязан указывать в извещении о проведении электронного аукциона место исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств. При этом ничто не запрещает определить такое место не путем указания на конкретный почтовый адрес, а (если это отвечает предмету закупки) путем указания на территорию населенного пункта (часть населенного пункта и т. п.).
Как показывает правоприменительная практика, такой способ определения места исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств, как правило, не рассматривается в качестве нарушения законодательства (например, решения ФАС от 13.03.2015 N К-179/15, от 24.12.2014 N К-1917/14, постановление Воротынского районного суда Нижегородской области от 25.11.2014, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2013 N Ф08-2264/13 по делу N А18-550/2012, постановления Двадцатого ААС от 07.09.2012 N 20АП-4027/12 и от 12.03.2012 N 20АП-707/12, постановление Четырнадцатого ААС от 16.12.2008 N 14АП-4191/2008, постановление Девятого ААС от 28.03.2008 N 09АП-2521/2008, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2009 N А05-7734/2008, решения Арбитражного суда Алтайского края от 30.04.2015 по делу N А03-2865/2015, Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2014 по делу N А40-120920/2014, постановление Кировского районного суда г. Астрахани Астраханской области от 02.02.2015 по делу N 12-76/2015, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2012 N 19АП-2151/12).
Вместе с тем нужно отметить, что решение вопроса о правомерности включения в документацию и извещение о закупке упомянутого в вопросе требования в значительной степени зависит от формулировок, использованных в документации и извещении. В силу ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена этим федеральным законом. В связи с этим, если из содержания документации об аукционе следует, что требование об оказании услуг в пределах определенного расстояния от места нахождения заказчика касается именно наличия у участника закупки соответствующего имущества, такое требование может рассматриваться как противоречащее ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (например, решение Брянского УФАС России от 01.04.2014 N 80, по ссылке: http://abtz.ru/2015220_162922.html, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2014 N Ф08-462/14, Решение Вологодского УФАС России от 17.01.2019 N 04-11/3-19, решение Новосибирского УФАС от 11 января 2017 года, решение УФАС по Хабаровскому краю от 7 ноября 2016 года, решение УФАС по Алтайскому краю от 26 марта 2018 г. по делу N 24-ОВ-18, решение Санкт-Петербургского УФАС от 8 декабря 2016 г. по жалобе N Т02-690/16).
Вопрос о правомерности установления требования к расстоянию места нахождения исполнителя или места оказания услуг попыталось решить Минэкономразвития РФ в своем письме от 20.02.2017 г. N Д28и-699. Так, в данном письме указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. Однако также отмечается, что указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.
4. В период 2017-2018 годов ФГКУ "УВО ВНГ России по Чувашской Республике" заключено 5 (пять) государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту служебного автотранспорта ФГКУ "УВО ВНГ России по Чувашской Республике" на общую сумму 4 688 929,33 рублей, в т.ч. 2 государственных контракта на общую сумму 1 300 000,0 рублей в 2018 году заключены в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств по государственному оборонному заказу.
Все 5 (пять) государственных контрактов были заключены по результатам проведения закупок в форме электронного аукциона, в которых всегда было более 2 (двух) участников (за исключением единственной закупки на сумму 300 000,0 рублей, по которой была подана 1 заявка), и по которым действительно проводились электронные торги с понижением цены за единицу услуги, в т.ч.:
- по извещению N 0815100000317000064 от 31.05.2017 подано три заявки, все три участника допущены для участия в электронном аукционе;
- по извещению N 08151000003170000103 от 18.09.2017 г. подано три заявки, все три участника допущены для участия в электронном аукционе;
- по извещению N 0815100000318000026 от 22.02.2018 г. подано три заявки, два участника допущены для участия в электронном аукционе, одна заявка отклонена из-за несоответствия требованиям извещения и документации о проведении электронного аукциона;
- по извещению N 0815100000318000047 от 19.06.2018 г. подано четыре заявки, три участника допущены для участия в электронном аукционе, одна заявка отклонена из-за несоответствия требованиям извещения и документации о проведении электронного аукциона. При этом отклоненным участником была подана жалоба на действия комиссии Заказчика, которая была рассмотрена Управлением Федеральной антимонопольной службой по Нижегородской области и признана необоснованной;
- по извещению N 0815100000318000061 от 30.10.2018 г. подана одна заявка, участник допущен, аукцион признан несостоявшимся, государственный контракт заключен с единственным поставщиком.
Таким образом, с учетом количества поступивших на участие в аукционах заявок и заявок, допущенных к участию в аукционе при проведении электронных аукционов, заказчик не совершил действий, которые привели к ограничению числа участников аукциона.
По всем пяти извещениям о проведении аукционов, информация опубликована на официальном сайте в информационно--телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС - Тендер" http://rts-tender.ru , т.е. в соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44- ФЗ) была сообщена неограниченному кругу лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Также, согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о кратком изложении условий контракта, содержащая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
Таким образом, отсутствие в извещении о закупке сведений о месте выполнения работ является нарушением пункта 2 статьи 42 Закона N 44- ФЗ.
Минэкономразвития России в письме от 20 февраля 2017 г. N Д28и-699 подтверждает право заказчиков территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или расстояние в километрах. Таким образом, Заказчиком реализовано право определить в документации, как далеко должно находиться место оказания услуг.
ФГКУ УВО, находящееся по адресу г. Чебоксары, пер. полковника Валькевича, д.3 расположено в центре г. Чебоксары и если смотреть по карте по всем направлениям, то до окончания границ города расстояние всегда до 10 км: в сторону Москвы по Ядринскому шоссе, граница до д. Чандрово Московского района г. Чебоксары -10 км, до микрорайона Новый город в сторону НЧК - 7,7 км и 10 км - г. Новочебоксарск, ул. Советская; до Альгешево - 8,2 км, до Лапсар - 7,5 км.
Окончание границы в расстоянии 10 км от Заказчика в Южном направлении - п. Кугеси Чебоксарского района, в Северном направлении - п. Северный (граница с Республикой Марий Эл), в Западном направлении - д. Чандрово Московского района г. Чебоксары (граница с Чебоксарским районом Республики Чувашия), в Восточном направлении - г. Новочебоксарск, ул. Советская (карту г. Чебоксары с указанием территориальных границ, масштаба, а также указанием расположения ФГКУ УВО и сервисных центров (ремонтных мастерских) прилагаем).
Таким образом, заказчик, установив границы в пределах 10 км от своего местонахождения, позволил принять участие в Закупке техническим станциям, расположенным и за территориальными границами г. Чебоксары: п. Кугеси Чебоксарского р-на, г. Новочебоксарск.
Определение места оказания услуг на территории г. Чебоксары также обусловлено потребностью Заказчика, поскольку основное количество автотранспортных средств (74,7%), принадлежащее ФГКУ УВО на праве оперативного управления, находится на территории города Чебоксары, г. Новочебоксарск и г. Кугеси Чебоксарского района и используется также преимущественно на территории г. Чебоксары, в т.ч.:
- по извещениям N 0815100000317000064 от 31.05.2017 г., N 08151000003170000103 от 18.09.2017 г., N 0815100000318000026 от 22.02.2018 г. и N 0815100000318000047 от 19.06.2018 г. были объявлены процедуры закупок на ремонт и техническое обслуживание 162 единиц автотранспорта, из которых 103 единицы эксплуатируются в г. Чебоксары (63,6 %), 12 единиц - в г. Новочебоксарск (7,4%), 6 единиц - в п. Кугеси Чебоксарского района (3,7 %), остальные (25,3 %) - в разных районах республики (Приложение N 2 к письму "Территория преимущественного использования транспорта);
- по извещению N 0815100000318000061 от 30.10.2018 г. была объявлена процедура закупки на ремонт и техническое обслуживание 78 единиц автотранспорта, из которых 37 единиц эксплуатируются в Чебоксары (63,6 %), 9 единиц - в г. Новочебоксарск (11,5%), 5 единиц - в п. Кугеси Чебоксарского района (6,4 %), остальные (18,5 %) - в разных районах республики.
Фактически по исполненным контрактам по вышеперечисленным извещениям, в 2017 году было отремонтировано всего 188 автомашин, из которых территориально находятся в г. Чебоксары - 150 машин, или 79,8%. 6 - машин п. Кугеси - 3,2%, г. Новочебоксарск - 11 машин, или 5.8%. т.г. 88,8 % автотранспорта с преимущественным использованием в г. Чебоксары и его ближайших границах. В 2018 году фактически отремонтировано всего 90 автомашин, из которых территориально находятся в г. Чебоксары - 60 машин, или 66,7 %, п. Кугеси - 3 машины, или 3,3 %, г. Новочебоксарск - 3 машины, или 3,3%, т.е. 73,3 % автотранспорта с преимущественным использованием в г. Чебоксары и его ближайших границах.
С учетом основной деятельности Заказчика по обеспечении: государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, служебный автотранспорт ФГКУ "УВО ВНГ России по Чувашской Республике" должен находиться в исправном состоянии круглосуточно и ремонт автотранспорта должен производиться в кратчайшие сроки.
Пунктом 10.2 технического задания (Приложение N 2 к документации об электронном аукционе) предусмотрена возможность присутствия представителя заказчика при выполнении работ (оказании услуг) исполнителем с целью контроля за оказываемыми услугами, а штатом ФГКУ УВО специалисты, обладающие специальными познаниями в области ремонта автотранспортных средств, предусмотрены только непосредственно в Филиале ФГКУ УВО, расположенном на территории г. Чебоксары.
Также определение места оказания услуг на территории г. Чебоксары обусловлено еще и экономией денежных средств по расходу ГСМ при доставке транспорта к месту осуществления ремонта, т.к. большее количество транспорта территориально находится в г. Чебоксары и населенных пунктах, расположенных вблизи г. Чебоксары. Для ремонта автотранспорта филиалов, расположенных на удаленном расстоянии от г. Чебоксары, п. 1 технического задания (приложение N 2 к документации об электронном аукционе) предусмотрена доставка автотранспорта заказчика к месту проведения ремонта силами и за счет средств исполнителя.
Также п. 15 раздела III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА" документации о проведении электронного аукциона предусмотрено, что победитель электронного аукциона в ходе исполнения контракта как исполнитель (Головной исполнитель) вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (исполнителей, участвующих в исполнении работ (оказании услуг)) и заключать с ними договоры, оставаясь при этом ответственным перед заказчиком за исполнение обязательств по контракту, т.е. исходя из указанного пункта документации следует, что участником закупки может быть любое лицо на территории Российской Федерации, которое сможет привлечь также любое лицо, имеющее станцию техобслуживания со специальным оборудованием и специалистами, расположенную вблизи Заказчика.
Таким образом, требование Заказчика о месте оказания услуг было установлено в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона N 44- ФЗ, в которой определено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44 - ФЗ при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. указанное требование установлено в целях уменьшения амортизации автотранспортных средств, расхода топлива, затрат по содержанию автомобилей, оперативного прибытия автотранспортных средств к месту нахождения заказчика, а также учитывался рабочий график работников (механиков) ФГКУ УВО.
Кроме того, Высший Арбитражный суд в решениях от 29.01.2013 N 11604/12 и от 28.12.2010 N 110117/10 указал, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В настоящее время сложилась практика по рассмотрению аналогичных дел территориальными Управлениями Федеральной антимонопольной службы, при которых жалобы об ограничении количества участников закупки путем установления требований к месту оказания услуг признаются необоснованными, если заказчики устанавливают место оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или расстояние в километрах. При этом заказчик предъявляет требования к месту оказания услуг, исходя из своей собственной потребности, а также при предоставлении доказательств наличия потенциальных исполнителей контракта, оказывающих услуги, соответствующие заявленным требованиям Заказчика по месту оказания таких услуг (Решение Нижегородского УФАС России от 14.03.2016 N 293- ФАС52-КТ-33-09/023-16; Решение Вологодского УФАС России от 17.01.2019 N 04-11/3-19; Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 декабря 2018 г. N 1423; Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 7 мая 2018 г. N 40КС, Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 28 мая 2018 г. NЖС-54/2018).
В связи с вышеизложенным, обусловлена возможность установленного заказчиком в техническом задании по данным закупкам (приложение N 2 к документации об электронном аукционе) требования к месту выполнения работ: "... Чувашская Республика, город Чебоксары, по месту нахождения Исполнителя, но не далее 10 км от места расположения Заказчика...".
5. Пунктом 2.4. Описания объекта закупки (Техническим заданием) определено, что "...услуги по техническому обслуживанию транспортных средств включают в себя гарантийные и постгарантийные регламентные работы, рекомендованные заводом-изготовителем при межсервисном пробеге...", что является определением того, что такое техническое обслуживание, т.е. Заказчиком было дано определение техническому обслуживанию, как выполнению перечня работ, рекомендованного заводами-изготовителями, которые должны в обязательном порядке проводиться на автотранспортных средствах с целью сохранения гарантии в период, когда транспортное средство находится на гарантии.
При этом, следует отметить, что проведение таких работ (техническое обслуживание автотранспорта) в период, когда машина находится на гарантии, осуществляется всегда за плату, несмотря на то, где проводятся работы: в салонах-официальных дилеров, осуществляющих межсервисное обслуживание, или в сервисах, способных осуществить эти работы таким образом, чтобы автотранспортное средство "не лишилось" права в период гарантии пройти "гарантийный" ремонт в случае поломки тех узлов, агрегатов, или систем, которые подлежат ремонту в рамках гарантии бесплатно.
Пунктом 6.1 Описания объекта закупки (техническим заданием) определено, что "...автомобили Заказчика, находящиеся на гарантийном обслуживании, должны обслуживаться Исполнителем с поддержкой гарантийных обязательств, проводя периодическое техническое обслуживание автомобиля в соответствии с графиком технических обслуживании, приведенным в Сервисной книжке автомобиля и надлежащей отметкой в ней о проведении технических обслуживание..", т.е. речь идет о выполнении работ по техническому обслуживанию, именно тому, которое обязано проводиться, дабы "сохранить" гарантию, а также о том, что данное сервисное обслуживание должно проводиться таким, образом, чтобы автотранспортное средство не "лишилось" права на гарантийный ремонт. При этом, пунктом 6.2. Технического задания указано, что "...гарантийные автомобили Заказчика при выходе из строя любого элемента автомобиля в соответствии с "Гарантией на основные элементы" и "Гарантией на специфические элементы" подлежат бесплатной замене или ремонту в официальном сервисном центре, имеющем право на гарантийный ремонт...".
Из пунктов Описания объекта закупки (Технического задания) не усматривается то, что "...потенциальный участник должен обеспечить как выполнение гарантийных, так и постгарантийных работ...".
Включение в техническое задание обязательств Исполнителя по техническому обслуживанию с поддержкой гарантийных обязательств объясняется тем, что включение в контракт данных требований позволяет обеспечить экономию бюджетных средств. Поскольку прохождение технического обслуживания в официальном сервисном центре требует заключения самостоятельного контракта с дополнительным выделением (расходованием) лимитов бюджетных обязательств. У государственного заказчика нет возможности заключать контракты с авторизированным сервисным центром по каждой марке автотранспортного средства, поэтому эти требования включены в контракт на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для нужд ФГКУ "УВО ВНГ России по Чувашской Республике".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к выполнению работ с поддержкой гарантийных обязательств при проведении технических работ в целях экономии лимитов бюджетных обязательств, выделенных на ремонт автотранспорта, а также для целей качественного выполнения работ и безаварийного функционирования автотранспорта в соответствии с рекомендациями завода изготовителя.
Следует отметить, что подобный вопрос уже рассматривался Управлением Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, где была рассмотрена жалоба ООО "Альянс Ко" о нарушении ФКУ "ЦХ и СО МВД по Чувашской Республике" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств иностранного производства для нужд МВД по Чувашской Республике, в рамках государственного оборонного заказа (извещение N 0815100000417000228), а именно включение в аукционную документацию требований о проведении технического обслуживания автомашины Заказчика в гарантийный срок эксплуатации согласно сервисной книжке и в соответствии со статусом официального дилера, подтверждая наличием специального сертификата от завода производителя или соглашением на право выполнения.
УФАС по Нижегородской области решением от 16.01.2018 г. N 32- ФАС52-КТ-64-09/01-18 (05-ДР) ГОЗ признало жалобу ООО "Альянс Ко" необоснованной, указав при этом, что разработав техническое задание документации о закупке подобным образом, ФКУ "ЦХ и СО МВД по Чувашской Республике" требований Закона о контрактной системе не нарушило.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В рассматриваемом случае, действия Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике"ьне привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в указанных действиях Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" отсутствует нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу N 021/01-17-41/2019, возбужденное в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике" (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пер. полковника Валькевича, 3, ИНН 2130107118, ОГРН 1122130009726), прекратить.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 мая 2019 г. N 021/01/17-41/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2019