Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
Костюк А.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля в сфере строительства,
при участии представителей:
Заявитель <_> (предъявлен паспорт), представитель <_> - <_> (по доверенности);
Финансовый управляющий <_> (предъявлен паспорт),
После перерыва, объявленного в заседании Комиссии 20.05.2019 г., в отсутствии сторон,
рассмотрев жалобу <_> (вх. N 005862) (далее - заявитель) на действия Организатора торгов, финансового управляющего <_> - <_> при организации и проведении торгов посредством публичного предложения, предмет торгов: Лот N 1 - Земельный участок кадастровый номер 59:32:3980008:3045, земли населенных пунктов, разрешенное использование промышленные и складские предприятия V класса опасности, площадь 4 852 кв.м., Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, в 1,4 км по направлению на юг от д. Хмели (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ N 3394372, извещение N 1212-ОТПП на сайте http://promkonsalt.ru) (далее - торги),
УСТАНОВИЛА:
25.04.2019 в Пермское УФАС России поступила жалоба <_> на действия организатора торгов, финансового управляющего, в которой указано на неправомерное отклонение заявки на участие в торгах, поданной 10.04.2019 г.
Организатор торгов по доводам жалобы возражает, представил необходимые для рассмотрения жалобы документы, указывает, что заявка была правомерно отклонена по причине указания недостоверных сведений о наличии заинтересованности заявителя по отношению к должнику.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа отнесено, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
Обязательность проведения торгов по продаже имущества должника установлена статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Из системного толкования указанных выше норм следует, что продажа имущества должника осуществляется в обязательном порядке путем проведения торгов, следовательно, антимонопольный орган, согласно положениям статей 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, компетентен рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении таких торгов. Данная позиция подтверждается судебной практикой (дела N А78-4877/2012, А27-8217/2012, А55-9783/2012, А60-14102/2013, А65-5818/2013, А23-591/2013, А19-5627/2013, А12-4550/2013), а также Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 г. N 17974/13.
Не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, и в печатном органе по месту нахождения должника (ч. 9 ст. 110 Закона о банкротстве).
В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием; сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений.В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также - ЕФРСБ) без опубликования в официальном издании (ч. 10 ст. 110 Закона о банкротстве).
Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации по результатам проведенного регулирующим органом конкурса между редакциями печатных изданий (ч. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).
Решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Организатор торгов уведомляет всех заявителей о результатах рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и признании или непризнании заявителей участниками торгов посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).
Согласно ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве Заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.
Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);
фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.
Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, не подлежащее разглашению до начала проведения торгов.
К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.
В случае проведения закрытых торгов к заявке на участие в торгах должны прилагаться документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.
При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.
Представленная организатору торгов заявка на участие в торгах подлежит регистрации в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления.
Подтверждение регистрации представленной заявки на участие в торгах также направляется заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки на указанный в ней адрес электронной почты заявителя.
Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.
Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.
Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.
Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.
Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.
Решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов, в котором указываются: наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) каждого участника торгов; предложения о цене предприятия, представленные каждым участником торгов в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия; результаты рассмотрения предложений о цене предприятия, представленных участниками торгов; наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) участника торгов, предложившего наиболее высокую цену предприятия по сравнению с предложениями других участников торгов, за исключением предложения победителя торгов (в случае использования закрытой формы представления предложений о цене предприятия), или участника торгов, который сделал предпоследнее предложение о цене предприятия в ходе аукциона (в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия); наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество и место жительства (для физического лица) победителя торгов; обоснование принятого организатором торгов решения о признании участника торгов победителем (ч. 15 ст. 110 Закона о банкротстве).
2. Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2017 г. по делу N А50-20962/2016, <_> был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества. Финансовым управляющим назначен <_>.
Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества <_> (далее - Положение), утверждено Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.10.2018 по делу N А50-20962/2016.
21.01.2019 г. на сайте ЕФРСБ финансовым управляющим <_> размещена информация о проведении рассматриваемых торгов посредством публичного предложения, за номером N 3394372.
Согласно сообщению, дата начала действия первого ценового предложения - 25.02.2019 г., окончания действия последнего ценового предложения - 22.04.2019. Заявки на участие в торгах принимались в электронной форме посредством системы электронного документооборота на сайте в сети Интернет по адресу: http://promkonsalt.ru.
Обжалуемые заявителем действия организатора торгов были совершены в период ценового предложения с 08.04.2019 (10:00) по 15.04.2019 (10:00). Величина ценового предложения - не менее 510 042,24 рублей.
10.04.2019 г. <_> была подана заявка на участие в торгах.
В соответствии с абз. 6 ч. 11 ст. 110 Закона о банкротстве, заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.
Во исполнении указанной нормы, <_> при подаче заявки указал:
Сообщаю о том, что заинтересованность меня как Заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему - отсутствует. Участие в капитале Заявителя конкурсного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является конкурсный управляющий - отсутствует.
Ценовое предложение, сделанное <_> составило - 511 000 рублей.
После окончания ценового периода, при рассмотрении поданных заявок, организатором торгов был установлен факт недостоверности сведений о наличии/отсутствии заинтересованности, выражающийся в следующем.
Между <_> и должником ранее был заключен договор купли-продажи спорного земельного участка. Данная сделка была оспорена финансовым управляющим в рамках дела о банкротстве должника. Факт наличия заинтересованности между сторонами сделки и злоупотребления ими правом был установлен вступившими в законную силу судебными актами, в том числе Определением Верховного суда РФ N 309-ЭС18-24153 от 01.02.2019, вынесенными по жалобе <_>.
Таким образом, <_> был осведомлен о наличии заинтересованности по отношению к должнику.
Наличие заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему, по смыслу ст. 110 Закона о банкротстве, само по себе не является препятствием для возможности принятия участия в торгах. Между тем, Закон о банкротстве налагает обязательство указания в заявке на участие в торгах достоверной информации, в том числе о наличии/отсутствии заинтересованности, а также о ее характере (при наличии). В случае установления факта указания в заявке недостоверных сведений в составе заявки, такая заявка подлежит отстранению от участия в торгах в силу абз. 4 ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве.
Таким образом, организатором торгов было принято правомерное решение об отказе <_> в допуске к участию в торгах в силу абз. 4 ч. 12 ст. 110 Закона о банкротстве, а доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
Во время действия следующего периода ценового предложения, с 15.04.2019 (10:00) по 22.04.2019 (10:00) (величина ценового предложения - не менее 382 531,68 рублей) <_> 19.04.2019 г. также была подана заявка на участие в торгах, содержащая ценовое предложение 420 000 рублей.
При подаче данной заявки, <_> было учтено допущенное ранее нарушение правил оформления заявки и указано о наличии заинтересованности к должнику, в части установленной судебными актами при признании сделки по купле-продаже земельного участка недействительной. Данная заявка была допущена организатором торгов до участия в торгах.
При сопоставлении ценовых предложений, сделанных всеми участниками торгов на данном этапе, организатором торгов было принято решение о признании победителем торгов ООО "АТАЛ", сделавшего ценовое предложение в 516 666,66 рублей, что выше, чем ценовые предложения, сделанные <_> первоначально и повторно. Следовательно, признание победителем торгов ООО "АТАЛ" в рассматриваемом случае наиболее полно соответствует цели соразмерного удовлетворения требований кредиторов, установленной в ст. 2 Закона о банкротстве при проведении процедуры реализации имущества гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу <_> (вх. N 005862) на действия Организатора торгов, финансового управляющего <_> - <_> при организации и проведении торгов посредством публичного предложения, предмет торгов: Лот N 1 - Земельный участок кадастровый номер 59:32:3980008:3045, земли населенных пунктов, разрешенное использование промышленные и складские предприятия V класса опасности, площадь 4 852 кв.м., Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, в 1,4 км по направлению на юг от д. Хмели (идентификационный номер торгов на сайте ЕФРСБ N 3394372, извещение N 1212-ОТПП на сайте http://promkonsalt.ru), необоснованной;
2) Предписание не выдавать.
Примечание. Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Костюк А.В. (342) 235-10-36
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2019 г. N 059/07/3-363/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.05.2019