Резолютивная часть решения оглашена 12.03.2019 года г. Ростов-на-Дону
В полном объеме решение изготовлено 27.03.2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Батурин С.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ; Бубельцова О.С. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства; Опруженков А.В. - главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
|
(далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело N 2050/02 от 27.11.2018 г. по признакам нарушения акционерным обществом "Ростовводоканал" и акционерным обществом "Теплокоммунэнерго" п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) поступило заявление председателя правления ТСЖ "Чехова 6-8" (344006, г. Ростов-на-Дону, пр-кт. Чехова, д. 6-8) о неправомерных, по мнению заявителя, действиях АО "Теплокоммунэнерго", выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке теплоснабжения путем взимания платы за объем холодной воды для нужд централизованного горячего водоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, между ТСЖ "Чехова 6-8" и АО "Теплокоммунэнерго" заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды, по условиям которых теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, соблюдать режим их потребления в объеме, и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и горячей воды.
Согласно п. 5.9 договор теплоснабжения N 188/8 от 23 апреля 2016 года (далее - Договор теплоснабжения), заключенного между ТСЖ "Чехова 6-8" и АО "Теплокоммунэнерго", абонентом оплачивается объем холодной воды для нужд централизованного горячего водоснабжения, проходящей через водоподогреватель, установленный на теплоисточнике.
В то же время, ТСЖ "Чехова 6-8" оплачивает объем холодного водоснабжения на нужды холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления в рамках договора N 4811 с АО "Ростовводоканал" согласно прибору чета N 0805007803.
Согласно доводам заявителя тариф на горячую воду в расчете на 1 куб.м горячей воды (руб./куб.м) включает в себя, кроме прочего, расходы на приобретение холодной воды, расходы на ее подогрев и тарифа на тепловую энергию, установленного и применяемого в соответствии с законодательством о теплоснабжении.
Таким образом, по мнению заявителя, АО "Теплокоммунэнерго" не несет затраты на покупку холодной воды, которая необходима для предоставления услуги горячего водоснабжения путем ее подогрева в оборудовании, эксплуатируемом АО "Теплокоммунэнерго".
На основании изложенных доводов, заявитель указывает, что АО "Теплокоммунэнерго" взимает с потребителя стоимость холодной воды в двукратном размере, а именно в составе тарифа на горячую воду и на основании п. 5.9 договора теплоснабжения.
Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. На деятельность АО "Теплокоммунэнерго" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") ввиду следующего.
Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года N 147 - ФЗ "О естественных монополиях" (далее - ФЗ "О естественных монополиях") определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что АО "Теплокоммунэнерго" занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах инженерно-технического сетей, принадлежащих АО "Теплокоммунэнерго".
Поскольку теплопринимающее оборудование потребителей подключено к сетям инженерно-технического обеспечения АО "Теплокоммунэнерго", а услуга теплоснабжения, оказываемая АО "Теплокоммунэнерго" не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность АО "Теплокоммунэнерго" на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
2. На деятельность АО "Ростовводоконал" распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" ввиду следующего.
Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу ст. 4 ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что АО "Ростовводоконал" занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах присоединенной сети водопотребления и водоотведения.
3. Действия АО "Теплокоммунэнерго", АО "Ростовсводоканал" не нарушают требования антимонопольного законодательства.
В силу технологических особенностей теплоснабжение и горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома по пр. Чехова, 6-8 в г. Ростове - на - Дону, осуществляется по закрытой системе горячего водоснабжения индивидуальным тепловым пунктом, расположенном в помещении котельной, принадлежащей ТСЖ "Чехова 6-8" на праве собственности.
Подготовка горячей воды на нужды горячего водоснабжения осуществляется на источнике теплоты в пластинчатых теплообменниках, где теплоносителем, вырабатываемом в котельной, нагревается холодная водопроводная вода, которая затем подается потребителям для непосредственного водоразбора.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) закрытая система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Деятельность регулируемых организаций в сфере горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования в сфере водоснабжения), утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. N 406, "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э.
В соответствии с пунктами 88, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:
а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);
в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);
г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Одновременно с этим пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В спорный период АО "Теплокоммунэнерго" (ИНН 6165199445) в расчетах с потребителями применялся установленный Постановлением РСТ РО от 18.12.2017 N 77/13 Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ по РО) двухкомпонентный тариф на горячую воду, поставляемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, предусматривающий отдельно "компонент на холодную воду" (руб./куб. м) и "компонент на тепловую энергию" (руб./Гкал).
При этом, Комиссией установлено и подтверждается материалами дела, что поскольку приготовление горячей воды технологически осуществляется на индивидуальном тепловом пункте заявителя с использованием холодной водопроводной воды ТСЖ, учитываемой прибором учета холодного водоснабженияN 0805007803, то АО "Теплокоммунэнерго" не несет затраты на "компонент на холодную" в составе тарифа (платы) за горячую воду.
Следовательно, в составе платы за потребленную ТСЖ "Чехова 6-8" горячую воду АО "Теплокоммунэнерго" учитывает и предъявляет к оплате только компонент на тепловую энергию (руб./Гкал) в соответствии с Постановлением РСТ РО от 18.12.2017 N 77/13.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Ростовского УФАС России не усматривает в действиях АО "Теплокоммунэнерго", АО "Ростовводоканал" нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела N 2050/02 в отношении АО "Теплокоммунэнерго" о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
2 Прекратить рассмотрение дела N 2050/02 в отношении АО "Ростовводоканал" о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Председатель Комиссии С.В. Батурин
Члены Комиссии: О.С. Бубельцова
А.В. Опруженков
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
[1]Данное решение изготовлено в соответствии с формой утвержденной приложением N6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006 г. N337.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 марта 2019 г. N 2050/02
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.03.2019