Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов) <...>;
ООО "МОСПИК" (далее - Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N (от 24.05.2019 вх. N 15778/19) ООО "МОСПИК" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку муфт зубчатых (извещение N 31907840550), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31907840550 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку муфт зубчатых, включая документацию на проведение открытого конкурса (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках), версия 38 от 13.03.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
118 484 076 ,76 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
30.04.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
27.05.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
06.06.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр., д.88 |
2. Доводы жалобы:
Заявитель оспаривает неуказание Организатором торгов в Документации сведений о сроках (периодах) поставки товара в рамках договора по итогам Закупки.
По мнению Заявителя условия п. 10.11 Проекта договора Документации незаконно дискриминируют права поставщика, не позволяя ему получить гарантии выкупа полного объема товара по договору заказчиком.
Кроме того, Заявитель полагает ненадлежащим установленный порядок оценки заявок по критерию "Сроки (периоды) поставки товаров" в отсутствие установленного значения параметра "k", применяемого в формуле для расчета рейтинга.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением N78/17920/19 от 28 мая 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона N223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
По первому доводу жалобы:
Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
В соответствии с п. 1.1.2 тома II Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями конкурсной документации (Том 3).
Согласно п. 5.2 тома III Документации установлены сроки поставки товара, а именно:
5.2.1. Поставка осуществляется в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к настоящим техническим требованиям) партиями на основании Заявок на поставку Заказчика, содержащих условия о наименовании и номенклатурном номере товара, количестве товара, цене за единицу товара, общей стоимости заявки, сроке поставки и адресе доставки товара (далее Заявка).
Пунктом 5.3. тома III Документации определены следующие условия поставки товара:
5.3.1. Все транспортные расходы должны быть включены в стоимость товара.
5.3.2. Получение товара Заказчиком производится на складе Заказчика.
5.3.3. Для въезда автотранспорта сторонних организаций, осуществляющих поставку товара на склады Заказчика, Поставщик обязан не менее чем за 2 дня до планируемой даты поставки, подать Заявку на проезд автотранспорта на территорию ГУП "Петербургский метрополитен" в соответствии с образцом специалисту, ответственному за договор, который обязан проверить Заявку на проезд автотранспорта на территорию ГУП "Петербургский метрополитен", соответствие сроков поставки, указанных в договоре, а также соответствие поставляемого товара предмету договора.
Также, п. 5.4 тома III Документации устанавливаются сроки и порядок направления заявок на поставку товара:
5.4.1. Заявки на поставку каждой партии товара направляются Заказчиком в адрес Поставщика в двух экземплярах в соответствии с его почтовыми реквизитами, указанными в Договоре, заказным письмом с уведомлением о вручении или курьером, а также по факсу (___________________) или по адресу электронной почты (________________) Поставщика, не реже, чем один раз в 6 (шесть) месяцев. В случае наличия информации об ожидаемом срыве поставки, Поставщик в течение 1 (одного) рабочего дня до предполагаемой даты поставки в соответствии с Договором должен в письменном виде уведомить об этом Заказчика.
5.4.2. Поставщик в течение 2 (Двух) рабочих дней со дня получения Заявки Заказчиком утверждает Заявку и направляет один экземпляр Заказчику заказным письмом с уведомлением о вручении или курьером, а также по факсу (___________) или по адресу электронной почты (___________) Заказчика. При неполучении от Поставщика подписанной заявки или мотивированного отказа от подписания Заявки, в установленный данным пунктом срок, Заявка считается принятой и утвержденной и имеет полную юридическую силу.
5.4.3. Со дня утверждения Заявки условия о наименовании и номенклатурном номере товара, количестве товара, цене за единицу товара, общей стоимости заявки, сроке поставки и адресе доставки товара считаются согласованными Сторонами. Заявки со дня их подписания обеими Сторонами становятся неотъемлемой частью настоящего Договора (по одному экземпляру для каждой Стороны).
5.4.4. Товар поставляется в сроки, указанные в Заявке.
5.4.5. Досрочная поставка товара может производиться с согласия Заказчика. При этом Поставщик обязан не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней до даты предполагаемой поставки товара письменно уведомить об этом Заказчика.
5.4.6. В случае наличия информации об ожидаемом срыве поставки, Поставщик в течение 1 (Одного) рабочего дня до предполагаемой даты поставки товара должен в письменном виде уведомить об этом Заказчика.
5.4.7. В случае срыва по вине Поставщика сроков поставки товара, предусмотренных Договором, Заявками, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора в части поставки той партии товара, по которой была допущена просрочка.
5.4.8. Заказчик вправе отказаться от принятия и оплаты товара, досрочно поставленной Поставщиком без согласия Заказчика. При этом Поставщик не освобождается от выполнения своих обязательств по поставке товара в установленные Договором (Заявкой, Спецификацией) сроки.
При этом, количество требуемого к поставке товара указано в Спецификации (Приложение N 1 к Техническим требованиям Документации).
Представитель Организатора торгов пояснила, что установленные сроки и условия поставки товара определены в соответствии с имеющейся потребностью Организатора торгов.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов соблюдены требования п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в части указания в Документации сведений о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара в рамках Закупки.
На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
Согласно пп. 4 п. 3 тома II Документации в томе 4 конкурсной документации содержится Проект договора.
Пунктом 10.11 Проекта договора предусмотрено, что поставка товара осуществляется по мере потребности у Заказчика по заявкам Заказчика. В случае если по окончании срока действия Договора Заказчик не выбрал весь объем, стороны расторгают договор по соглашению по фактическом количеству поставленного товара. В случае отказа контрагента от заключения соглашения о расторжении Договора, Заказчик расторгает Договор в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 1. ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 1 ст. 450.1. ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Разделом 10 Проекта договора Документации предусмотрен порядок изменения и расторжения договора, в п. 10.1 которого указано, что изменение существенных условий Договора осуществляется в порядке, по основаниям и в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором.
Представитель Организатора торгов пояснила, что п. 10.11. Проекта договора Документации указывает на порядок расторжения, но не изменения договора, который предусмотрен нормами ГК РФ.
Представитель Организатора торгов также указала, что установленный порядок поставки товара по заявкам Заказчика определен в соответствии с имеющейся потребностью Организатора торгов.
На основании изложенного второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.
В отношении третьего довода жалобы:
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с пп. 2 п. 1 раздела 12 тома II Документации оценка заявок осуществляется с использованием критериев оценки заявок участников конкурса, приведенных в Таблице N1.
Таблица N1
N п/п |
Наименование критерия оценки заявок |
1 |
Ценовое предложение участника конкурса |
2 |
Деловая репутация участника конкурса |
3 |
Квалификация участника конкурса |
4 |
Срок предоставления гарантии качества товаров (оборудования) |
5 |
Сроки (периоды) поставки товаров |
Согласно пп. 5 п. 2 раздела 12 тома II Документации оценка заявок по критерию оценка заявок по критерию "Сроки (периоды) поставки товаров" осуществляется в следующем порядке:
В рамках указанного критерия оценивается срок (период) поставки либо несколько сроков (периодов) поставки, в течение которых участник конкурса должен поставить товары.
Для определения рейтинга заявки по критерию "Сроки (периоды) поставки товаров" в конкурсной документации устанавливается единица измерения срока (периода) поставки в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах.
В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки они устанавливаются в одной единице измерения - либо в годах, либо в кварталах, либо в месяцах, либо в неделях, либо в днях, либо в часах.
В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Сроки (периоды) поставки товаров", определяется по формуле:
Rei = ((Emax(пер1) - Ei(пер1) + (Emax(пер2) - Ei(пер2) + .. + (Emax(перК) - Ei(перК)) / ((Emax(пер1) - Emin(пер1) + (Emax(пер2) - Emin(пер2) + .. + (Emax(перК) - Emin(перК)) * 100
или
n n
Rei = ( \x{2140} (Emax(перК) - Ei(перК)) / ( \x{2140} (Emax(перК) - Emin(перК)) * 100
k=1 k=1
где:
Rei - рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по указанному критерию;
Emax(перК) - максимальный срок (период) поставки по k-му сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов), установленный в конкурсной документации;
Emin(перК) - минимальный срок (период) поставки по k-му сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов), установленный в конкурсной документации;
Ei(перК)- срок (период) поставки по k-му сроку (периоду) поставки, указанный в i-ой заявке, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов).
k - количество сроков (периодов)поставки, предусмотренных конкурсной документацией,
i - порядковый номер заявки участника.
В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки в конкурсной документации устанавливаются максимальный срок (период) поставки по каждому сроку (периоду) поставки и минимальный срок (период) поставки по каждому сроку (периоду) поставки в единицах измерения срока (периода) поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах), разница между суммой максимальных сроков (периодов) поставки каждого периода поставки и суммой минимальных сроков (периодов) поставки каждого периода не может составлять меньше 25 процентов суммы максимальных сроков (периодов) поставки каждого периода. Либо устанавливается только максимальный срок (период) поставки по каждому сроку (периоду) поставки, при этом минимальный срок (период) поставки по каждому сроку (периоду) поставки принимается равным 0.
Лучшим по данному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки.
Предложениям в заявках с суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки, равным менее половины суммарного максимального срока (периода) поставки по всем срокам (периодам) поставки, установленным в конкурсной документации, заявке присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50 баллам.
Представитель Организатора торгов пояснила, что согласно Спецификации (Приложение N 1 к Техническим требованиям Документации) в рамках Закупки установлен только максимальный срок, при этом участник Закупки для получения баллов по данному критерию должен указать срок поставки, в зависимости от срока поставки указанного в Спецификации (Приложение N 1 к Техническим требованиям), а Организатор торгов при оценке указанного критерия оценивает предоставленный срок, то есть количество дней в течение который участник поставит продукцию, после утверждения заявки.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов соблюдены требования п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в части установления в Документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке а также порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.
На основании изложенного третий довод жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит неподтвержденным и по данному доводу не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 24.05.2019 вх. N 15778/19) ООО "МОСПИК" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку муфт зубчатых (извещение N 31907840550), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" нарушений, допущенных при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 24.05.2019 вх. N 15778/19) ООО "МОСПИК" на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку муфт зубчатых (извещение N 31907840550) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.06.2019