Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17" (далее - Заказчик, МБОУ "СОШ N 17") исх. N 236 от 24.05.2019 (вх. N 2326 от 27.05.2019) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Безруковой (далее - Индивидуальный предприниматель, ИП Безрукова) (ИНН 711606495447) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине уклонения ИП Безруковой от заключения контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций (далее - Контракт) (закупка N 0866300000719000027), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила ведения реестра), в присутствии:
- представителя Заказчика на основании приказа,
- представителя муниципального казенного учреждения "Центр бухгалтерского обслуживания" (далее - Уполномоченный орган) по доверенности,
- индивидуального предпринимателя,
УСТАНОВИЛА:
27.05.2019 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестре недобросовестных поставщиков по причине уклонения Индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций (закупка N 0866300000719000027) (далее - электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона и документация о проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций 26.04.2019 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта для МБОУ "СОШ N 17"- 431 956,80 рублей.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в совместном электронном аукционе (N извещения 0866300000719000027) от 13.05.2019 (далее - Протокол рассмотрения единственной заявки от 13.05.2019) следует, что на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, по итогам рассмотрения которой аукционной комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уполномоченного учреждения на осуществление полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования город Новомосковск (далее - Аукционная комиссия) принято единогласное решение о соответствии такой заявки требованиям Закона и документации об электронном аукционе. На основании части 16 статьи 66 Закона электронный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 71 Закона в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
Статья 83.2 Закона регулирует порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Как установлено Комиссией, Протокол рассмотрения единственной заявки от 13.05.2019 размещен в единой информационной системе 13.05.2019.
15.05.2019 Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта N 0866300000719000027 на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций (далее - Проект контракта).
В силу части 3 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 83.2 Закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
Частью 13 статьи 83.2 Закона определено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Из информации, представленной в материалы дела оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", следует, что Индивидуальный предприниматель по 20.05.2019 23.59 включительно должен был подписать со своей стороны указанный Проект контракта. В регламентированный Законом срок Индивидуальный предприниматель не разместил на электронной площадке Проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Индивидуального предпринимателя.
В связи с чем, оператор электронной площадки направил в адрес Заказчика уведомление об уклонении Индивидуального предпринимателя от заключения контракта.
Учитывая тот факт, что по состоянию на 24.05.2019 в единой информационной системе отсутствовала информация о подписании Индивидуальным предпринимателем Проекта контракта, Заказчиком 24.05.2019 принято решение о признании Индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта и составлен протокол о признании участника электронного аукциона, подавшего единственную заявку, уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона от 24.05.2019. Указанный протокол 24.05.2019 размещен Заказчиком в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что на дату рассмотрения настоящего дела информация о подписанном Индивидуальным предпринимателем Проекте контракта в единой информационной системе отсутствует.
На заседании Комиссии Индивидуальный предприниматель пояснил, что все действия по участию в рассматриваемом электронном аукционе и заключению контрактов от имени Индивидуального предпринимателя совершало общество с ограниченной ответственностью "Софт Профэшнл Сёрвис" (далее - ООО "ЭсПиЭс") на договорной основе. Индивидуальный предприниматель предоставил в материалы дела копию Договора N 300419-01 от 30.04.2019 об оказании услуг по сопровождению организации при участии в конкурентных закупках (далее - Договор N 300419-01 от 30.04.2019).
Согласно пункту 1.1 указанного Договора N 300419-01 от 30.04.2019 ООО "ЭсПиЭс" по заданию Заказчика (ИП Безруковой), "в соответствии с требованиями и условиями Договора, обязуется своевременно и надлежащим образом оказать услуги по сопровождению организации Заказчика при участии в конкурентных закупках (далее по тексту - Услуги), а Заказчик обязуется принимать оказанные услуги и оплачивать их".
Приложением к Договору N 300419-01 от 30.04.2019 утвержден перечень услуг, оказываемых в рамках данного договора по закупке N 0866300000719000027, включая обязательства по консультированию при подписании контрактов. Индивидуальный предприниматель также предоставил в материалы дела копию счета N 656 от 06.05.2019 на оплату услуг ООО "ЭсПиЭс" и копию платежного поручения N 265 от 06.05.25019, свидетельствующего об оплате Индивидуальным предпринимателем услуг ОО "ЭсПиЭс".
Индивидуальный предприниматель пояснил Комиссии, что в последний регламентированный Законом день для подписания Проекта контракта 20.05.2019 в конце рабочего дня ООО "ЭсПиЭс" уведомило Индивидуального предпринимателя о невозможности от его имени подписать Проект контракта в связи с прекращением подачи электрической энергии в помещение ООО "ЭсПиЭс" (представлена копия письма исх. N 20052019/01 от 20.05.2019).
В подтверждение своих намерений заключить Контракт Индивидуальный предприниматель также представил в материалы дела копию платежного поручения N 294 от 16.05.2019 о внесении денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта на сумму 21 597,84 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заказчика ходатайствовал о не включении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков. Представитель Заказчика указал на отсутствие намерения Индивидуального предпринимателя уклониться от заключения Контракта, о чем свидетельствует полученное Заказчиком от Индивидуального предпринимателя письмо вх. N 35 от 21.05.2019 о готовности заключить Контракт (письмо представлено в материалы дела).
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии также ходатайствовал о не включении информации об Индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков, указав на факт того, что в рамках рассматриваемого совместного электронного аукциона Индивидуальный предприниматель своевременно уже заключил контракты с другими заказчиками.
На основании информации, размещенной в единой информационной системе, Комиссией установлено, что в рамках рассматриваемого совместного электронного аукциона Индивидуальный предприниматель заключил следующие контракты:
- N 0866300000719000027 на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций от 24.05.2019 с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N12" на сумму 431 956,80 рублей;
- N 0866300000719000027 на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций от 24.05.2019 с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 20" на сумму 392 688,00 рублей;
- N 0866300000719000027 на оказание услуг по организации питания в лагерях
с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций от 24.05.2019 с муниципальным казённым общеобразовательным учреждением "Ширинская средняя общеобразовательная школа" на сумму 274 881,60 рублей.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда 10 РФ 28.06.2017), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований считать поведение Индивидуального предпринимателя в качестве недобросовестного и направленного на намеренное уклонение от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 12 Правил ведения реестра предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 названных Правил, выносится решение.
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что порядок, установленный в пункте 12 Правил ведения реестра, применяется при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок в двух случаях: когда участники закупок уклонились от заключения контрактов, либо имеется односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из пункта 11 Правил ведения реестра следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Исходя из положений статьи 104 Закона реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках в рамках Закона.
С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По общему правилу при привлечении лица к публично - правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в принимаемых судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N 13- П, от 21.11.2002 N 15 - П, Определения от 07.06.2001 N 139 -О, от 07.02.2002 N 16-О).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Индивидуального предпринимателя были направлены на умышленное уклонение от заключения Контракта.
Приведенные выше обстоятельства не позволяют Комиссии сделать вывод о наличии в действиях Индивидуального предпринимателя недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от заключения Контракта.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, Индивидуальный предприниматель не может быть признано недобросовестным исполнителем в смысле приведенных выше положений Закона.
Таким образом, факт уклонения участника закупки - индивидуального предпринимателя Безруковой Ольги Владимировне от заключения Контракта по итогам электронного аукциона на заседании Комиссии не подтвержден.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 17" в отношении индивидуального предпринимателя Безруковой Ольги Владимировны (ИНН 711606495447; адрес: ул. Мичурина, д. 8, кв. 24, г. Новомосковск, Тульская обл., 301657), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. В связи с тем, что данная закупка носит социально-значимый характер, а заключение контракта преследует цель обеспечения организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций, в рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу о возможности выдачи Заказчику - муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" обязательного для исполнения предписания о повторном осуществлении действий, предусмотренных статьей 83.2 Закона, в целях заключения контракта с индивидуальным предпринимателем Безруковой Ольгой Владимировной по результатам проведения электронного аукциона (закупка N 0866300000719000027).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N РНП-71-63
03.06.2019 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), на основании решения от 03.06.2019 по обращению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 17" (далее - Заказчик, МБОУ "СОШ N 17") исх. N 236 от 24.05.2019 (вх. N 2326 от 27.05.2019) о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Безруковой Ольге Владимировне (далее - Индивидуальный предприниматель, ИП Безрукова О.В.) (ИНН 711606495447;) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине уклонения ИП Безруковой О.В. от заключения контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций (далее - Контракт) (закупка N 0866300000719000027), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17" отменить протокол о признании индивидуального предпринимателя Безруковой Ольги Владимировны, подавшей единственную заявку, уклонившейся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (закупка N 0866300000719000027).
2. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17" повторно разместить в единой информационной системе проект контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций в целях его подписания индивидуальным предпринимателем Безруковой Ольгой Владимировной.
3. Оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" обеспечить возможность муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17" исполнить пункт 2 настоящего предписания в части обеспечения возможности подписания индивидуальным предпринимателем Безруковой Ольгой Владимировной проекта контракта.
4. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17", индивидуальному предпринимателю Безруковой Ольге Владимировне осуществить дальнейшую процедуру заключения контракта на оказание услуг по организации питания в лагерях с дневным пребыванием детей в летний период, организуемых на базах муниципальных общеобразовательных организаций (закупка N 0866300000719000027) в соответствии с требованиями статьи 83.2 Закона.
5. Срок исполнения предписания - не позднее 27.06.2019.
6. Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 17" уведомить Тульское УФАС России об исполнении предписания не позднее 27.06.2019 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 3 июня 2019 г. N РНП-71-63
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2019