Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
"_",
в присутствии:
".."
в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области,
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "ЭйТи Сервис" на действия заказчика Государственное казенное учреждение Брянской области "Безопасный регион" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области за N0127200000219002090 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
18.04.2019 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области за N0127200000219002090.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого открытого конкурса в электронной форме за N 0127200000219002090 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "ЭйТи Сервис" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика по следующим основаниям:
во - первых: заказчиком при описании объекта закупки не использовались требования ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования" (далее ГОСТ Р 57144-2016);
во- вторых: заказчиком необоснованно предъявлены требования по наличию действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на услуги по проектированию в защищённом исполнении;
в - третьих: заказчиком при формировании проектной документации не учитывались требования, определенные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87);
в - четвертых: заказчиком в документации об открытом конкурсе в электронной форме не приводится расшифровка и определения понятия "КСиП", что не позволяет определить перечень решаемых Системой задач и функций;
в - пятых: предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации, однако, заказчиком в разделе 6 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено требование принять не результаты проектирования, а проведение испытаний Системы и сдача частей (сегментов, подсистем) КСА ЕЦОР в постоянную эксплуатацию.
В рамках рассмотрения жалобы представитель ООО "ЭйТи Сервис" _____ поддержал доводы, изложенные в жалобе.
До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика ГКУ Брянкой области "Безопасный регион" (исх. 630 от 28.05.2019 года, исх. 657 от 31.05.2019 года), письменные пояснения УМВД России по Брянской области (вх. 4047 от 31.05.2019 года), КУ "Управление автомобильных дорог Брянской области" (вх. N 4048 от 31.05.2019 года), ГУ МЧС России по Брянской области (вх. 4045 от 31.05.2019 года).
Представитель заказчика ____ не согласился с доводами, изложенными в жалобе и по существу вопроса пояснил следующее:
- Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р "О Перечне документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ" (далее Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р) утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В вышеуказанном перечне ГОСТ Р 57144-2016 отсутствует. Таким образом, требования ГОСТ Р 57144-2016 не являются обязательными для применения заказчиками при формировании требований к аппаратно- программному комплексу "Безопасный город".
- Заказчиком ГКУ Брянкой области "Безопасный регион" при формировании Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме обоснованно установлено требование о наличии лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на работы, услуги по проектированию в защищённом исполнении, поскольку АПК "Безопасный город" является автоматизированной системой в защищенном исполнении. При оказании услуг по проектированию исполнителю необходимо будет обследовать уже существующую телекоммуникационную сеть, имеющие каналы связи для передачи всех видов данных, в том числе и данных определённых указом Президента Российской Федерации N 188 от 06.03.1997 года "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
- Заказчиком при формировании Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме не учитывались требования, определенные Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87, поскольку предметом закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город", разрабатываемый с учетом требований к автоматизированным системам, а не проектно - сметная документация на объекты капитального строительства связи.
- Заказчиком в техническом задании документации об открытом конкурсе в электронной форме в разделе "Перечень принятых сокращений" приведен перечень принятых сокращений, согласно которому сокращению "КСиП" соответствует полное наименование - кризисные ситуации и происшествия. Определения кризисных ситуаций и происшествий являются общедоступными. Вместе с тем, в Техническом задании данное понятие необходимо рассматривать в контексте п. 2.4 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме.
- Заказчиком в документации об открытом конкурсе в электронной форме не установлено требование о вводе системы в эксплуатацию. В соответствии с техническим заданием документации об открытом конкурсе в электронной форме на АПК "Безопасный город" разработанная подрядчиком проектная документация должна содержать всю необходимую информацию о порядке ввода системы в действие, в том числе о порядке проведения предварительных испытаний, опытной эксплуатации и приемочных испытаний Системы. По факту оказания услуг исполнитель представляет Заказчику результаты работ в соответствии с данным техническим заданием вместе с актом сдачи-приемки оказанных услуг и Перечнем отчетной документации.
Заслушав представителей заказчика, заявителя, изучив представленные документы, письменные пояснения, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
Заказчиком ГКУ Брянкой области "Безопасный регион" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при составлении описания объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку сформированные заказчиком в документации о закупке за N0127200000219002090 требования к товару "Подсистеме видеофиксации нарушений правил дорожного движения" и его показателям не соответствуют требованиям действующего национального стандарта ГОСТ Р 57144-2016, а также не содержит какого-либо обоснования необходимости использования показателей, не предусмотренных указанным ГОСТ.
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области, в состав документации о закупке включен
раздел 4.2.3 Техническое задание, определяющее, в том числе требования к подсистеме видеофиксации нарушений правил дорожного движения, отличные от ГОСТ Р 57144-2016.
Так, в частности, пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 57144-2016 "Корпус стационарных, передвижных и носимых технических средств фотовидеофиксации должен иметь степень защиты от попадания пыли и воды не ниже IP54 по ГОСТ 14254, мобильных технических средств фотовидеофиксации - не ниже IP52", однако заказчиком в п. 4.2.3.4. Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено требование к классу защиты по погодным условиям для оборудования, устанавливаемого на рубежах контроля -не ниже IP65; согласно пункту 6.6.2 ГОСТ Р 57144-2016 наработка на отказ технических средств автоматической фотовидеофиксации должна быть не менее 10000 ч., однако пунктом 4.2.3.3 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме заказчиком установлено требование среднему времени наработки на отказ не менее 20000 часов и т. д. Правового, технического обоснования использования при описании объекта закупки других отличных от ГОСТ Р 57144-2016 показателей в техническом задании отсутствует.
Комиссия Брянского УФАС России не принимает довод заказчика о неприменении ГОСТ Р 57144-2016 к рассматриваемой закупке в виду необязательности применения указанного ГОСТ и отсутствия ссылки на него в Распоряжении Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р <Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации> (далее Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р), поскольку:
1) положения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе императивно устанавливают обязанность заказчика использовать при описании объекта закупки национальные стандарты. Согласно п.4 части 2 ст. 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандартизация направлена на достижение такой цели как применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Положения п.2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе содержат единственное исключение не применения при описании объекта закупки национальных стандартов- обоснование невозможности других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
2) ГОСТ Р 57144-2016 определяет сферу его применения: "настоящий стандарт распространяется на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенные для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения". Таким образом, исходя из указаной сферы применения требования ГОСТ Р 57144-2016 распространяются на подсистемы видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
3)Распоряжение Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории РФ. К обеспечению безопасности дорожного движения в силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относится деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Исходя из перечня национальных стандартов, поименованных в Распоряжении Правительства РФ от 04.11.2017 года N 2438-р, средства видеофиксации нарушений правил дорожного движения не относятся к средствам, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а лишь в силу п.5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
2. Заказчиком ГКУ Брянкой области "Безопасный регион" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, поскольку заказчиком при формировании документации об открытом конкурсе в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области за N0127200000219002090 не раскрыто содержание понятия "КСиП".
Заказчиком в техническом задании документации об открытом конкурсе в электронной форме в разделе "Перечень принятых сокращений" приведен перечень принятых сокращений, согласно которому понятие "КСиП" означает кризисные ситуации и происшествия. Вместе с тем, какие события относятся к "кризисной ситуации и происшествиям" в документации об открытом конкурсе в электронной форме отсутствует. В документации об открытом конкурсе в электронной форме не содержится ссылки, что понятие "кризисные ситуации и происшествия" необходимо рассматривать в контексте понятия "рисков", отраженных заказчиком в 2.4 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме: "Наиболее характерные риски для территории Брянской области, согласно паспортов территорий, учитываемые проектом Системы".
В то же время, документацией об открытом конкурсе в электронной форме установлены требования о необходимости в рамках проектирования Системы предусмотреть:
- схему развития систем интеллектуального видеомониторинга и информирования на объектах транспортной инфраструктуры для целей контроля рисков возникновения КСиП на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры предложить (п. 2.4.4. ТЗ);
- своевременное представление главам Администраций и заинтересованным руководителям городских органов управления полной, достоверной и актуальной информации о возникновении любых КСиП на территории пилотных муниципальных образований, оперативную подготовку и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСиП (п. 2.3 ТЗ);
- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСиП, сокращение общего времени на поиск, обработку и передачу информации;
- разработку путей обеспечения предупреждение КСиП за счет внедрения систем анализа и мониторинга данных от различных существующих и перспективных систем и оконечных устройств, повышение эффективности реагирования по ликвидации КСиП и. т.д.
Отсутствие понятия "кризисная ситуация и происшествия" не позволит участникам закупки осуществить сдачу результата услуги по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области в соответствии с потребностями заказчика.
3. Заказчиком ГКУ Брянкой области "Безопасный регион" при осуществлении рассматриваемой закупки не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком обоснованно установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области.
В соответствии с п.п.д) п.4 Постановления Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации") лицензированию подлежат: работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации; помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите; защищаемых помещений.
В соответствии с пунктом 4.2.1.5. Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме заказчиком установлены требования к защите информации, к объектам защиты Системы, пунктом 4.3.5 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме определено, что "в соответствии с базовыми принципами создания АПК "Безопасный город", изложенными в разделе 3 Концепции построения и развития АПК "Безопасный город", и в целях эффективного расходования бюджетных средств техническое обеспечение Системы должно обеспечить максимальное использование существующей инфраструктуры и всех результатов, ранее достигнутых в Брянской области, в том числе использование аппаратной инфраструктуры Комплекса автоматизированной системы (КАС) повышения уровня защищенности граждан на улицах и в других общественных местах, управления нарядами полиции, задействованными для охраны общественного порядка на территории г. Брянска".
Таким образом, АПК "Безопасный город" является автоматизированной системой в защищенном исполнении и, следовательно, при его проектировании требуется наличие лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации.
4. Довод Заявителя ООО "ЭйТи Сервис" относительно необходимости учета при формировании проектной документации требований Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" не нашел своего подтверждения рамках рассмотрения жалобы ввиду следующего:
В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" данное Постановление устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области.
Учитывая, что средства видеофиксации нарушений правил дорожного движения в силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относятся к элементам обустройства автомобильных дорог и не являются объектом капитального строительства, следовательно, положения Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 не распространяются на данную закупку.
5. Довод Заявителя ООО "ЭйТи Сервис" относительно установления требования о проведении исполнителем испытаний непосредственно Системы и сдачи частей (сегментов, подсистем) КСА ЕЦОР в постоянную эксплуатацию не нашел своего подтверждения ввиду следующего:
Заказчиком в пункте 6 Технического задания документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено требование о включении в проектно-сметную документацию на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области видов и методов испытаний Системы и ее составных частей в соответствии с ГОСТ 34.603-92.
При этом, результатом услуг, в соответствии с п. 7.1 проекта контракта является проектно- сметная документация, разработанная в соответствии с заданием на проектирование. Требований о проведении испытаний Системы документацией об открытом конкурсе в электронной форме не установлено.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "ЭйТи Сервис" на действия заказчика Государственное казенное учреждение Брянской области "Безопасный регион" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на создание опытных участков АПК "Безопасный город" на территории Брянской области за N0127200000219002090 частично обоснованной в части не использования заказчиком при описании объекта закупки требований к товару, определённых ГОСТ Р 57144-2016, не раскрытия в документации об открытом конкурсе в электронной форме понятия "КСиП".
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика ГКУ "Безопасный регион" нарушение требований п. п. 1,2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ГКУ Брянской области "Безопасный регион", уполномоченному органу Управлению государственных закупок Брянской области, оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании осуществляемой закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 31 мая 2019 г. N 032/06/33-738/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 31.05.2019