Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Организатор торгов); от ООО "МОСПИК" (далее - Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.05.2019 вх. N 14686/19) ООО "МОСПИК" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (извещение N 31907782499), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
17 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31907782499 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (далее - Закупка), включая документацию о конкурсе (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - Положение о закупках) в редакции от 13.03.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
615 177 109 ,47 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
17.04.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
27.05.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
04.06.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр, 88, каб. 131 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре N 31907782499 не был заключен договор.
2. Заявитель обжалует включение в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, выразившегося в неразмещении в Документации ряда чертежей на продукцию, являющуюся предметом Закупки, а также публикации чертежей, содержащих нечитаемые сведения и данные в отношении предмета Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона N 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП "Петербургский метрополитен" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "МОСПИК" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/16832/19 от 21.05.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 78/16832/19 от 21.05.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Как следует из п. 1.1.1 тома 2 Документации, предметом настоящего конкурса является поставка запчастей к вагонам метрополитена.
На основании п. 1.1.2 тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями конкурсной документации (Том 3).
Согласно п. 2.2.1 тома 3 Документации поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении N1,2,3,4 к настоящим техническим требованиям и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.
Приложением N 3 к тому 3 Документации являются чертежи.
Заявитель в жалобе указывает на то, что ряд чертежей, приведенных в составе Документации, имеют ненадлежащее качество и содержат нечитаемые параметры и значения, ряд чертежей отсутствует, а именно:
1. крышка крепительная 560.31.10.012:
a. Некоторые размеры не читаются.
b. В технических требованиях чертежа не читаются п. 1 -3.
2. балка центральная 2.7175.31.31.011.20СБ:
a. Чертёж не читается.
b. Нет чертежей входящих узлов и деталей.
3. пружина наружная 1.7170.31.35.107.00:
а. Некоторые размеры не читаются.
4. опора 2.7175.31.36.020.20 СБ:
a. Сборочный чертёж - не читаются размеры и технические требования.
b. 1.7170.31.36.146.10 Стакан - чертёж не читается.
5. головка 560.31.38.051:
а. Чертёж не читается.
6. труба штока 560.31.81.100 СБ Р:
а. В основной надписи чертежа не читается материал.
7. букса 2.7170.31.12.010.03 левая:
а. Нет чертежей входящих узлов и деталей.
8. букса 2.7170.31.12.010.04 правая:
а. Нет чертежей входящих узлов и деталей.
9. букса 2.7170.31.12.010.05 левая с кроншт
а. Нет чертежей входящих узлов и деталей.
10. тяга реактивная 2.7170.31.53.001.ЗОСБ
а. Под этим номером к тендерной документации приложен сборочный чертёж и спецификация на "Установка электродвигателя и карданной муфты", необходимо разъяснение.
11. кронштейн 2.7070.36.12.012.00 СБ:
а. Чертёж 1.7070.36.12.105.00 кронштейн, входящий в этот узел, не читается.
12. кронштейн 2.7070.36.12.015.00 СБ
а. Чертёж 1.7070.36.12.105.00 кронштейн, входящий в этот узел, не читается.
13. ось Ч.1.7170.31.10.101.00:
а. На чертеже в основной надписи рядом с обозначением написано "Заготовка", необходимо разъяснение.
14. кронштейн 2.7030.31.20.021.20:
а. Нет входящих в сборку чертежей деталей.
15. рама тележки ваг. Ем поводковая
a. Сборочный чертёж не читается.
b. Нет спецификации и, соответственно, не проверить наличие всех входящих чертежей.
16. рама тележки 2.7070.31.20.011.01:
а. Нет всех входящих чертежей на узлы и детали.
17. рама тележки 2.7170.31.20.011.40 У СБ:
а. Нет всех входящих чертежей на узлы и детали.
18. корпус редуктора 2.7175.31.51.011.00:
а. Нет всех входящих чертежей на узлы и детали.
19. кольцо 400-1004030-80
а. Нет чертежа. В Приложении 2 к техническим требованиям (Том 3 часть 1 от 24.04.2019) в табличной форме описаны основные характеристики.
Заявитель в жалобе также отметил, что любое изделие изготавливается в соответствии с конструкторской документацией, состоящей из чертежей деталей, где описаны все необходимые параметры детали (размеры, материал, требования к поверхности и финишному покрытию), спецификации, где описан состав изделия (если изделие состоит из 2-х и более деталей) и количество входящих деталей, сборочного чертежа где описывается в графической форме как стыкуются между собой детали в изделии. При отсутствии или ненадлежащем качестве всех элементов конструкторской документации изделие не может быть изготовлено.
В адрес Организатора торгов было направлено 2 запроса на разъяснение Документации, где указывалось о необходимости предоставления чертежей надлежащего качества.
По результатам каждого из поступивших запросов Организатором торгов были внесены изменения в Документацию с добавлением документов более высокого качества и разрешения.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно действующей редакции Документации от 16.05.2019 ряд чертежей по-прежнему содержит нечитаемые параметры и значения, а также для ряда позиций товаров, являющихся предметом Закупки, отсутствуют чертежи входящих узлов и деталей.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что размещение Организатором торгов в Документации ненадлежащих и нечитаемых чертежей, используемых в описании предмета закупки, в отсутствие приложенных к ним чертежей входящих узлов и деталей к продукции, являющейся предметом проводимой процедуры Закупки, противоречит требованиям п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по размещению в Документации ненадлежащих и нечитаемых чертежей, используемых в описании предмета закупки, в отсутствие приложенных к ним чертежей входящих узлов и деталей к продукции, являющейся предметом проводимой процедуры Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей Закона N 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 16.05.2019 вх. N 14686/19) ООО "МОСПИК" на действия Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (извещение N 31907782499) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) нарушение п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей Закона N 223-ФЗ, допущенное путем размещения Организатором торгов в Документации ненадлежащих и нечитаемых чертежей, используемых в описании предмета закупки, в отсутствие приложенных к ним чертежей входящих узлов и деталей к продукции, являющейся предметом проводимой процедуры Закупки.
3) Организатору торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (извещение N 31907782499), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
27 мая 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 27.05.2019 N Т02-319/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП "Петербургский метрополитен" при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (извещение N 31907782499, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ГУП "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к вагонам метрополитена (извещение N 31907782499), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 21 июня 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 30.05.2019