Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Раев М.А., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и проце дур торгов,
в присутствии: представителя заявителя - <_> (по доверенности), представителя ответчика - <_> (по доверенности), представителя АО СОГАЗ, в качестве заинтересованного лица - <_> (по доверенности),
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (ИНН: 7710026574) (вх. N 003425) (далее - заявитель) на действия АО "Корпорация развития Пермского края" (ИНН: 5902198460); Закупочной комиссии АО "Корпорация развития Пермского края" (далее - организатор торгов) при организации и проведении конкурентных переговоров на Оказание услуг добровольного медицинского страхования (ДМС) (извещение N 31907576687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),
УСТАНОВИЛА:
15.03.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба САО "ВСК", в которой указано на незаконный, по мнению Заявителя, факт допуска заявки АО СОГАЗ до торгов. Основание, по которому организатор торгов не должен был допустить до торгов - отсутствие выписки из СРО.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, указывает отсутствие каких-либо нарушений Закона о закупках и Положения о закупках при проведении рассматриваемого конкурса, просит признать жалобу необоснованной.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - хозяйственное общество обязано руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом общества и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд акционерного общества "Корпорация развития Пермского края", утвержденного решением Совета директоров Корпорации от 26.12.2018 (протокол от 26.12.2018 N 17) (далее - Положение); Документацией о закупке (приглашение к участию в конкурентных переговорах) (далее - Документация).
В извещении, на официальном сайте, опубликованы: дата начала приема заявок - 26.02.2019 г., дата окончания приема заявок - 05.03.2019 г., дата подведения итогов закупки - 11.03.2019 г.
Проанализировав доводы жалобы, возражения заказчика, иные документы, представленные в материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу о признании доводов жалобы заявителя обоснованными.
В соответствии частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках, при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.
Для определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по результатам проведения закупок приказом Заказчика от 23.05.2017 N 01-03-58 создана постоянно действующая комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур закупок осуществлению конкурентной закупки (копии приказов прилагаются).
Согласно документации о закупке, Заказчиком к участникам закупки были установлены обязательные требования (пункт 2 раздела 4 главы 2 информационной карты Документации) и требования к участникам закупки, установленные Заказчиком (пункт 3 раздела 4 главы 2 информационной карты Документации).
К требованиям, установленным Заказчиком к участникам закупки, относятся:
1. отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом N 44-ФЗ, отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом N 223-ФЗ, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
2. членство участника закупки в саморегулируемой организации (СРО) в отношении вида деятельности страховых организаций, в соответствии с требованиями частей 1,4 статьи 8 Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка"
3. наличие у участника закупки актуального рейтинга надежности категории "АА" на уровне не ниже "ruAA-", присвоенного участнику российским рейтинговым агентством "Эксперт РА", и действительного на день подачи заявки на участие в закупке.
Подпунктом 2 пункта 2 раздела 6 главы 2 информационной карты документации о закупке предусмотрено, что участники закупок для подтверждения соответствия установленным требованиям и условиям допуска предоставляют Заказчику копии следующих документов:
- лицензии на осуществление страховой деятельности с указанием вида страхования "добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Закона РФ от 27.11Л 992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", действующей на весь период действия договора, заключаемого по результатам настоящей закупки;
- выписки из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) в отношении вида деятельности страховых организаций.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее - Закон о СРО), статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в форме ассоциации (союза) в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, основанная на членстве и объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности (далее - финансовые организации): страховых организаций.
Частью 1 статьи 8 указанного закона предусмотрено, что членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Частью 1 статьи 14.2 Закона о СРО установлено, что при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования вступают в саморегудируемую организацию в сфере финансового рынка в порядке и сроки, которые предусмотрены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223- ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность страховых организаций являться участником саморегулируемой организации (СРО) в отношении вида деятельности страховых организаций.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального закона от 27.11.1192 N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", лицензия необходима для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Требование Заказчика о предоставлении копии лицензии на осуществление страхования и копии документа о членстве в СРО в отношении вида деятельности страховых организаций соответствует действующему законодательству, участник закупки в составе заявки должен предоставить указанные выше документы в совокупности.
В заявке САО "ВСК" в составе документов имеется копия лицензии на осуществление страхования от 11.09.2015 (страница 24 заявки). Документ, подтверждающий членство в СРО в отношении вида деятельности страховых организаций САО "ВСК" в составе заявки не представлен.
В составе заявки АО "СОГАЗ" представлены копии следующих документов: лицензии на осуществление страхования от 05.08.2015 (страница 124 заявки), свидетельства о членстве в СРО, выданного 06.12.2016 per. N 010 (страница 125 заявки).
Согласно пункту 3.1.5 Условиям членства во Всероссийском союзе страховщиков, в том числе размер и порядок расчета, а также порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов, утвержденных решением Общего собрания членов Всероссийского союза страховщиков, протокол от 06.06.2016 N 16, в случае приема страховой организации в члены Всероссийского союза страховщиков, страховой организации направляется свидетельство, подтверждающее ее членство во Всероссийском союзе страховщиков.
Комиссия Пермского УФАС России полагает, что предоставление АО "СОГАЗ" в составе заявки копии свидетельства СРО не является нарушением документации о закупках. Предоставленная АО "Согаз" копия свидетельства СРО подтверждает соответствие участника закупки требованиям Закона о СРО, требованиям пункта 3 раздела 4 главы 2 информационной карты документации о закупке. Также стоит отметить, что действия Заказчика в части признания заявки АО "СОГАЗ" соответствующей документации о закупке не привели к нарушению положений Закона о закупках, Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу САО "ВСК" (ИНН: 7710026574) (вх. N 003425) (далее - заявитель) на действия АО "Корпорация развития Пермского края" (ИНН: 5902198460); Закупочной комиссии АО "Корпорация развития Пермского края" (далее - организатор торгов) при организации и проведении конкурентных переговоров на Оказание услуг добровольного медицинского страхования (ДМС) (извещение N 31907576687, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), необоснованной;
Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 апреля 2019 г. N 003425
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.04.2019