На основании приказов N01/26-пр от 24.01.2019, N 01/89-пр от 19.02.2019 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении МКУ "Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан" <_> (далее также - Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Палата).
По результатам проведения проверки установлено следующее.
6 марта 2013 г. между Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского МР РТ и <_> заключен договор аренды N 24-071-2746 по условиям которого в аренду сроком на 5 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:16:020601:169, общей площадью 89 084 кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Срок аренды с 6 марта 2013 г. по 5 марта 2018 г.
24 августа 2014 между <_> и ООО "Асянь" заключен договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды N 24-071-2746 от 06.03.2013 г.
17 августа 2018 г. ООО "Асянь" обращается в Исполнительный комитет Высокогорского МР РТ в целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:16:020601:169 в аренду сроком на 5 лет. (вх. N 2666 от 17.08.2018 г. в ПИЗО).
7 ноября 2018 г., на основании постановления Исполнительного комитета от 01.11.2018 г. N 2357, между Палатой и ООО "Асянь" заключен договор аренды земельного участка N 24-071-3599 в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:16:020601:169, общей площадью 89 084 кв.м. из состава земель сельскохозяйственного назначения со сроком аренды до 06.11.2023 г.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной, муниципальной собственности.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам урегулирован в Земельном Кодексе Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ допускает заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае заявление ООО "Асянь" было подано после истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 16:16:020601:169 не мог быть предоставлен ООО "Асянь" без проведения торгов.
Целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135- ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.
Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.
Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Исходя из изложенного, в действиях Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан усматриваются признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:16:020601:169 ООО "Асянь" (ИНН 1616022645) без проведения торгов.
В связи с наличием в действиях Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:16:020601:169 без проведения торгов, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем обеспечения возврата земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:16:020601:169 из пользования ООО "Асянь" (ИНН 1616022645) в распоряжение арендодателя.
Предупреждение необходимо выполнить в течение 60 дней с момента получения.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив подтверждающие документы.
Заместитель руководителя <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 июня 2019 г. N П06-42/2019 (ключевые темы: защита конкуренции - земельные отношения - предоставление земельных участков - окончание срока - муниципальная собственность)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.06.2019