Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев в жалобу ООО "РОС-М" (далее также - Заявитель, Общество) на действия ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" (далее также - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в филиале "Коломенский" по адресу: г. Москва, Коломенский пр-д., дом 4, стр.12, и филиале "Хорошевский" по адресу: г. Москва, ул. Маршала Мерецкова, дом 1, (реестровый N 31907643448, далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона, мотивированная несогласием с отклонением заявки ООО "РОС-М" от участия в процедуре закупки.
Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее также - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт).
Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 29.03.2019 N 31907643448-01 заявке ООО "РОС-М" с порядковым N 80044 отказано в допуске в соответствии с пунктом 14.4 Положения о закупках в связи с несоответствием продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно: "в пункте формы 2 "Провод" не представлены сведения, а именно Участником указано "Номинальное сечение токопроводящей жилы провода: 1.5 (ПВ3), 2 (ПВ2) мм2", "Класс жилы провода: 2", что не соответствует ГОСТ 22483-2012, так как согласно ГОСТ 22483-2012 Провод 2 класса не изготавливается сечением 2 мм2.".
В своей жалобе Общество указывает, что им для требуемого параметра было представлено значение, соответствующее требованиям Аукционной документации и требуемого ГОСТа.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к участникам такой закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Пунктом 13 Информационной карты Аукционной документации (далее - Информационная карта) установлено, что заявка на участие в Аукционе состоит из двух частей. При этом Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной торговой площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Конкретные показатели товара, указываются в соответствии с Формой 2 "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы" Аукционной документации (далее - Форма 2).
Для товарной позиции "Провод" в Форме 2 установлены в том числе требования к указанию марки, номинального сечения токопроводящей жилы и класса жилы провода, со следующими показателями: "Марка - ПВ2, ПВ3", "Номинальное сечение токопроводящей жилы провода - от 1.2 до 2.5* мм2", "Класс жилы провода - от 2* до 4".
В соответствии с Инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция); Провод должен соответствовать ГОСТ 6323-79, ГОСТ 22483-2012.
Также согласно Инструкции в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком "*" (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком "*" (звездочка).
Участником в своей заявке для вышеописанных показателей товара "Провод" были указаны следующие значения: "Класс жилы провода - 2", "сечение токопроводящей жилы провода - 1,5 (ПВ3), 2 (ПВ2) мм2".
Как указал представитель Заказчика на заседании Комиссии указанные значения не соответствует ГОСТ 22483-2012, поскольку согласно указанному ГОСТу провод со вторым классом жили провода не изготавливается с сечением 2 мм2. В связи с чем, представленное Обществом значение показателя для товарной позиции "Провод" было признано несоответствующей, что и послужило основанием для отклонения заявки ООО "РОС-М".
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанное значение показателей, представленное Обществом, соответствовало требованиям к показателям, указанным в Форме 2 Аукционной документации.
В свою очередь такое прочтение Аукционной документации, позволяющее указать в своей заявке значение, соответствующее требованиям Формы 2, но не соответствующее требованиям ГОСТа вводит потенциальных участников в заблуждение.
Комиссия, рассматривая вышеуказанные действия Заказчика при проведении Аукциона, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленным в Аукционной документации, необъективно затрудняет их уяснение и не позволяет участнику представить надлежащее предложение, что недопустимо при проведении закупок.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия отмечает, что размещенная Заказчиком Аукционная документация нарушает положения действующего законодательства, не позволяя оценить обоснованность действий Заказчика по отклонению заявки Заявителя.
Вместе с тем Комиссия, рассматривая действия Заказчика при проведении Аукциона, установила, что порядок изложения Заказчиком технических требований к товарам, установленный в Аукционной документации, не позволяет участнику Аукциона представить надлежащее предложение, поскольку требования к товарам, подлежащим использованию при оказании услуг, которые имеют двойственную интерпретацию и объективно затрудняют подачу надлежащей заявки, что недопустимо при проведении Закупки.
Комиссия считает недопустимыми подобные рычаги воздействия на ход проведения конкурентной процедуры, поскольку Аукционная документация не должна являться инструментом манипулирования Заказчика итогами проведения конкурентной процедуры. Более того, подобное использование Заказчиком предоставленных ему прав по самостоятельному формированию Аукционной документации является ничем иным как злоупотреблением правом.
При этом положения Аукционной документации не позволяют потенциальному участнику выразить только согласие на выполнение работ на условиях Документации.
Комиссия также отмечает, что реализация предоставленного Заказчику права самостоятельно формировать свою потребность относительно объекта закупки не должна противоречить целям и принципам законодательства о закупках, противоречить положениям отдельных норм Закона о закупках. При формировании Аукционной документации необходимо принимать во внимание, что обязанность Заказчика по подготовке документации (инструкции) обусловлена необходимостью достижения упорядочения и приведения к единообразию в понимании как требований Заказчика к составу и содержанию заявки на участие в Закупке, так и требований к товару (показателям, его характеризующим).
Так, Аукционная документация предназначена для отбора лиц, которые имеют возможность удовлетворить потребность Заказчика на объявленных условиях, при этом не предоставляя Заказчику право избирать потенциального контрагента по критериям надежности указанных субъектов и отдавать предпочтение в зависимости от уровня заинтересованности таких участников.
Комиссия отмечает, что столь детальное описание характеристик материалов, при наличии возможности без ущерба удовлетворению потребности Заказчика как конкретизировать потребность, так и ограничиться установлением требований о соответствии товаров общепринятым стандартам, необоснованно ведет к затруднению подачи надлежащей заявки (при возложении на участника Закупки обязанности по соответствующему формированию предложения об условиях выполнения работ) и, как следствие, влияет на уровень конкуренции при проведении процедуры.
Данный правовой подход в наибольшей степени отвечает правовому режиму, который установлен Законом о защите конкуренции и Законом о закупках, в то время как действия Заказчика в настоящем случае были направлены на введение в заблуждение участников Закупки и ограничение их количества.
На основании вышеизложенного, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, поскольку сама Аукционная документация не соответствует положениям законодательства. Требования, указанные Заказчиком, приводят к необоснованному ограничению количества лиц, участвующих в Закупке.
В этой связи Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РОС-М" (ОГРН: 1157746399997, ИНН: 7724316940) на действия ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" (ОГРН: 1027700456156, ИНН: 7725034169) при проведении Аукциона обоснованной.
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 077/07/00-1380/2019 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.04.2019 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 11.04.2019 по делу по делу N 077/07/00-1380/2019,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в филиале "Коломенский" по адресу: г. Москва, Коломенский пр-д., дом 4, стр.12 и филиале "Хорошевский" по адресу: г. Москва, ул. Маршала Мерецкова, дом 1, (реестровый N 31907643448, далее - Аукцион), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 11.04.2019 по делу по делу N 077/07/00-1380/2019.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее десяти дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 11.04.2019 по делу по делу N 077/07/00-1380/2019.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 15.07.2019.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 19.07.2019 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 апреля 2019 г. N 077/07/00-1380/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2019