Резолютивная часть решения оглашена "08" апреля 2019 года.
В полном объеме решение изготовлено "19" апреля 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:___.,
рассмотрев дело N 27-9383-18/10 по признакам нарушения Главой г.о. Самара (443010, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 137), Департаментом управления имуществом г.о. Самара (ИНН: 6315800001; ОГРН: 1026300959871; 443020, г. Самара, ул. Льва Толстого, 20), Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара (ИНН: 6315700134; ОГРН: 1026300972026; 443069, г. Самара, ул. Мориса Тореза, 67А), Муниципальным предприятием г.о. Самара "Пассажирский автомобильный транспорт" (далее - МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс") (ИНН: 6318163505; ОГРН: 1076318011769; 443090, г. Самара, ул. Блюхера, д. 28А), ООО "Самара Авто Газ" (ИНН: 6318142216; ОГРН: 1046300793220; 443090, г. Самара, ул. Ставропольская, д. 3, комн. 21) статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в присутствии на заседании представителей:___.
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России из Прокуратуры г. Самара поступили материалы, содержащие информацию о действиях органов местного самоуправления г.о. Самара, а также МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" и ООО "Самара Авто Газ", связанных с передачей муниципального имущества, заключением муниципальных контрактов на выполнение работ на осуществление регулярных муниципальных перевозок по регулируемым тарифам.
Для всестороннего и полного рассмотрения поступившей информации Самарским УФАС России были запрошены необходимые документы (материалы).
Из представленных документов было установлено, что 04.12.2017 при временно исполняющем полномочия Главы г.о. Самара _. проведено совещание по вопросам передачи в аренду имущества МП "Пассажиравтотранс".
В совещании принимали участие представители органов местного самоуправления г.о. Самара (руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара), руководитель Департамента транспорта Администрации г.о. Самара), руководитель МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс". Кроме того, из имеющихся документов следует, что участие в совещании также принимал представитель хозяйствующего субъекта - руководитель ООО "Самара Авто Газ". При этом из имеющихся материалов следует, что ООО "Самара Авто Газ" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.о. Самара на основании заключенных с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара договоров на осуществление указанных перевозок.
После проведения 04.12.2017 г. указанного совещания ООО "Самара Авто Газ" на праве аренды был передан комплекс муниципального имущества (движимое и недвижимое имущество), находящегося на праве хозяйственного ведения у МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс".
Кроме того, с указанным Обществом Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара заключено 3 (три) муниципальных контракта на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам от 04.04.2018 N 10-18, от 17.04.2018 N 13-18 и N 14-18, перевозки по которым ранее осуществляло МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс".
Самарское УФАС России пришло к выводу, что вышеизложенные обстоятельства указывают на признаки ограничивающего конкуренцию соглашения между Главой г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", ООО "Самара Авто Газ", запрет на которое установлен статьей 16 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии со статьей 16 Закона "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании изложенного, Самарским УФАС России издан приказ от 16.10.2018 г. N 95 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 27-9383-18/10 к рассмотрению (исх. N 11035/10 от 29.10.2018) к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителя - Прокуратура г. Самара, в качестве ответчиков - Глава г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара, Департамент транспорта Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", ООО "Самара Авто Газ".
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
1. Закон "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения - недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями Закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статья 4 Закона "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статье 16 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
2. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 N 294 (далее - Устав).
Согласно статье 22 Устава, Глава городского округа Самара входит в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Устава, Глава городского округа Самара является высшим выборным должностным лицом городского округа Самара, возглавляющим Администрацию городского округа Самара.
В силу пункта 7 статьи 24 Устава, Глава городского округа Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Самара, в том числе:
- обеспечивает осуществление Администрацией городского округа Самара полномочий по решению вопросов местного значения городского округа Самара и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области;
- координирует деятельность органов Администрации городского округа Самара, органов местного самоуправления городского округа Самара, подконтрольных и подотчетных ему.
Как следует из материалов дела, 04.12.2017 при временно исполняющем полномочия Главы г.о. Самара проведено совещание по вопросам передачи в аренду имущества МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс".
Из представленных документов и пояснений следует, что в совещании принимали участие представители органов местного самоуправления г.о. Самара (руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, руководитель Департамента транспорта Администрации г.о. Самара), руководитель МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс". Кроме того, из имеющихся документов следует, что участие в совещании также принимал представитель хозяйствующего субъекта - руководитель ООО "Самара Авто Газ". Как следует из имеющихся материалов, ООО "Самара Авто Газ" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.о. Самара, Общество имеет договоры, заключенные с Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, на осуществление указанных перевозок.
Указанным протоколом установлен ряд поручений, направленных на решение вопросов, связанных с передачей в аренду имущества МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", погашением долговых обязательств данного муниципального предприятия. Было также принято решение об организации и проведении повторного совещания по указанным вопросам. По указанным поручениям определены ответственные исполнители и сроки исполнения.
При этом из указанного протокола следует, что представитель ООО "Самара Авто Газ" определен в качестве одного из исполнителя поручений, предусмотренных пунктом 1 и 2 протокола, которые связаны с передачей в аренду имущества МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", автобусных маршрутов, с переводом сотрудников предприятия, погашением долговых обязательств данного муниципального предприятия.
После проведения 04.12.2017 г. указанного совещания ООО "Самара Авто Газ" на праве аренды был передан комплекс муниципального имущества (движимое и недвижимое имущество), находящегося на праве хозяйственного ведения у МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс".
Так, между ООО "Самара Авто Газ" и МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" были заключены договор аренды нежилого помещения (здания, сооружения) N 26/18/54Р от 26.03.2018, договор N 51Р аренды транспортных средств (без экипажа) N 28/18 от 02.04.2018, договор N 50Р сублизинга транспортных средств N 27/18 от 02.04.2018, договор N 32/18 (52Р) аренды оборудования от 05.04.2018, договор N 31/18 (53Р) аренды оборудования от 05.04.2018.
Наряду с этим, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" на праве аренды ООО "Самара Авто Газ" было передано оборудование необходимое для осуществления перевозок по муниципальным регулярным маршрутам. Установлено, что передача указанного оборудования ООО "Самара Авто Газ" была осуществлена до момента заключения данным Обществом муниципальных контрактов на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам.
Кроме того, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара с ООО "Самара Авто Газ" заключены муниципальные контракты, предметом которых является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам. Комиссией в рамках настоящего дела установлено, что указанные муниципальные контракты были заключены Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, без соблюдения требований Закона об организации перевозок и Закона о контрактной системе. В связи чем, в действиях Департамента транспорта были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Исходя из имеющихся материалов дела, Комиссия пришла к выводу, что посредством участия 04.12.2017 в совещании по вопросам передачи в аренду имущества МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", ООО "Самара Авто Газ" была предоставлена в приоритетном порядке информация о планируемой передаче движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", а также о регулярных перевозках по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г.о. Самара.
Указанные обстоятельства создали преимущественные условия для ООО "Самара Авто Газ" при участии в торгах на право заключения договоров аренды на движимое и недвижимое имущество и муниципальных контактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г.о. Самара.
Между тем для иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на данном товарном рынке, созданы дискриминационные условия.
При указанных обстоятельствах, Комиссией установлено, что действия Главы г.о. Самара приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и содержат признаки нарушения пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
3. Функции, задачи и полномочия Департамента транспорта Администрации г.о. Самары, установленные Положением о Департаменте транспорта Администрации г.о. Самара (утверждено Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 N 682), свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с предоставлением транспортных услуг населению и организацией транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара относятся к компетенции Департамента. При этом, Департамент транспорта Администрации г.о. Самара является организацией, осуществляющей функции органа местного самоуправления в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа Самара.
В рамках имеющихся полномочий Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара с ООО "Самара Авто Газ" заключены следующие муниципальные контракты:
- муниципальный контракт N 10-18 от 04.04.2018 как с единственным подрядчиком;
- муниципальный контракт N 13-18 от 17.04.2018 по результатам проведения запроса котировок (извещение от 02.04.2018 N 0142300048518000641);
- муниципальный контракт N 14-18 от 17.04.2018 по результатам проведения запроса котировок (извещение от 02.04.2018 N 0142300048518000642).
Предметом указанных муниципальных контрактов является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в соответствии с требованиями, установленными контрактом. Пунктом 2.1 указанных муниципальных контрактов установлено, что цена контрактов составляет 0 (ноль) рублей 00 копеек, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При этом, как следует из пункта 2.2 муниципальных контрактов, перевозчик (ООО "Самара Авто Газ") оставляет полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа в своем распоряжении. При этом, пункт 2.3 контрактов предусматривает предоставление перевозчику субсидии из бюджета городского округа Самара в целях возмещения недополученных доходов в связи с выполнением работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, на основании заключенного соглашения.
4. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации перевозок).
Исходя из положений вышеуказанных нормативных правовых актов, порядок проведения отбора перевозчика на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, осуществляется в порядке Закона о контрактной системе, но с учетом требований и особенностей Закона об организации перевозок.
Заключение муниципального контракта на осуществление перевозок с единственным поставщиком в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возможно, если закупка товара, работы или услуги осуществляется на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Заключение указанного контракта путем проведения запроса котировок, согласно положений части 2 статьи 72 Закона о контрактной системе, возможно, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом, победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Исходя из положений частей 6, 7 статьи 14 Закона об организации перевозок, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта, или цена государственного или муниципального контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируется с учетом условий исполнения контракта, связанных перечислением (не перечислением) перевозчиком платы за проезд пассажиров и провоз багажа муниципальному заказчику, а также с предоставлением подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение работ по перевозке.
Как следует из извещений о проведении запроса котировок от 02.04.2018 N 0142300048518000641 и 0142300048518000642, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого по итогам проведения процедуры, составляет 0,01 рублей.
При этом, обоснование начальной (максимальной) цены контрактов по данным запросам котировок, размещенное в единой информационной системе в сфере закупок, предусматривает размер начальной максимальной цены контрактов - 0 (ноль) рублей.
В последующем, муниципальные контракты, как с единственным подрядчиком, так и по результатам запроса котировок, были заключены по цене 0 (ноль) рублей.
5. Порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) установлен Законом о контрактной системе. Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе установлены методы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно имеющимся материалам, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара при обосновании начальной (максимальной) цены контрактов при проведении запросов котировок, а также цены контракта заключенного с единственным подрядчиком, был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). С этой целью, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г.о. Самара, был направлен запрос коммерческих предложений.
При этом, как следует из условий проведения запроса котировок, а также положений муниципальных контрактов от 04.04.2018 N 10-18, от 17.04.2018 N 13-18 и N 14-18, при осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршрутам г.о. Самара должны применяться тарифы по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара, установленные Администрацией г.о. Самара.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 26.09.2016 N 1322 "Об установлении регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и тарифов на перевозки пассажиров и багажа метрополитеном городского округа Самара" утверждены тарифы, действовавшие на момент проведения запросов котировок и заключения муниципальных контрактов на осуществление перевозок.
Таким образом, цена закупаемых работ по перевозке пассажиров по регулярным муниципальным маршрутам в г.о. Самара установлена муниципальным правовым актом.
Частью 8 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено применение тарифного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно указанным положениям Закона о контрактной системе, тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
При этом, согласно части 21.2 статьи 22 Закона о контрактной системе особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Из вышеизложенного следует, что для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, заказчик применяет метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) (в случае если не установлены соответствующие тарифы) или тарифный метод с учетом положений частей 6 и 7 статьи 14 Закона об организации перевозок.
На основании положений Закона о контрактной системе и Закона об организации перевозок, исходя из имеющихся материалов дела, Комиссия пришла к выводу, что при формировании начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов от 17.04.2018 N 14-18 и 13-18, а также цены контракта от 04.04.2018 г. N 10-18 заказчику необходимо было использовать тарифный метод, с учетом условий Закона об организации перевозок относительно сохранения перевозчиком платы за проезд пассажиров и багажа в своем распоряжении и предоставления перевозчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта, а также цена контракта, заключенного с единственным подрядчиком, в размере 0 рублей определены без соблюдения требований, установленных Законом о контрактной системе и Законом об организации перевозок.
Фактические обстоятельства осуществления рассматриваемых перевозок также свидетельствует о том, что установленная в извещениях о проведении запроса котировок цена контракта в размере 0 рублей является необоснованной, и не соответствует фактическим условиям осуществления пассажирских перевозок.
При указанных обстоятельствах, применение необоснованного метода определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключенного с единственным подрядчиком, повлекло за собой необоснованный выбор способа определения подрядчика на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
При взаимосвязанном анализе всех установленных обстоятельств, Комиссия пришла к выводу, что действия Департамента при исполнении функций по организации муниципальных пассажирских перевозок были направлены на создание конкретному хозяйствующему субъекту условий для участия в торгах на приоритетной основе для осуществления его предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства могли создать преимущественные условия для Общества при участии в запросе котировок. Между тем иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на данном товарном рынке, могли быть поставлены в дискриминационные условия.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара ООО "Самара Авто Газ" были предоставлены преимущества при организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г.о. Самара, что могло привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам г.о. Самара.
Таким образом, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссией были установлены признаки нарушения пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в действиях Главы г.о. Самара и части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" в действиях Департамента транспорта Администрации г.о. Самара.
Согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке (пункт 6), создание дискриминационных условий (пункт 8).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции", в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Частью 3 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" предусмотрено, что в случае, если в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией по рассмотрению дела установлены признаки нарушения статьи 15 Закона "О защите конкуренции", которые не были известны на момент возбуждения такого дела, осуществляется выдача предупреждения.
В соответствии с указанными положениями Закона "О защите конкуренции" Комиссией Самарского УФАС России Департаменту транспорта г.о. Самара выдано предупреждение (от 11.02.2019 исх. N 1302/10) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием в действиях Департамента, выразившихся в обеспечении уполномоченным органом местного самоуправления осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам г.о. Самара посредством заключения муниципальных контрактов с ООО "Самара Авто Газ" без соблюдения требований Закона об организации перевозок и Закона о контрактной системе, признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
Кроме того, Главе городского округа Самара Комиссией Самарского УФАС России также выдано предупреждение (от 11.02.2019 исх. N 1301/10) об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием в действиях Главы городского округа Самара, выразившихся в предоставлении ООО "Самара Авто Газ" доступа к информации в приоритетном порядке, а также создании дискриминационных условий для иных субъектов товарного рынка пассажирских регулярных перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам, признаков нарушения пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".
6. Согласно статье 16 Закона "О защите конкуренции", запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с пунктом 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.) (далее - Обзор), факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Таким образом, доказательствами наличия антиконкурентного соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом может являться определенная совокупность доказательств, подтверждающих их взаимодействие, которое привело или могло привести к определенным в статье 16 Закона "О защите конкуренции" негативным последствиям.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что создание преимущественных условий ООО "Самара Авто Газ" при осуществлении деятельности на рынке услуг по осуществлению регулярных перевозках по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам г.о. Самара обусловлено действиями Главы городского округа Самара, а также Департамента транспорта Администрации г.о. Самара. Указанные действия содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", в связи с чем, как было указано выше, Главе городского округа Самара и Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара, в соответствии с частями 1,3 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" были выданы предупреждения об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства.
Исходя из сложившейся судебной практики по рассмотрению споров, связанных с наличием в действиях субъектов нарушений антимонопольного законодательства в части заключения антиконкурентных соглашений, антимонопольному органу для установления факта заключения ограничивающего конкуренцию соглашения необходимо располагать достаточной совокупностью доказательств, подтверждающих факты взаимодействия должностных лиц органа власти (органа местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта. При этом, антимонопольным органом не может быть установлен факт нарушения антимонопольного законодательства по единичному признаку, указывающему на заключение антиконкурентного соглашения. Только совокупность таких доказательств позволяет сделать вывод о наличии ограничивающих конкуренцию договоренностей между органами власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, и хозяйствующими субъектами.
Между тем, материалы настоящего дела не содержат достаточных данных, свидетельствующих о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения. По результатам рассмотрения указанных материалов, Комиссия приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих наличие договоренностей между Главой г.о. Самара, Департаментом управления имуществом г.о. Самара, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс" и ООО "Самара Авто Газ", которые привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.
При указанных обстоятельствах действия Главы г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, Департаментом транспорта Администрации г.о. Самара, МП г.о. Самара "Пассажиравтотранс", ООО "Самара Авто Газ" не могут быть признаны нарушением статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Прекратить производство по делу N 27-9383-18/10 в связи с отсутствием в действиях Главы городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара, Департамента транспорта Администрации городского округа Самара, Муниципального предприятия городского округа Самара "Пассажирский автомобильный транспорт", ООО "Самара Авто Газ" нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 апреля 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.04.2019