В рамках исполнения возложенных на антимонопольный орган полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства, а так же в рамках деятельности антимонопольного органа в рабочем штабе по рассмотрению деятельности региональных операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, Татарстанским УФАС России у региональных операторов по обращению с ТКО запрошены сведения об условиях договоров на вывоз ТКО, заключенных с юридическими лицами.
Управлением по итогам рассмотрения вышеназванных сведений установлено следующее.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно протоколу от 06.07.2018 N070618/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан признано ООО "Гринта".
Соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и ООО "Гринта" заключено 22.08.2018 N57 сроком на 10 лет.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2018 N10-189/кс установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Гринта".
В адрес ООО "Гринта" был направлен запрос информации (исх.NСП-05/7012 от 15.05.2019) всех действующих в настоящее время договоров с юридическими лицами на вывоз ТКО с указанием порядка расчета по договору.
Исходя из предоставленных ООО "Гринта" сведений (вх.N8102 от 23.05.2019) установлено, что по состоянию на 22.05.2019 у Общества заключено 8733 договора на вывоз ТКО с юридическими лицами. В указанных договорах порядок расчета оказанных услуг определяется следующим образом:
- в 4913 договорах - исходя из нормативов накопления ТКО;
- в 3804 договорах - исходя из количества и объема контейнеров;
- в 16 договорах - исходя из массы ТКО.
Таким образом, для 43,56% контрагентов-юридических лиц ООО "Гринта" расчет происходит исходя из объемов контейнеров.
Исходя из приведенных данных следует наличие возможности заключения и фактическое наличие действующих договоров на вывоз ТКО, заключаемых региональными операторами с юридическими лицами, по условию расчета оказанных услуг не по нормативу на вывоз ТКО.
Вместе с тем, исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений и обращений, региональный оператор при обращении в его адрес отдельных лиц по вопросу возможности заключения договора на вывоз ТКО с расчетом оказанных услуг исходя из объема контейнеров, сообщает о невозможности установления соответствующего условия. Указанные факты усматриваются, в частности исходя из анализа заключения региональным оператором договоров с торговыми сетями, осуществляющими розничную реализацию продовольственных товаров на территории Республики Татарстан.
Согласно ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ), определение объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505) (далее - Правила N 505).
Пункт 5 Правил N 505 устанавливает, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил (п. 6 Правил N 505), т.е. только двумя способами: по нормативам накопления или исходя из количества и объема контейнеров (далее по фактическому объему).
Каких-либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила N 505 не содержат. Пункт 8 Правил N 505, устанавливающий, что "при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подп. "а" п. 5 Правил N 505", лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
В отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах также существуют специальные нормы, регулирующие данный вопрос, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354).
Пунктом 148(38) Правил N 354 определено следующее: "Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения N 2 к Правилам N 354 (т.е. исходя из нормативов накопления ТКО).
При раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к Правилам N 354 (примечание: т.е. исходя из фактического объема)".
Таким образом, Правила N 354 также предусматривают два альтернативных варианта определения объема:
-исходя из нормативов накопления ТКО;
-исходя из фактического объема.
Учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях:
-при раздельном накоплении сортированных отходов;
-в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре.
Кроме того, типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156) не содержит каких-либо ограничений в применении того или иного способа учета ТКО и предусматривает все варианты.
Предмет деятельности по обращению с ТКО - деятельности регионального оператора закреплен в ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и определяется как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка прямо определены действующим законодательством.
Как указывалось ранее, в силу прямого законодательного закрепления в рассматриваемом случае выход на рынок услуг регионального оператора в закрепленной зоне действия регоператора возможен только по результатам конкурсного отбора; замена услуг регионального оператора в сфере обращения ТКО на какие либо иные услуги иных хозяйствующих субъектов действующим законодательством не предусмотрена.
Географические границы рассматриваемого товарного рынка так же имеют прямое законодательное закрепление и определены границами зоны действия Регионального оператора Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 г. N149, которым утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Татарстан, в которой определены две зоны деятельности региональных операторов на территории Республики Татарстан - западная и восточная.
В настоящем случае временной интервал исследования определен фактическим существованием товарного рынка, так как деятельность регионального оператора осуществляется с 01.01.2019.
Учитывая, что действующий Региональный оператор по Восточной зоне - ООО "Гринта" отобран сроком на 10 лет, вход на рассматриваемый товарный рынок в определенных географических границах возможен только при условии утраты действующими операторами соответствующего статуса и проведения нового отбора. Соответственно, ООО "Гринта" обладает признаками доминирующего положения на рынке услуг по обращению с ТКО в соответствующей зоне деятельности, в связи с чем на них распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе запрет на создание дискриминационных условий для потребителей услуг Регионального оператора.
Тем самым, в отсутствие объективных причин, препятствующих включению в договор условий о фактическом определении объемов ТКО, такой отказ со стороны регионального оператора может указывать на признаки злоупотребления им доминирующим положением и нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В настоящем случае отказ регионального оператора от включения условий в договор с одними собственниками нежилых помещений о возможности осуществлять учет, исходя из фактического объема, при включении такого условия для других собственников указывает на создание для контрагентов неравных (дискриминационных) условий, при которых одни контрагенты вынуждены зачастую существенно переплачивать за предоставляемые услуги в сравнении с другими, которые используют альтернативную систему расчета.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Таким образом, действие регионального оператора ООО "Гринта" содержит признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, запрещенного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с наличием в действиях регионального оператора ООО "Гринта" (ИНН 1650326509, 423800, РТ, г. Набережные Челны, проезд Автосборочный, 29/63) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в создании для потребителей услуг по вывозу ТКО дискриминационных условий, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно не допускать необоснованных отказов соответствующим потребителям во включении в договор условия о расчете оказываемых услуг по вывозу ТКО любым, допустимым согласно Правилам коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505) и Правилам предоставления коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) способом, включая расчет исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в срок до 08 июля 2019 года, представив подтверждающие документы.
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 07 июня 2019 г. (ключевые темы: твердые коммунальные отходы - дискриминация - нежилые помещения - товарный рынок - отходы производства и потребления)
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.06.2019