Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
<_>, |
Членов Комиссии: |
<_>, |
|
<_>, |
рассмотрев жалобу ООО "Системы интеграции" (вх. N 8093/ж от 23.05.2019 г.) на действия ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ при проведении закупки N0111200000919000105 на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для государственных нужд Республики Татарстан, в присутствии:
- уполномоченного органа - <_>. (доверенность N04/19 от 01.01.2019 г.);
- заказчика - <_>. (доверенность от 10.12.2018 г.);
- заявителя - <_> (доверенность от 27.03.2019 г.);
- участник закупки ООО "ПринтК" - <_>. (доверенность N1 от 23.01.2019 г.),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111200000919000105 от 09.04.2019 г. было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 735 847 ,00 руб.
Наименование предмета закупки: право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для государственных нужд Республики Татарстан.
Суть жалобы, по мнению заявителя, ООО "Принт-К" в составе своей заявки представил несоответствующие действительности сведения о происхождении товара как Российская Федерации.
Представитель заказчика и уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
Изучив представленные материалы, Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
На участие в аукционе N0111200000919000105 на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для государственных нужд Республики Татарстан подано 8 заявок, 7 из которых признаны соответствующими требованиям аукционной документации, в том числе заявка ООО "Системы интеграции" и заявка ООО "Принт К" со страной происхождения товара Россия.
Согласно протоколу подведения итогов от 22.05.2019 г. победителем аукциона признано ООО "ПРИНТ-К" с ценой контракта - 5 276 979 рублей 16 копеек (пять миллионов двести семьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят девять рублей шестнадцать копеек).
Пунктом 4 Постановления N 968 определено, что в случае, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, не отклоняется в соответствии с установленными Постановлением N 968 ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
В соответствии с подпунктом 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к Приказу N 126н перечне, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
В соответствии с подпунктом 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н в подтверждение страны происхождения в заявке на участие в электронном аукционе ООО "Принт " предоставлена Декларация.
В силу пункта 2 раздела 1.7 аукционной документации установлено, что в соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
В случае если победителем аукциона в электронной форме представлена заявка на участие в аукционе в электронной форме, которая содержит предложение о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В случае если победителем аукциона в электронной форме представлена заявка на участие в аукционе в электронной форме, которая содержит предложение о поставке товаров, происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона.
Комиссией установлено, что в составе своей заявки ООО "Принт К" предложил поставку товара со страной происхождения Россия.
Согласно статье 1 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (Заключено в г. Ялте 20.11.2009) (ред. от 30.10.2015) (далее - Ялтинское Соглашение) в целях применения мер тарифного и нетарифного регулирования Стороны принимают Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Согласно разделу 1 Ялтинского Соглашения для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:
страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
критерий достаточной обработки/переработки - один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств;
кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;
изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта;
материал - любой ингредиент, сырье, компонент или деталь и т.п., используемый для производства продукта;
материал иностранного происхождения - материал, не происходящий с территорий государств - участников Соглашения, или материал, происхождение которого не установлено;
продукт (продукция) - изготовленный (произведенный) продукт, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции;
набор продуктов - группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД;
товар - любое имущество, как материал, так и продукт, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства, перемещаемое через таможенную границу (за исключением транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и товаров);
товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, применяемая в соответствии с Соглашением о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года;
Согласно пункту 2.1 Ялтинского Соглашения страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно пункту 2.3 Ялтинского Соглашения для целей определения страны происхождения товара, изготовленного в государстве - участнике Соглашения, может применяться кумулятивный принцип, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке/переработке.
При отсутствии сертификата (сертификатов) формы СТ-1 о происхождении материалов из других государств - участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки (подпункты "а", "б", "в" пункта 2.4 настоящих Правил).
Согласно пункту 2.4 Ялтинского Соглашения в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.
Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:
а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Основным условием критерия достаточной обработки/переработки является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее - Перечень) (приложение 1, являющееся неотъемлемой частью настоящих Правил).
Комиссией установлено, что приобретаемый заказчиком товар - системный блок, сервер, ноутбук - представляет собой, оборудованное собранное из различных комплектующих (материалов), которые указаны в Техническом задании заказчика (диски жестки, процессор, материнская плата, мышь, клавиатура и др) и данный товар не входит Перечень.
Согласно пункту 109.6 Распоряжения ФТС России от 15.08.2014 N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (вместе со "Сборником решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров") (Зарегистрировано в Минюсте России 07.11.2014 N 34606) (далее Распоряжение ФТС России от 15.08.2014 N 233-р) запоминающие устройства разных типов (на магнитных лентах, на магнитных дисках, на магнитооптических дисках и т.д.), независимо от того, размещены они в собственных корпусах или предназначены для установки в системном блоке компьютера, классифицируются в субпозиции 8471 70 ТН ВЭД ТС.
Согласно пункту 109.7 распоряжение ФТС России от 15.08.2014 N 233-р Другие устройства, смонтированные в отдельных корпусах и используемые вместе с персональными компьютерами, а также принадлежности при отдельном представлении для совершения таможенных операций классифицируются в следующих позициях ТН ВЭД ТС:
- устройства, считывающие информацию с флэш-карт памяти, - 8471 709800;
Отдельно поставляемые части системного блока персонального компьютера классифицируются в следующих позициях ТН ВЭД ТС:
- корпус со встроенным блоком питания - 8473 30 800;
- материнская плата с микропроцессором - 8471 50 000 0;
- платы расширения (видеоадаптер, адаптер дисководов, адаптер портов ввода/вывода) - 8471 80 000 0;
- блок питания - 8504 40 300;
Системные блок в соответствии товарной позиции по ТН ВЭД (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза") (аналогично по "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ)" (принята на основании Соглашения стран СНГ от 03.11.1995) (Разделы XI - XXI, группы 50 - 97)) имеет код - 8471 "Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные" подкод 8471 41 000 0 " - содержащие в одном корпусе, по крайней мере, центральный блок обработки данных и устройство ввода и вывода, объединенные или нет".
Также комиссией установлено, что составные части системного блока, приобретаемого заказчиком имеют следующие коды по ТН ВЭД:
Процессор - код 8471 под код 8471 49 000 0 "прочие, поставляемые в виде систем";
Материнская плата -код 8471 под код 8471 49 000 0 "прочие, поставляемые в виде систем";
Оперативная память код 8471 70 "устройства запоминающие" под код 8471 70 300 00 "прочие";
Оптический привод встроенный SATA - код 8471 60 "устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства" подкод -8471 60 700 0 "прочие";
Накопитель HDD -код 8471 70 "устройства запоминающие" под код В471 70 500 00 "на жестких магнитных дисках";
Блок питания - код 8504 "Трансформаторы электрические, статические электрические преобразователи (например, выпрямители), катушки индуктивности и дроссели" под код "8504 10 200 0" катушки индуктивности и дроссели, соединенные или не соединенные с конденсатором;
Клавиатура - код 8471 60 "устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства" подкод -8471 60 600 0 "клавиатура";
Мышь - код 8471 60 "устройства ввода или вывода, содержащие или не содержащие в одном корпусе запоминающие устройства" подкод -8471 60 700 0 "прочие".
Таким образом, Комиссией установлено, что в результате обработки/переработки материалов, из которых состоит системный блок изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происходит лишь по Блоку питания - код 8504, в результате которого изменяется код на 8471 (системный блок), при условии, что по остальным материалам изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков не происходит, что по мнению Комиссии не свидетельствует о достаточном соблюдении принципа достаточной обработки/переработки для того, что конечный товар (системный блок) считать Российского происхождения.
Более того, ни ООО "Принт К", ни заказчиком, ни уполномоченным органом не представлены документы, подтверждающие страну происхождения материалов из которых состоит системный блок и которые указаны в Техническом задании заказчика и представлено в Таблице N1 (диски жестки, процессор, материнская плата, мышь, клавиатура и др.), в связи, с чем в соответствии с разделом 1 Ялтинского Соглашения они считаются материалами иностранного происхождения, так как страна их происхождения не установлена.
Также согласно пункту 2.6 Ялтинского Соглашения при определении страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки допускается использование материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях франко-завод и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия) при обязательном подтверждении выполнения этих условий в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством государства - участника Соглашения.
Комиссией установлено, что, стоимость отдельных элементов (процессоры, материнская плата, клавиатура, мышь, жестки диск и т.д.) системного блока, составляет не менее 50% стоимости самого системного блока.
Учитывая изложенное, с учетом положений пунктов 2.4 и 2.6 Ялтинского Соглашения, системные блоки, серверы, ноутбуки, моноблоки которые собираются в России из отдельных элементов (процессоры, материнская плата, клавиатура, мышь, жестки диск и т.д.), ввозимых из иностранного государства не может быть признано товаром Российского производства.
Таким образом, декларирование ООО "Принт-К" страны происхождения товара как Российская Федерация не соотноситься с пунктами 2.4 и 2.6 Ялтинского Соглашения, и является недостоверной.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.
Согласно части 1 статьи 69 Закона 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Таким образом, исходя из указанного положения аукционная комиссия уполномоченного органа, заказчика лишь рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным документацией, однако проверку достоверности представленных сведения не осуществляет, у заказчика в таких ситуациях нет обязанности осуществлять данную проверку, а соответственно и ответственности за проверку достоверности представляемых участниками закупок сведений.
В связи с чем, Комиссия Татарстанского УФАС России решила, материалы для возбуждения административного производства в отношении уполномоченного органа и заказчика не передавать, так как отсутствует обязанность и ответственность данных лиц по проверке достоверности представленных сведений участниками закупок в части достоверности декларирования о стране происхождения товара.
Между тем, Комиссия Татарстанского УФАС России решила выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства, а именно осуществить процедуру заключения контракта с учетом решения по настоящему делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Системы интеграции" (вх. N 8093/ж от 23.05.2019 г.) на действия ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ при проведении закупки N0111200000919000105 на право заключения государственного контракта на поставку компьютерной техники для государственных нужд Республики Татарстан, обоснованной.
Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства;
Материалы для возбуждения административного производства в отношении уполномоченного органа и заказчика не передавать, так как отсутствует обязанность и ответственность данных лиц по проверке достоверности представленных сведений участниками закупок в части достоверности декларирования о стране происхождения товара.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 мая 2019 г. N 016/06/14-826/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.06.2019