Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту - Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев материалы, представленные отделом антимонопольного контроля и рекламы,
УСТАНОВИЛ:
04.06.2019 (входящий N 3926) в адрес Архангельского УФАС России поступили материалы Центрального банка Российской Федерации (Северо-Западное главное управление) (далее - ЦБ РФ) с приложением фотоотчета по результатам осмотра места нахождения Общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее по тексту - ООО "Вектор", Общество).
Согласно представленной информации, на фасаде здания по адресу: Архангельская обл., Котласский р-он, г. Котлас, пр. Мира, д. 43 размещен баннер агентства с указанием контактного номера телефона и возможности получения займа на приобретение и строительство жилья с использованием средств материнского капитала.
По мнению ЦБ РФ, в действиях ООО "Вектор" присутствуют признаки нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.
Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.
Как следует из фотоотчета, представленного ЦБ РФ, рассматриваемая информация распространяется посредством размещения на фасаде здания по адресу: Архангельская обл., Котласский р-он, г. Котлас, пр. Мира, д. 43 баннера с информацией следующего содержания: "Вектор 8 (902) 507-80-08 Котлас ТЦ Арена, 2 этаж ЗАЙМ на приобретение и строительство жилья с использованием средств материнского капитала", формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе".
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ "О рекламе", при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Частью 1 ст. 5 ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В силу части 14 статьи 28 ФЗ "О рекламе", если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.
Рассматриваемая реклама распространена в месте осуществления предпринимательской деятельности ООО "Вектор", не имеющего лицензий или иного специального разрешения на оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности. Исходя из содержания, объектом рекламирования выступают займы (финансовые услуги).
Согласно представленным ЦБ РФ сведениям, ООО "Вектор" не относится к числу субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов и соответствующего разрешения на осуществление данного вида деятельности не имеет (сведения об ООО "Вектор" отсутствуют в государственных реестрах Банка России).
Таким образом, при распространении рассматриваемой рекламы усматриваются признаки нарушения пункта 7 статьи 7, части 14 статьи 28 ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении рекламы товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений при отсутствии таких разрешений.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо - п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе").
Рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств - п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе") в силу ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" несет ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 ФЗ "О рекламе".
Рекламопроизводитель (в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ "О рекламе" - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму), в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине, несет ответственность за нарушение требований п. 7 ст. 7 и ч. 14 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В данном случае рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем выступает ООО "Вектор".
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п. 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508),
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу N 029/05/7-226/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле: лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Вектор" (рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель).
3. Назначить дело N 029/05/7-226/2019 к рассмотрению на "24" июля 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Архангельск, К. Либкнехта, д. 2, этаж 1, зал заседаний.
Явка ООО "Вектор", в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе либо представителя при наличии надлежащим образом оформленной доверенности обязательна!
В случае неявки в назначенное время дело N 029/05/7-226/2019 будет рассмотрено без участия сторон и без учета их мнения.
4. ООО "Вектор" в срок до "17" июля 2019 года представить по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2 (тел./факс: 21-54-45) следующую информацию (документы и материалы):
объяснения, пояснения, возражения с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции (в письменной форме);
сообщить, какие займы предоставляет ООО "Вектор";
является ли ООО "Вектор" кредитной финансовой организацией (представить подтверждающие документы);
копию договора на размещение и эксплуатацию рекламного баннера;
макет или информацию, представленную для создания и/или распространения рассматриваемой информации (распечатку рекламных материалов, представленных в электронном виде для опубликования рекламных материалов, в том числе, материалы, показывающие поступление рекламной информации по электронной почте);
кем разрабатывался, редактировался и утверждался макет (информация) рассматриваемой рекламы;
надлежащим образом заверенную копию свидетельства о регистрации ООО "Вектор";
надлежащим образом заверенную копию Устава ООО "Вектор";
надлежащим образом заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе ООО "Вектор";
надлежащим образом заверенную копию документа о назначении генеральным директором ООО "Вектор";
иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения заявления.
Информация должна быть представлена в полном объеме по каждому из пунктов запроса.
В случае отсутствия запрашиваемой информации по пункту запроса, указать на невозможность представления запрашиваемых сведений с пояснениями (в письменной форме).
Доводим до Вашего сведения, что на основании ч. 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно п. 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508), стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе:
знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;
давать устные и письменные объяснения;
представлять доказательства по делу и участвовать в их исследовании;
заявлять ходатайства;
делать заявления;
возражать против заявлений и доводов других лиц;
пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Примечание:
1. |
С материалами дела N 029/05/7-226/2019 можно ознакомиться в Архангельском УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, каб. 102 (исполнитель - Ипатова Татьяна Витальевна, 207-007). |
2. |
Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими документами. |
3. |
Копии документов, представленные для приобщения к материалам дела N 029/05/7-226/2019 и не заверенные нотариально, должны быть заверены подписью руководителя и печатью юридического лица (подписью и печатью индивидуального предпринимателя). |
4. |
При направлении документов ссылка на номер дела 029/05/7-226/2019 обязательна! |
5. |
Для организации допуска в помещения Архангельского УФАС России просим заблаговременно (за 1-2 дня до даты рассмотрения дела) сообщить данные (фамилия, имя, отчество) представителей лиц, которые будут принимать участие в рассмотрении дела N 029/05/7-226/2019 для оформления пропусков по телефону: 207-007. |
Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 24 июня 2019 г. N 029/05/7-226/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.06.2019