В результате рассмотрения поступившего в Ярославское УФАС России обращения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (вх. N 2521 от 20.03.2019) по вопросу о законности выданного Комитетом по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля разрешения N 347-нг/17 от 03.11.2017 г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее- ФЗ "О рекламе") установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с частью 5. 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В части 6 статьи 19 ФЗ "О рекламе" указано, что в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи.
Согласно части 9. 2 статьи 19 ФЗ "О рекламе" разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Разрешение N 347-нг/17 от 03.11.2017 г. выдано Комитетом по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля ИП без проведения торгов.
Копия указанного разрешения представлена Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области.
В данном разрешении указано, что собственником земельного участка, на котором размещается рекламная конструкция является ЗАО "Железнодорожное рекламное агентство Лайса", владельцем рекламной конструкциии является ИП
Кроме того, представлена копия договора оказания услуг N 756/КТЛ от 01.01.2016 г., заключенного между АО "Лайса" и ИП
Согласно пункту 1.1 данного договора АО "Лайса" предоставляет ИП право установки и эксплуатации рекламных конструкций на объектах ОАО "РЖД".
Также представлена копия генерального договора на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД" N 623 к/т от 28.09.2006 г., заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Железнодорожное рекламное агентство Лайса" (переименовано в АО "Лайса").
В соответствии с пунктом 1. 2 данного договора ОАО "РЖД" предоставляет, а АО "Лайса" принимает право на осуществление рекламно-информационной деятельности на объектах ОАО "РЖД".
В пункте 1.5 договора указано, что рекламодатели, рекламные агентства, а также иные третьи лица, заинтересованные в размещении и распространении рекламной и иной информации на объектах ОАО "РЖД", участвуют в рекламной деятельности на объектах ОАО "РЖД" посредством взаимодействия с АО "Лайса" на договорной основе.
Согласно пункту 3.2.8 договора ОАО "РЖД" обязуется предоставить АО "Лайса" возможность для размещения рекламных конструкций, рекламоносителей и рекламной информации на объектах ОАО "РЖД", в том числе путем предоставления доступа на объекты ОАО "РЖД", выдачи необходимых разрешений и т. д.
В Письме ФАС России в адрес Комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля от 31.05.2013 N АК/21165/13 "О порядке размещения рекламной конструкции на арендованном имуществе" указано, что законодательство Российской Федерации о рекламе не предусматривает возможности заключения договора и, как следствие, проведения процедуры торгов для размещения арендатором недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на данном имуществе собственной рекламной конструкции.
В случае, если в договоре аренды арендатору предоставлено право устанавливать на арендованном имуществе рекламные конструкции третьих лиц, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с арендатором недвижимого имущества, в соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
В случае, если договором аренды арендатору собственником государственного или муниципального имущества указанного права не предоставлено, размещение рекламной конструкции на таком имуществе должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 5. 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе", при наличии согласия арендатора, выраженного, в том числе, в договоре аренды.
ОАО "РЖД" в ответ на запрос Ярославского УФАС России (вх. N 3898 от 26.04.2019) представило копию договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 143-по/НОДЮ-759 от 26.09.2008 г., заключенного между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области (Арендодатель) и ОАО "РЖД" (Арендатор).
Как следует, из представленных материалов, рассматриваемая рекламная конструкция размещена на данном, арендуемом ОАО "РЖД" земельном участке, находящемся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1.1 данного договора территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области предоставляет ОАО "РЖД" в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок из земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, Красноперекопский район, площадью 1876621 кв..м., с кадастровым номером N 76:23:000000:0063 для производственных целей.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.4.1 арендатор ОАО "РЖД" обязан использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
В пункте 4 приложения N 2 к данному договору указано, что целевое назначение сдаваемого в аренду земельного участка: для производственных целей.
Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Как следует из положений данного договора аренды N 143-по/НОДЮ-759 от 26.09.2008 г., арендатору ОАО "РЖД" не предоставлено прав на размещение на арендуемом земельном участке, являющийся федеральной собственностью, рекламных конструкций третьих лиц.
Следовательно, предоставление арендатором ОАО "РЖД" в нарушение положений договора аренды, прав на размещение рекламы АО "Лайса" на объектах ОАО "РЖД" по договору N 623 к/т от 28.09.2006 г. является неправомерным.
Таким образом, как следует из представленных документов, в данном случае разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, выдано с нарушением требований части 5 статьи 19 ФЗ "О рекламе", поскольку выдано на основании договора на установку рекламной конструкции, заключенного владельцем рекламной конструкции с лицом, не уполномоченным на заключение договора.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции" (далее- Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В действиях Комитета по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля по выдаче указанного разрешенияс нарушением требований части 5 статьи 19 ФЗ "О рекламе", Ярославским УФАС России усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в отсутствие правовых оснований нарушает пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку ставит хозяйствующий субъект в преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности на рынке рекламных услуг.
С 01 января 2018 вступил в силу Закон Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламы". В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 данного закона полномочия органов местного самоуправления по выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, переданы Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области.
На основании изложенного в соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции Ярославское УФАС России предупреждает Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а именно:
- принять меры по аннулированию разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции N 347-нг/17 от 03.11.2017 г.
Указанные действия следует совершить в срок не позднее 20 июля 2019 года, о выполнении предупреждения сообщить в Ярославское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Согласно части 8 указанной статьи в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Заместитель руководителя
Ярославского УФАС России Е. В. Гудкевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 20 июня 2019 г. N 06-08/18-19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.06.2019