Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - (_),
члены Комиссии: (_),
рассмотрев дело N 055/05/5-477/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем (_) рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии: лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ИП (_),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 14.02.2019 специалистом Омского УФАС России был выявлен факт распространения около дома N 54 по ул. Ленина в г. Омске информации следующего содержания: "ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК Презентация нового альбома 7 апреля в 19:00 Рок-бар Викинг Карла Маркса 18 к.7 тел.: 63-99-28 единое билетное пространство kassy.ru 404 000".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По определению (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к музыкальной группе "Черный обелиск" и презентации ее нового альбома.
В указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", согласно которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
По информации ООО "Городские зрелищные кассы" (вх. N 3603 от 09.04.2019), организатором презентации альбома группы "Черный обелиск" является ИП (_).
Факт распространения вышеуказанной рекламы был подтвержден ИП (_) в пояснениях от 29.04.2019.
Определением от 13.06.2019 Омским УФАС России в отношении него было возбуждено дело по признакам нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В ответ на определение о возбуждении дела ИП (_) были даны пояснения (вх. N 6335 от 21.06.2019), согласно которым "в рекламном материале концерта "Черный обелиск Презентация нового альбома 7 апреля в 19:00 Рок-бар Викинг Карла Маркса 18 к.7" не было указано возрастное ограничение. По данному факту могу пояснить следующее: Данный концерт не предполагает возрастных ограничений. То есть несет маркировку "0+", что фактически приравнивается к отсутствию маркировки, по причине отсутствия возрастных ограничений на данное мероприятие, как таковых".
Комиссия Омского УФАС России не может согласиться с вышеуказанным доводом ввиду следующего.
Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон N 436) устанавливает следующие понятия:
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что рекламная информация о проведении 07.04.2019 презентации альбома музыкальной группы "Черный обелиск" направлена на привлечение внимания зрителей и поклонников к рекламируемому мероприятию.
Следовательно, информация, распространенная посредством данного зрелищного мероприятия, является информационной продукцией, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона N 436-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 436 классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 436 обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс";
2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше шести лет";
3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 12 лет";
4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 16 лет";
5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры "18" и знака "плюс" и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "запрещено для детей".
Таким образом, информационная продукции (презентация альбома группы "Черный обелиск") должна быть обозначена знаком информационной продукции. Вместе с тем такой знак в рекламе отсутствовал.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из данного определения, ИП (_) является рекламораспространителем.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании изложенного, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ИП (_) требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы информационной продукции группы "Черный обелиск".
Учитывая тот факт, что реклама носила разовый характер, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу информационной продукции "ЧЕРНЫЙ ОБЕЛИСК Презентация нового альбома 7 апреля в 19:00 Рок-бар Викинг Карла Маркса 18 к.7 тел.: 63-99-28 единое билетное пространство kassy.ru 404 000", распространенную ИП (_) 14.02.2019, ненадлежащей, нарушающей требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП (_) не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июня 2019 г. N 055/05/5-477/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.06.2019