Резолютивная часть решения оглашена "19" июня 2019 г. г. Краснодар
В полном объеме решение изготовлено "03" июля 2019 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
_
рассмотрев дело N 63/2019 о признаках нарушения ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" (350000, г. Краснодар, ул. Гудимы, д. 62, пом. 2; ИНН 2310200444; ОГРН 1172375036162) ч.1 ст.14.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
в присутствии представителя ответчика - ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" - _. (доверенность от 03.07.2019 г.);
в присутствии представителя заявителя - ООО "Социальная аптека" - _. (доверенность от 27.05.2019 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило заявление ООО "Социальная аптека" (г. Ростов-на-Дону) (вх. N 12469 от 15.11.2018 г.) о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" (г. Краснодар), выразившихся в приобретении и использовании ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" фирменного наименования, сходного, по мнению заявителя, до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Социальная аптека", которое зарегистрировано в качестве юридического лица раньше, чем ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА".
По мнению заявителя ООО "Социальная аптека", в действиях ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" содержится нарушение ч.1 ст. 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку приобретение и использование ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" фирменного наименования, сходного, по мнению заявителя, до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Социальная аптека", приводит к смешению указанных юридических лиц в хозяйственном обороте в отношении аналогичных видов деятельности на территории одного региона, влияет на их индивидуализацию и вводит потребителей в заблуждение относительно их правильной идентификации.
ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" представило свои возражения, согласно которым фирменное наименование ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" не может быть признано сходным до степени смешения с принадлежащим заявителю фирменным наименованием ООО "Социальная аптека", поскольку последнее состоит из общеизвестных слов (социальная и аптека), представляя собой типичное наименование компаний, осуществляющих деятельность в фармацевтической области, а, следовательно, не является уникальным и тождественным фирменному наименованию ответчика.
Кроме того, ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" считает, что доводы ООО "Социальная аптека" являются необоснованными, так как ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" использует словосочетание "Социальная аптека" совместно со словами "ЛАКИ ФАРМА", соответственно, фирменное наименование ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" обладает достаточными различительными признаками, позволяющими отличить аптечную сеть "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" от других аптечных сетей.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Социальная аптека" приказом Краснодарского УФАС России от 15.02.2019 г. N 39 в отношении ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" было возбуждено дело N 63/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно по признакам нарушения ч.1 ст. 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением Краснодарского УФАС России от 01.03.2019 г. (исх. N 4651/7) о назначении дела N 63/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, дело было назначено к рассмотрению на 23.04.2019 г. в 11.00 часов.
Определением Краснодарского УФАС России от 23.04.2019 г. (исх. N 9387/7) об отложении рассмотрения дела N 63/2019 рассмотрение дела было назначено на 19.06.2019 г. в 11.00 часов.
В результате рассмотрения представленных сторонами документов Краснодарским УФАС России установлено следующее.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2018 г., ООО "Социальная аптека" было зарегистрировано в качестве юридического лица 20.09.2010 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.11.2018 г., ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" было зарегистрировано в качестве юридического лица 05.05.2017 года.
В соответствии с п. 1 ст. 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
В соответствии со ст. 1475 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
По мнению заявителя ООО "Социальная аптека", фирменное наименование ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" сходно до степени смешения с фирменным наименованием ООО "Социальная аптека", которое зарегистрировано в качестве юридического лица раннее регистрации ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА".
В соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Социальная аптека" и ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" является торговля розничными лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (ОКВЭД 47.73), дополнительными видами деятельности ООО "Социальная аптека" и ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" являются, в том числе торговля оптовая фармацевтической продукцией (ОКВЭД 46.46), торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.74).
Кроме того, ООО "Социальная аптека" осуществляет, в том числе фармацевтическую деятельность, что подтверждено выданной ООО "Социальная аптека" лицензией на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-23-02-005568 от 05.09.2018 г., ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" также осуществляет, в том числе фармацевтическую деятельность, что подтверждено выданными ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" лицензиями на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-61-02-003182 от 27.12.2017 г., ЛО-23-02-005434 от 22.06.2018 г., ЛО-01-02-000565 от 06.08.2018 г.
Следовательно, заявитель ООО "Социальная аптека" и ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке по реализации лекарственных средств в специализированных магазинах (аптеках), фармацевтической продукции и иных изделий, применяемых в медицинских целях, а также по осуществлению фармацевтической деятельности на территории Краснодарского края.
06.03.2019 г. (исх.N 5125/7) Краснодарским УФАС России в адрес Федеральной службы по интеллектуальной собственности было направлено письмо о даче письменной консультации о наличии или либо отсутствии сходства до степени смешения фирменного наименования ООО "Социальная аптека" с фирменным наименованием ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА".
26.04.2019 г. (вх. N 4546) в Краснодарское УФАС России поступило письмо ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" (исх.N 41-11223-12 от 17.04.2019 г.) с приложением справки.
Согласно справке, представленной ФИПС, в результате проведенного исследования установлено, что фирменное наименование ООО "Социальная аптека" и фирменное наименование ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" не являются сходными до степени смешения, поскольку не ассоциируется друг с другом в целом.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.
Для квалификации совершенного деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы лицо, совершившее данные действия, являлось хозяйствующим субъектом; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести вред деловой репутации другого хозяйствующего субъекта. В случае отсутствия хотя бы одного из вышеуказанных признаков действия хозяйствующего субъекта не могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренция.
Рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что действия ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА", выразившиеся в приобретении и использовании ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" фирменного наименования, не могут быть квалифицированы как акт недобросовестной конкуренции, поскольку не содержат всех признаков, необходимых и достаточных для квалификации их в качестве недобросовестной конкуренции, а именно: не противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, не направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, в действиях ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА", выразившихся в приобретении и использовании ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" фирменного наименования, комиссия Краснодарского УФАС России не установила нарушение ч.1 ст. 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции".
На основании изложенного, дело N 63/2019, возбужденное в отношении ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" по признакам нарушения ч.1 ст. 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции", подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 3 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, производство по делу N 63/2019 по признакам нарушения ч.1 ст. 14.4 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ООО "Социальная аптека "ЛАКИ ФАРМА" прекратить.
_
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 июня 2019 г. N 63/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 03.07.2019