Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
рассмотрев материалы дела N08-18/2019 в отношении ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) по признакам нарушения части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части распространения среди собственников жилья в многоквартирных домах по адресам: г. Альметьевск, ул. Фахретдина Розы, д. 22, ул. Советская, д. 169, 177, ул. Маяковского, д. 38, ул. Строителей д. 11а, 25, 37, д. 43а, 49а, ул. Гафиатуллина д. 3а, 5, 15, д. 18, 18а, ул. Мира 3, ул. Нефтяников, д. 43, ул. Бигаш, д. 121, ул. Заслонова, д. 12, ул. Шевченко, д. 64, 100, 104, ул. Ленина, д. 83, 89, 91, 95, 97, 101, 107, 111, 113, 115, 119 квитанций об оплате услуг по обслуживанию домофонов в которых помимо данных об оплате предоставляемых услуг, содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющей компании,
в присутствии:
- представителя ООО "Союз" (бывш. ООО ЖЭУ "Надежда"), ООО "Темп", ООО "Альянс", ООО "ЖЭУ Успех", ООО "Спутник", ООО "Надежда";
- представителей ООО "СКД-Сервис",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение (вх. N9789/ж от 20.06.2018 года) по признакам нарушения части 1 статьи 14.1 Федерального закона 27.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части распространения среди собственников жилья в многоквартирных домах по адресам: г. Альметьевск, ул. Фахретдина Розы, д. 22, ул. Советская, д. 169, 177, ул. Маяковского, д. 38, ул. Строителей д. 11а, 25, 37, д. 43а, 49а, ул. Гафиатуллина д. 3а, 5, 15, д. 18, 18а, ул. Мира 3, ул. Нефтяников, д. 43, ул. Бигаш, д. 121, ул. Заслонова, д. 12, ул. Шевченко, д. 64, 100, 104, ул. Ленина, д. 83, 89, 91, 95, 97, 101, 107, 111, 113, 115, 119 квитанций об оплате услуг по обслуживанию домофонов в которых помимо данных об оплате предоставляемых услуг, содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющих компаний.
Также в Управление поступило обращение от ООО "Спутник", которое осуществляет деятельность по обслуживанию домофонов в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам, управляющими компаниями которых являются ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Успех", ООО ЖЭУ "Надежда", ООО "Альянс" (вх. N17474/ж от 06.11.2018 года) также, по признакам нарушения части 1 статьи 14.1 Федерального закона 27.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в части распространения среди собственников жилья в многоквартирных домах квитанции об оплате услуг по обслуживанию домофонов, в которых помимо данных об оплате предоставляемых услуг, содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющих компаний. Между ООО "Альянс", ООО ЖЭУ "Союз", ООО ЖЭУ "Успех", ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда" и ООО "Спутник" заключены договоры подряда на содержание и ремонт автоматически запирающихся устройств многоквартирных жилых домов.
ООО "СКД-Сервис" распространяло следующие сведения: "Если к вам обратились с предложением по услугам "домофон" и "видеонаблюдение", будьте осторожны: МОШЕННИКИ", "Для того, чтобы не возвращать деньги жителям, представители УК и ООО "Спутник" совершают поквартальный обход жителей и путем предоставления недостоверной информации, уговаривают жителей подписать "задним числом" протокол, якобы проведенного общего собрания собственников о признании домофонов общедомовым имуществом, заключения договора с ООО "Спутник" (фирма, не имеющая офиса в г. Альметьевске) на 7 лет и увеличения абонентской платы в несколько раз", которые направлены на дискредитацию компаний-конкурентов, а также введение в заблуждение собственников многоквартирного дома.
ООО "СКД-Сервис" осуществляет деятельность по обслуживанию домофонов на территории города Альметьевска, также как и заявители (ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Успех", ООО ЖЭУ "Надежда", ООО "Альянс", ООО "Спутник").
Согласно части 1 статьи 14.1 Федерального закона 27.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.
В связи с наличием в ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6), признаков нарушения части 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившихся в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей, Татарстанским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции было выдано предупреждение ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) о необходимости в течение 10 дней с момента получения предупреждения прекратить распространение среди собственников жилых многоквартирных домов квитанций об оплате услуг по обслуживанию домофонов, в которых, помимо данных об оплате предоставляемых услуг содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющей компании.
ООО "СКД - Сервис" выданное предупреждение в установленный срок не исполнило. Согласно почтовому уведомлению, ООО "СКД-Сервис" получило предупреждение 11.12.2018 г., сроком исполнения данного предупреждения было установлено 10 дней с момента получения, также был указан срок предоставления данных в Управление - 10 дней с момента исполнения. Учитывая сроки исполнения и сроки предоставления данных в Управление, крайний срок исполнения предупреждения 31 декабря 2018 года. Так как вышеуказанная дата является праздничным днем, то крайний срок исполнения предупреждения 10 января 2019 года. По состоянию на 11.01.2019 года, ответ от ООО "СКД-Сервис" об исполнении предупреждения, в адрес Управление не поступал.
На основании вышеизложенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан принято решение о возбуждении дела в отношении в ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) по признакам нарушения части 1 статьи 14.1 Федерального закона 27.06.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пояснениям представителя ООО "СКД-Сервис", заявители и ответчик по данному делу не являются хозяйствующими субъектами конкурентами, так как основной вид деятельности ООО ЖЭУ "Надежда", ООО "ЖЭУ "Темп", ООО ЖЭУ "Успех, ООО "Альянс", ООО "Надежда" согласно выписке из ЕГРЮЛ является "Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе", то есть управление общедомовым имуществом, а основным видом деятельности ООО "СКД-Сервис" является "производство электромонтажных работ. Заявители являются управляющими организациями, осуществляющей деятельность по содержанию общедомового имущества и предоставлению коммунальных услуг, а ООО "СКД-Сервис" оказывает услуги по установке и обслуживанию домофоных систем, не входящих в состав общедомового имущества.
К тому же, по словам представителя ответчика, в информации, представленной в квитанциях нет прямого указания на наименование юридического лица, в отношении которого вынесено представление, ни на конкретный многоквартирный дом.
Также представитель ООО "СКД-Сервис" отмечает, что на квитанции напечатана не выдержка из Представления прокуратуры, а набор слов, из которых были собраны нужные предложения и составлен текст.
Однако Комиссией установлено, что ООО "СКД-Сервис" осуществляет деятельность по обслуживанию домофонов на территории города Альметьевска. Заявители (ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Успех", ООО ЖЭУ "Надежда", ООО "Альянс") осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами города Альметьевска, в рамках которой осуществляют обслуживание домофонов. Следовательно, ООО "СКД-Сервис", ООО ЖЭУ "Темп", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Успех", ООО ЖЭУ "Надежда", ООО "Альянс" осуществляют деятельность на одном товарном рынке и в пределах определенной территории. Совокупность вышесказанного определяет наличие конкурентных отношений между субъектами.
К тому же Обществом с ограниченной ответственностью "Спутник" (один из заявителей по данному делу) были заключены договоры подряда на содержание и ремонт автоматических затирающих устройств МКД (аналоговых или Спутник) с ООО "Альянс", ООО "Надежда", ООО ЖЭУ "Союз", ООО ЖЭУ "Темп" и ООО ЖЭУ "Успех". Деятельность по обслуживанию АЗУ осуществляется ООО "Спутник" в том числе на территории г. Альметьевска.
ООО "СКД-Сервис" также как и заявитель осуществляет деятельность по обслуживанию автоматических запирающих устройств в г. Альметьевске.
Размещенная в распространяемых ООО "СКД-Сервис" квитанциях информация следующего содержания: "В декабре 2017 года Альметьевской городской прокуратурой вынесено представление в адрес Управляющих Компаний с требованием произвести перерасчет платежей по строке "текущий ремонт с АЗУ" с даты их начислений", является неполной, так как не сообщает об оспаривании или приостановлении акта Прокуратуры. Кроме того, представление вынесено в отношении конкретного многоквартирного дома.
Сведения: "Если к вам обратились с предложением по услугам "домофон" и "видеонаблюдение", будьте осторожны: МОШЕННИКИ", "Для того, чтобы не возвращать деньги жителям, представители УК и ООО "Спутник" совершают поквартальный обход жителей и путем предоставления недостоверной информации уговаривают жителей подписать "задним числом" протокол, якобы проведенного общего собрания собственников о признании домофонов общедомовым имуществом, заключения договора с ООО "Спутник" (фирма, не имеющая офиса в г. Альметьевске) на 7 лет и увеличения абонентской платы в несколько раз", которые направлены на дискредитацию компаний-конкурентов, а также на введение в заблуждение собственников многоквартирного дома" представляют негативную информацию обо всех организациях и индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют или могут осуществлять деятельность по обслуживанию системы "домофон". Необходимо отметить, что потенциальными конкурентами являются хозяйствующие субъекты, имеющие все необходимые возможности, в том числе ресурсы, оборудование, персонал и т.п., для производства соответствующего товара, выполнения работы или оказания услуги и намеренные выйти на данный рынок, но не осуществляющие эту деятельность на текущий момент.
Распространение указанной информации в отсутствии каких-либо уточняющих сведений о лицах, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение мошеннических действий, воспринимается собственниками многоквартирных жилых домов как негативная информация в отношении всех иных организаций, в том числе заявителей, о совершении ими преступлений при заключении договоров и осуществлении обслуживания системы "домофон". Поскольку ООО "СКД-Сервис" осуществляет распространение ложных сведений о действующих и потенциальных конкурентах, то данные действия представляют дискредитацию иных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.
Как указано в п. 9.1 письма ФАС России от 24 декабря 2015 г. NИА/74666/15 "О применении "четвертого антимонопольного пакета", дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путем распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.
Из Определения Верховного Суда РФ от 26 октября 2015 г. по делу N 307- ЭС15-5345, А56-17708/2014 следует, что деловая репутация организации включает в себя профессиональную репутацию, которая заработана:
- в среде аналогичных;
- в среде лиц, на которых направлена деятельность организации.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом тот факт, что рынок производства электромонтажных работ (обслуживание и ремонт автоматически запирающих устройств) является конкурентным и наполненным взаимозаменяемыми товарами, представляется Комиссии очевидным.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Татарстанского УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N220 был проведен анализ состояния конкурентной среды рынка по розничной продаже лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее - Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.6 Порядка.
Согласно пункту 10.6 Порядка, По делам, возбужденным по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка. Определение продуктовых границ товарного рынка может производиться исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом (в том числе в отношении которого поданы в антимонопольный орган заявление, материалы) по поводу товара, предлагаемого им к продаже;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации.
На основании пунктов 2.1, 2.2 Порядка временным интервалом исследования целесообразно принять период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года.
Продуктовыми границами рынка является деятельность по производству электромонтажных работ (обслуживание и ремонт автоматически запирающих устройств).
Географическими границами товарного рынка является территория Республики Татарстан.
Составом хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в объеме установления фактических конкурентных отношений между хозяйствующим субъектом, в действиях (бездействии) которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции, и хозяйствующим субъектом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки либо нанесен или может быть нанесен вред его деловой репутации являются все хозяйствующие субъекты, различных форм собственности, организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, постоянно осуществляющие деятельность по производству электромонтажных работ (обслуживания и ремонт автоматически запирающих устройств), относящихся к установленным продуктовым границам, в пределах установленных географических границ и определенного временного интервала.
Резюмируя изложенное, на основании материалов дела N08-18/2019, Комиссией Татарстанского УФАС России действия ООО "СКД-Сервис" имеют все признаки недобросовестной конкуренции, сформулированные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости квалификации действий ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) по части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в распространении среди собственников жилья в многоквартирных домах квитанций об оплате услуг по обслуживанию домофонов в которых, помимо данных об оплате предоставляемых услуг, содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющей компании.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) актом недобросовестной конкуренции, запрещенным частью 1 статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.
Предписание ООО "СКД - Сервис" (ОГРН 1091644000029, ИНН 1644051084, адрес (место нахождения) юридического лица: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Чехова, д. 2, ком. 6) о прекращении нарушения части 1 статьи 14.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не выдавать, в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства, а именно: прекращение распространения среди собственников жилья в многоквартирных домах квитанций об оплате услуг по обслуживанию домофонов, в которых помимо данных об оплате предоставляемых услуг, содержится дискредитирующая информация о недобросовестной деятельности управляющих компаний.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] |
Члены Комиссии: |
<_> - [должностное лицо] <_> - [должностное лицо] |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 июня 2019 г. N 08-18/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019