Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ОМЕРОС СА" Корпорация (далее - Заявитель) на действия администрации Славянского городского поселения Славянского района при проведении уполномоченным органом - администрацией Славянский район электронного аукциона: "Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края"" (извещение N 0318300225019000259) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В Разделе "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" документации электронного аукциона Заказчиком по всем позициям установлены избыточные требования к материалам.
Представителем Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - МО Славянский район проводился электронный аукцион: Реализация мероприятий подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края" в Славянском городском поселении Славянского района государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края"" (извещение N 0318300225019000259). Заказчик - администрация Славянского городского поселения Славянского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 54 497 039,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В силу ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Приложение 1.1 к Описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ".
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по поз.15 "Брус необрезной" неправомерно установлено требование "Номинальная толщина, мм", в котором значение "100 и 125".
В Инструкции по заполнению заявки установлено: "При установлении в Разделе 8 документации значения, содержащего пере-числение характеристик с использованием союза "и" или знаков препинания ",", ";", в предложении участника такое значение показателя должно включать все перечисленные характеристики", "В случае если в требованиях к значению показателя установлен единый диапазон допустимых значений, единое требо-вание к минимальному и/или максимальному значению для нескольких испол-нений (типов/видов и т.д.) одного товара (материала), то предлагаемое участни-ком значение такого показателя должно быть указано отдельно для каждого ис-полнения (типа/вида и т.д.) товара (в случае, если значения таких показателей для требуемых исполнений (типов/видов и т.д.) товара будут отличаться друг от друга, в том числе, в соответствии с требованиями нормативно-технической документацией или в соответствии с требованиями государственного стандарта (данное положение инструкции имеет приоритет перед иными положениями инструкции)".
Согласно ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения"
В соответствии с ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" в таблице приведены номинальные размеры толщины и ширины производимых пиломатериалов. Размерный ряд номинальной ширины пиломатериалов хвойных пород производителя, начиная от 75 мм с размерным шагом в 25 мм, то есть 75 мм, 100 мм, 125 мм, 150 мм и так далее.
Таким образом, согласно Инструкции по заполнению заявки Заказчику требовался брус со всеми описанными Заказчиком показателями.
Заказчиком по поз.16 "Щебеночно-мастичный асфальтобетон" установлено требование "Щебень в составе асфальтобетона из осадочных горных пород по ГОСТ 8267-93 и металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83".
Согласно "Инструкции по заполнению заявки" при установлении в Разделе 8 документации значения, содержащего перечисление характеристик с использованием союза или знаков препинания ",", ";", в предложении участника такое значение показате-ля должно включать все перечисленные характеристики".
Заказчику необходим щебеночно-мастичный асфальтобетон из смеси щебня из осадочных горных пород по ГОСТ 8267-93 и металлургических шлаков по ГОСТ 3344-83.
Заказчиком по поз.17, 18, 19, 20, 21 "Знаки дорожные" установлено требование "Цвет элементов изображения белый; черный. Коэффициент ярко-сти бета не менее 27,0%, соответствие ГОСТ Р 52290-2004".
В Инструкции установлено правило: "В случае, если участник закупки при описании свойств (характеристик) товара выбрал конкретную характе-ристику (значение показателя) из предложенных вариаций (в соответствии с установленными требованиями), и при этом данное значение показателя ис-ключает применение (использование) других свойств (характеристик) това-ра (применение других значений показателей исключено), то участник закупки должен указать "не применяется" или "отсутствует" (в отношении конкретного значения показателя)".
Таким образом, для черного цвета элементов изобра-жения не применяется (не нормируется) по ГОСТ коэффициент яркости бета участник указывает в заявке: "не применяется" или "отсутствует", что соответ-ствует требованиям ГОСТ.
Заказчиком по поз.23 "Холодный пластик для дорожной разметки" установлено "Плотность не менее 1,9 г/см3 Соответствие ГОСТ Р 52575-2006".
В "Инструкции установлено" если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже, "не ниже", "более", "менее"), участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Согласно Инструкции показатель "Плотность" участник должен конкретизировать, то есть указать конкретное значение показателя, которое определяется по результатам испытания определенной партии товара.
Согласно ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования" п.5.8.1 Испытания материалов для дорожной разметки проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52576.
В ГОСТ Р 52576-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний" п.4.11 Плотность термопластиков и холодных пластиков определяют гидростатическим взвешиванием плотности образцов термопластиков и холодных пластиков по ГОСТ 12801 на образцах, предварительно освобожденных от подложки и подготовленных в соответствии с 4.1.2. Площадь образцов, освобожденных от подложки, должна составлять (100_30) см2.
4.12 Температуру размягчения термопластика определяют по ГОСТ 11506.
Следовательно, конкретное значение показателя "Плотность" возможно определить после проведения испытаний. На момент подачи заявки участник не имеет в наличии партию холодного пластика с паспортом, в котором было бы указано конкретное значение показателя "Плотность".
Таким образом, не имея товар в наличии, и, будучи обязанным конкретизировать "Плотность", участник вынужден нести ответственность за товар, которого еще не купил, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Приложение 1.1 к Описанию объекта закупки "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" имеет графы
Графа 4 имеет название: "Наименование показателя, ед. изм. Показателя". Инструкция содержит ссылку на графу "Показатель, ед. изм.". Данные наиме-нования содержат идентичную смысловую нагрузку и указывает на указание в данной графе наименования показателя и его единицы измерения. Правило Ин-струкции, на которое указывает Заявитель, о неизменности показателей и их значений, распространяется на содержание граф "Наименование показателя, ед. изм. Показателя" и "Значения показателя, ед. изм. Показателя", а никак ни на их наименование.
Заказчиком по поз.25 "Стойка для дорожного знака" указано требование: "Общая длина опоры 4; не менее 5 м; Характеристики опоры обеспечивают максимальное горизонтальное перемещение верха опоры не более 50 мм".
В Инструкции указано, что "Если в описании объекта закупки зна-чение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровожда-ясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее" или аналогичными по смыслу ("не хуже, "не ниже", "более", "менее"), участником в предложении устанавливается конкретное значение", "При уста-новлении в Разделе 8 документации значения, содержащего перечисление ха-рактеристик с использованием союза "и" или знаков препинания ",", ";", в предложении участника такое значение показателя должно включать все пере-численные характеристики".
Таким образом, участнику необходимо было ука-зать следующие значения, например,: 4 и 5 м.
Заказчиком по поз.26 "Микрофоны стеклянные" установлено требование по показателю "Технические условия, описание" значение "МСШ в массе должны представлять собой однородный сыпучий материал белого цвета (допускается светло-серый/светло-голубой оттенок).
В Инструкции установлено: "Если значения показателя сопровождается словами "(не) допускается", "возможно", "может", "могут", в том числе "может быть", "могут быть", это указывает на необходимость подтвердить наличие данных признаков (свойств, характеристик) у товара либо указать на их отсутствие".
Требование Заказчика на этапе подачи заявок выполнить невозможно, поскольку, чтобы указать в заявке есть ли у МСШ оттенок (а если есть - указать какой конкретно) - необходимо купить МСШ, открыть тару и посмотреть, есть ли у МСШ оттенок.
Таким образом, не имея товар в наличии, и, будучи обязанным конкретизировать наличие или отсутствие оттенка МСШ, участник вынужден нести ответственность за товар, который ещё не купил, будет ли оттенок у МСШ в том мешке, которые он купит при выполнении работ, что является нарушением п.1) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе 2 "Описание объекта закупки" противоречат положениям ч.3 ст.7, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Предметом контракта по данной закупке не является изготовление товаров. Изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции и гарантирующим их соответствие ГОСТ.
Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОМЕРОС СА" Корпорация обоснованной в части нарушения ч.3 ст.7, пп.1, 2) ч.1 ст.33, пп.1), 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе (поз.23, 26).
Признать в действиях уполномоченного органа - администрации МО Славянский район, Заказчика - администрации Славянского городского поселения Славянского района нарушение ч.3 ст.7, пп.1, 2) ч.1 ст.33, пп.1), 2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Заказчику - администрации Славянского городского поселения Славянского района выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 июня 2019 г. N 912/2019-КС
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.06.2019