На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее -Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
проведена проверка документов и сведений, поступивших от государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" об уклонении главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя) <_.> от заключения контракта по итогам электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо и мясные продукты) (реестровый номер 0346300001819000072), на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность участника.
Проверка проведена в присутствии <_> и представителей государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" - <_> (по доверенности), <_> (по доверенности).
Проверка начата 22.06.2019, окончена 27.06.2019.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В Липецкое УФАС России 21.06.2019, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от государственного учреждения здравоохранения "Липецкий областной онкологический диспансер" (далее по тексту- заказчик) поступили сведения, предусмотренные частью 3 указанной статьи. Согласно представленной информации, победитель электронного аукциона - глава крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуальный предприниматель) <_> в срок, предусмотренный статьей 83.2 Закона о контрактной системе, не предоставил обеспечение исполнения контракта, соответствующее требованиям закона.
Представители заказчика, присутствующие при проведении проверки, пояснили, что представленная победителем закупки банковская гарантия по сроку ее действия не соответствовала требованиям закона.
<_> пояснил, что умысла на уклонение от заключения контракта не было. Он в установленном порядке направил все сведения в банк для получения банковской гарантии. В связи с невозможностью сразу ее проверить в полном объеме он просмотрел срок ее действия. В банке пояснили, что сотрудником банка допущена ошибка в сроке действия банковской гарантии. При этом после выявления несоответствия банковской гарантии требованиям закона банк внес в нее соответствующие дополнения.
Руководствуясь пунктом 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в результате рассмотрения представленных документов и сведений на наличие фактов, подтверждающих участника закупки, Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещена документация об электронном аукционе и извещение о его проведении.
Данный электронный аукцион является совместной закупкой.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.06.2019 победителем электронного аукциона признан глава крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуальный предприниматель) <_> (далее - победитель электронного аукциона).
Частью 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно сведениям официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru о процедуре заключения контракта, 06.06.2019 заказчик, в соответствии с требованиями указанной нормы разместил проект контракта без своей подписи для подписания усиленной электронной подписью лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона.
Частью 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
11.06.2019 победитель электронного аукциона разместил на электронной площадке протокол разногласий.
Заказчик учел требования победителя и в соответствии с ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе 14.06.2019 разместил доработанный проект контракта для подписания его лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронного аукциона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (ч. 5 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).
Как установлено, 14.06.2019 победитель электронного аукциона в указанный срок подписал проект контракта, а также прикрепил банковскую гарантию.
В силу требований ст. 45 Закона о контрактной системе, заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
17.06.2019 заказчик направил победителю электронного аукциона письмо, в котором указал о несоответствии представленной им банковской гарантии требованиям Закона о контрактной системе - срок действия банковской гарантии не превышал срок действия контракта.
20.06.2019 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru заказчиком размещен протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пункту 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 этих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 12 данных Правил установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
При проведении проверки установлено, что представленная победителем электронного аукциона банковская гарантия действует до 31.01.2020.
Согласно условиям проекта контракта товар должен поставляться в период с 01.07.2019 по 31.12.2019. Контракт действует до 15.02.2020.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Необходимо отметить, что с 01.07.2019 требования к сроку действия банковской гарантии изменяются - срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
На проведение проверки победителем электронного аукциона представлена банковская гарантия от 13.06.2019 в качестве обеспечения исполнения контракта, а также дополнение к банковской гарантии, согласно которому банковская гарантия действует до 15.03.2020. При этом данное дополнение принято банком и победителем электронного аукциона 19.06.2019.
Как следует из регламентированных сроков подписания сторонами контракта, после размещения заказчиком 14.06.2019 доработанного проекта контракта срок для подписания проекта контракта победителем - 19.06.2019 23:59 час.
Таким образом, из изложенного следует, что победитель электронного аукциона в срок, отведенный ему для подписания проекта контракта и предоставления обеспечения контракта, устранил нарушения, имеющиеся в банковской гарантии от 13.06.2019.
Действия победителя электронного аукциона по устранению ошибки в банковской гарантии, а также установленный при проведении проверки факт наличия у него необходимого объема товара для исполнения контракта в рассматриваемом случае свидетельствуют об отсутствии факта его уклонения от заключения контракта.
Комиссия Липецкого УФАС России в результате проверки факта уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта приходит к выводу, что основания для включения сведений об указанном участнике в реестр недобросовестных поставщиков, отсутствуют.
По смыслу Закона о контрактной системе, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Такая санкция, в рассматриваемом случае, не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку действия победителя электронного аукциона не имели цели намеренно уклониться от заключения контракта.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что факт уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта не является очевидным.
При всех приведенных выше обстоятельствах, действия победителя электронного аукциона не могут считаться недобросовестно виновным поведением. Обратные обстоятельства при рассмотрении настоящего дела установлены не были.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Липецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуальном предпринимателе) <_>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Зам. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 июня 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.06.2019