Я, <_> [должностное лицо], рассмотрев материалы дела в отношении <_>, на предмет соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
УСТАНОВИЛ:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Управление) поступило обращение (Вх. N9861/ж от 24.06.2019 г.) по факту размещения в г. Альметьевск на перекрестке ул. Шевченко, 48 и Джалиля,3 рекламной конструкции ЖК "Новиков сад" (фото 1,2), в которой указано "Выбирай конкурентов или КАЧЕСТВО", что имеет признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в распространении рекламы, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Реклама размещалась в г. Альметьевск на перекрестке улиц Шевченко, 48 и Джалиля, 3 рекламная конструкция с рекламой ЖК "Новиков сад". Таким образом, установлено, что место и способ распространения рассматриваемой рекламы является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
На основании изложенного спорная информация является рекламой. Данный факт участниками дела не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Присутствие в спорной рекламе выражения "Выбирай конкурентов или КАЧЕСТВО" указывает на наличие признаков нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, содержащей некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.
Под некорректным сравнением понимается сравнение, построенное с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
Например, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на несопоставимых фактах, когда создается общее вводящее в заблуждение впечатление, при сравнении необъективных характеристик. В частности, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминаются.
Понятие "несопоставимый" употребляется для обозначения двух переменных, не имеющих никакого общего измерения или стандарта сравнения.
Таким образом, приведенное в спорной рекламе сравнение по своей форме некорректно, в нем не упоминаются сравниваемые параметры, а, следовательно, и достоверность такого сравнения не может быть объективно проверена.
Согласно пункту 29 Постановления, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Использование в спорной рекламе словосочетания "Выбирай конкурентов или КАЧЕСТВО" напрямую противоречит вышеприведенной норме.
Исходя из вышесказанного, используемое в спорной рекламе словосочетание "Выбирай конкурентов или КАЧЕСТВО", также указывает на наличие в рекламе признаков нарушения пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в рекламе, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
На основании вышеизложенного на рекламной конструкции ЖК "Новиков сад" с текстом "Выбирай конкурентов или КАЧЕСТВО", расположенного по адресу: г. Альметьевск на перекрестке ул. Шевченко, 48 и Джалиля,3установлены признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе.
Из положения части 6 статьи 38 Закона о рекламе следует, что за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Рекламодателем является <_>.
Ввиду изложенного и на основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", а также в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возбудить производство по делу N016/05/5-1045/2019 по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 2 части 2 статьи 5 Закона "О рекламе".
Назначить дело N016/05/5-1045/2019к рассмотрению на 31 июля 2019 года в 10 ч. 00 мин. по адресу: г. Казань, ул. Московская, д.55, 2-й этаж, зал заседаний.
Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе <_>.
ООО <_>, в срок до 26 июля 2019 года (включительно) представить в Управление и на почтовый адрес <_> (с дублированием на электронный почтовый адрес: <_> (включительно) надлежащим образом следующие заверенные копии документов и сведений:
учредительные документы ООО <_>;
свидетельство о регистрации ООО <_> в качестве юридического лица;
свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
документы, подтверждающие полномочия руководителя ООО <_>, с приложением копии паспорта (страница с Ф.И.О., датой и местом рождения, страница с адресом регистрации);
копии всех договоров на изготовление, размещение и распространение вышеуказанных рекламных материалов, с приложением документов подтверждающих исполнение указанного договора (акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение и т.д.), в том числе документы и договора, на распространение вышеуказанных рекламных материалов;
договоры с собственником/собственниками или владельцем/владельцами недвижимого имущества, на которых располагаются рекламные конструкции, указанные в настоящем определении;
разрешения органа местного самоуправления на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции, указанных в настоящем определении;
письменные пояснения по фактам, изложенным в настоящем определении;
иные документы и сведения, имеющие значение для дела, при наличии возражений - нормативное и документальное их обоснование.
В случае, если какие-либо пункты не реализованы (отсутствуют), указать мотивированную причину отсутствия данных документов или сведений.
При подготовке ответа на данный запрос, просим формировать ответ попунктно, согласно списку запрашиваемой информации, а также в сопроводительном письме необходимо указать ссылку на исходящий номер, указанный в левом верхнем углу первой страницы запроса.
Непредставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа, либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечёт наложение административного штрафа, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Явка ООО <_> в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 июля 2019 г. N 016/05/5-1045/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 17.07.2019