Резолютивная часть решения оглашена "15" июля 2019 года В полном объеме решение изготовлено "19" июля 2019 года N 02-07/5396 |
|
|
АО "Коми энергосбытовая компания"
Первомайская ул., д. 70,
г. Сыктывкар,167000
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции управления, председателя Комиссии, <_> - начальника отдела Управления, члена Комиссии, <_> - главного специалиста - эксперта отдела управления, члена Комиссии,
рассмотрев дело N А 01-01/19 по признакам нарушения акционерным обществом "Коми энергосбытовая компания" (ИНН 1101301856), адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, улица Первомайская, д. 70, (далее - АО "КЭК", АО "Коми энергосбытовая компания"), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
<_> - представителя АО "КЭК" по доверенности от 21.12.2018 N 85,
<_> - представителя АО "КЭК" по доверенности от 26.12.2017 N 2,
<_> - представителя АО "КЭК" по доверенности от 26.12.2017 N 2,
в отсутствие:
<_>, <_>, <_>, представителей Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Коми УФАС России N 10 от 25.01.2019 в отношении акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" возбуждено антимонопольное дело N А 01-01/19 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Основанием для возбуждения дела послужило заявление собственников жилого помещения <_> в многоквартирном доме N 9 (далее - МКД), Молодежный бульвар, г. Печора от 25.01.2018 (вх. N 377 от 29.01.2018) на неправомерные, по мнению заявителей, действия АО "Коми энергосбытовая компания" по начислению платы за услуги электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН).
Исследовав материалы, представленные в антимонопольное дело N А 01-01/19, заслушав доводы представителей АО "КЭК", Комиссией установлено нижеследующее.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N А 01-01/19 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок), проведено исследование товарного рынка розничной реализации электрической энергии (мощности) в МО МР "Печора" Республики Коми за 2017-2018 годы (аналитический отчет приобщен к материалам данного дела).
Для оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в МО МР "Печора" в качестве исходной информации использованы данные:
- Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - Министерство);
хозяйствующих субъектов;
потребителей;
данные ранее проведенных Коми УФАС России исследований состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности).
Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке включает следующие этапы:
- определение временного интервала исследования товарного рынка;
- определение продуктовых границ товарного рынка;
- определение географических границ товарного рынка;
- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
- расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
- определение уровня концентрации товарного рынка;
- определение барьеров входа на товарный рынок;
- оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке.
Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) в МО МР "Печора" является период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
По определению, данному в ст. 3 Федерального закона от 26.03.2006 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), под розничным рынком электрической энергии понимается сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.
В соответствии с п. 3.4 Порядка предварительное определение товара проводится на основе:
а) условий договора, заключенного в отношении товара;
б) разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
в) нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
г) общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
д) товарных словарей или справочников товароведов;
е) заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере;
ж) иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, установлен раздел D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", включающий группировку "Торговля электроэнергией" (код 35.14), которая предусматривает:
- продажу электроэнергии пользователю;
- контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.
Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом товарном рынке отсутствуют.
Продуктовые границы товарного рынка определены как электрическая энергия (мощность).
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации:
а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;
б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;
в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).
Из содержания пункта 4.3 Порядка следует, что при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:
- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;
- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;
- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);
- расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы;
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования);
- региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);
- условия, правила и обычаи делового оборота.
Согласно пункту 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка осуществляется следующими методами:
- методом "тест гипотетического монополиста", который проводится в соответствии с пунктом 4.6 настоящего Порядка;
- методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);
- сочетанием указанных методов либо иным методом, который позволит выявить продавцов товара (исходя из предварительно определенных продавцов), однозначно установить географическое расположение районов продаж, в которых продавцы конкурируют друг с другом при осуществлении продаж товара предварительно определенным приобретателям.
Выбор методов исследования должен быть обоснован в аналитическом отчете. В случае использования метода "тест гипотетического монополиста" такое обоснование не требуется. Выбор методов исследования производится, в том числе исходя из сроков исследования и доступности информации.
В результате проведения "теста гипотетического монополиста" (для определения географических границ товарного рынка) выясняется мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечают на вопрос: "У каких продавцов (расположенных за пределами предварительно определенных географических границ товарного рынка) и в каком количестве приобретатели предпочтут покупать товар, если цена на товар (в пределах предварительно определенных географических границ товарного рынка) долговременно (дольше 1 года) повысится на 5 - 10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней?".
Специфика розничного рынка электрической энергии (мощности) в Республике Коми обусловлена наличием основного гарантирующего поставщика - АО "Коми энергосбытовая компания".
Статус гарантирующего поставщика на территории Республики Коми присвоен АО "Коми энергосбытовая компания" в силу п. 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
В соответствии с приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 09.02.2017 N 6/13-Т "Об изменении зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Коми" границы зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Коми энергосбытовая компания" определены с 1 января 2017 года как границы, соответствующие административным границам Республики Коми.
Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
Учитывая, что Комиссией Коми УФАС России рассматриваются обстоятельства антимонопольного дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства на территории МО МР "Печора", предварительно определены географические границы товарного рынка в административных границах МО МР "Печора".
В ходе изучения рассматриваемого товарного рынка Коми УФАС России проводило опрос потребителей электрической энергии, в том числе выяснялось мнение приобретателей товара путем проведения "теста гипотетического монополиста".
В ходе проведенного опроса было установлено, что потребители электрической энергии в МО МР "Печора" могут приобретать товар только на территории МО МР "Печора".
С учетом вышеизложенного, географические границы товарного рынка определены как административные границы МО МР "Печора".
В силу п. 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В соответствии с п. 113 Основных положений производители (поставщики) электрической энергии (мощности), функционирующие на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, на которых распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике в части реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, до получения статуса субъекта оптового рынка, участвуют в отношениях, связанных с куплей-продажей электрической энергии (мощности) на основании договоров с гарантирующим поставщиком.
Таким образом, розничный производитель обязан продавать электроэнергию только гарантирующему поставщику. Прямые договорные отношения с иными субъектами электроэнергетики (независимые энергосбытовые компании, конечные потребители) не допускаются.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности) в МО МР "Печора" входят следующие хозяйствующие субъекты.
1. АО "Коми энергосбытовая компания";
2. ООО "Русэнергоресурс";
3. ООО "Русэнергосбыт".
Коэффициент рыночной концентрации CR3 на рассматриваемом товарном рынке 70%< CR3 <100%
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI рассматриваемого товарного рынка 2000 < HHI< 10000.
Таким образом, по показателям рыночной концентрации (коэффициенту рыночной концентрации (СR3), индексу рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1) розничный рынок электрической энергии (мощности) на территории МО МР "Печора" относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.
Существенные барьеры для входа на розничный рынок электрической энергии (мощности) отсутствуют.
Розничный рынок электрической энергии (мощности) на территории МО МР "Печора" относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.
Доля АО "Коми энергосбытовая компания" на розничной рынке электрической энергии (мощности) на территории МО МР "Печора" составляет более 50 %.
Таким образом, АО "Коми энергосбытовая компания" занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории МО МР "Печора".
Как следует из протокола собрания собственников помещений от 25.02.2015, в МКД N 9 по Молодежному бульвару в г. Печоре в качестве способа управления МКД выбрано непосредственное управление.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 164 ЖК РФ договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Из ч. 2.1 ст. 164 ЖК РФ следует, что договоры, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены указанными собственниками в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Из п. 8 Правил N 354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Согласно п. 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Из материалов заявления следует, что МКД N 9 по Молодежному бульвару в г. Печоре не оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии.
В соответствии с п. 48 Правил N 354 объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
,
где:
- норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов антимонопольного дела N А 01-01/19, заявители письмами от 12.12.2017, от 13.12.2017 просили АО "Коми энергосбытовая компания" обосновать расчеты за услуги электроснабжения на ОДН с ноября 2017 года.
Письмом от 25.12.2017 Общество разъяснило заявителям порядок расчета ОДН по многоквартирному дому N 9 по Молодежному бульвару г. Печоры, указав, что сведения о площадях многоквартирного дома были получены АО "КЭК" от Администрации МО МР "Печора", расчет за потребленную электроэнергию на ОДН произведен в соответствии с формулой 15 Правил N 354.
В соответствии с решением Печорского городского суда от 03.10.2018 по делу N 2-518/2018 действия АО "Коми энергосбытовая компания" по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: г. Печора, Молодежный бульвар, д. 9, кв. 7, исходя из данных о площади общедомового имущества многоквартирного дома, предоставленных Администрацией муниципального района Печора", признаны незаконными в связи с неправомерностью их принятия к расчету.
Согласно позиции Печорского городского суда АО "Коми энергосбытовая компания" должно было использовать данные, полученные от АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
В решении Арбитражного суда Республики Коми от 28.11.2018 по делу N А29-4137/2018 выводы Печорского городского суда в указанной части были поддержаны.
Как следует из материалов антимонопольного дела N А 01-01/19, аналогичным образом АО "Коми энергосбытовая компания" вело расчеты за поставленную электроэнергию, используя предоставленные Администрацией муниципального района "Печора" данные о площади общедомового имущества многоквартирного дома, со всеми жильцами, проживающими по адресу: <_>.
Согласно пояснениям АО "Коми энергосбытовая компания", имеющимся в материалах антимонопольного дела, расчеты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, исходя из предоставленных Администрацией МО МР "Печора" сведений о площадях нежилых помещений, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД, ведутся энергосбытовой компанией с ноября 2017 года.
Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что 02.10.2017 по инициативе АО "Коми энергосбытовая компания" было проведено рабочее совещание по вопросам урегулирования разногласий, связанных с различиями данных о площадях мест общего пользования в многоквартирных домах г. Печора, полученными от Администрации МО МР "Печора", с данными АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Как следует из протокола совещания от 02.10.2017, в нем принимали участие представители АО "Коми энергосбытовая компания", ПАО "МРСК Северо-Запада", управляющих организаций - ООО "ТЭК города Печора", ООО "Респект Дом".
В ходе проведенного совещания было принято решение использовать в расчетах информацию о площадях многоквартирных домов, предоставленную Администрацией МО МР "Печора.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что применение АО "Коми энергосбытовая компания" предоставленных Администрацией МО МР "Печора" сведений о площадях нежилых помещений, являющихся общим имуществом собственников помещений в МКД, при расчетах платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в МО МР "Печора", было основано на принятом решении по результатам вышеуказанного совещания от 02.10.2017, и не является единоличным самостоятельным решением Общества.
Из пояснений АО "Коми энергосбытовая компания", представленных в материалы антимонопольного дела письмом от 05.03.2018 (вх. N 1734 от 06.04.2018), следует, что использование сведений о площадях общедомового имущества многоквартирных домов, полученных от Администрации МО МР "Печора", было вызвано тем, что сведения Администрации МО МР "Печора" являются более корректными, поскольку в рамках своей деятельности она осуществляет контроль за муниципальным жилищным фондом, а сведения о технических характеристиках объектов технического учета ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не соответствуют фактическим данным по объекту.
В ходе изучения технических паспортов многоквартирных домов МО МР "Печора", представленных АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в материалы настоящего антимонопольного дела, установлено, что они содержат сведения о местах общего пользования в части площадей лестничных клеток, однако в них отсутствуют сведения о площади иных мест общего пользования, например, о чердачных помещениях.
Как следует из представленных АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" письмом от 17.04.2019 N 11/1660 пояснений, сведения об общей площади жилых и нежилых помещений, в том числе мест общего пользования, предоставлены в адрес АО "Коми энергосбытовая компания" по состоянию на дату последней технической инвентаризации многоквартирных жилых домов, площади по состоянию на 01.10.2017 года не уточнялись.
Также АО "Коми энергосбытовая компания" представило в материалы дела пояснения, согласно которым при утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД на территории Республики Коми для определения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми руководствовалось сведениями, представленными администрациями муниципальных образований муниципальных районов и городских округов Республики Коми.
Как следует из письма Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 17.11.2017 N 17104, при расчете нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД на территории Республики Коми Министерством были использованы сведения, полученные в том числе от администраций муниципальных образований Республики Коми.
В материалы антимонопольного дела приобщены разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.06.2018 N 24699-00/04 в ответ на запрос Министерства энергетики, жилищно-коммунального и тарифов Республики Коми о том, какой источник информации о площадях помещений, входящих в состав общего имущества, является приоритетным в случае, если сведения из разных источников разнятся. В соответствии с указанными разъяснениями для определения платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, необходимо руководствоваться информацией о размере площади помещений многоквартирного дома, полученной от управляющих компаний, которые, в свою очередь, обязаны размещать такую информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Вместе с тем, Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что данные в системе ГИС ЖКХ, например, в части площади многоквартирного дома по адресу: г. Печора, Молодежный бульвар, д. 9, не соответствуют фактическим сведениям, которые были установлены в ходе инвентаризации, проведенной на основании определения Печорского городского суда Республики Коми. Так, согласно данным инвентаризации общая площадь дома составляет 1580,7 кв.м., в том числе площадь жилых помещений - 973,8 кв.м., а в системе ГИС ЖКХ данные сведения на дату заседания Комиссии составляют 973,8 кв. м. и 604 кв. м. соответственно.
Учитывая, что достоверные сведения о площади мест общего пользования многоквартирного дома по адресу: г. Печора, Молодежный бульвар, д. 9, были получены после проведения Печорским отделением филиала по Республике Коми АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" назначенной Печорским городским судом Республики Коми инвентаризации чердачного помещения, Комиссия относительно рассматриваемых действий АО "Коми энергосбытовая компания" приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, именно на собственников многоквартирного дома возложена обязанность по надлежащему содержанию общедомового имущества, в том числе и его учет.
Действующим законодательством не определено конкретно, какой источник информации о площади многоквартирного дома должен использоваться энергоснабжающей организацией при расчете размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды, равно как и не возложена на энергоснабжающую организацию обязанность по самостоятельному установлению площади помещений, входящих в состав общего имущества. Кроме того, как следует из пояснений представителей АО "Коми энергосбытовая компания", предоставленных в ходе рассмотрения дела, проведение технической инвентаризации многоквартирных домов требует значительных денежных средств, которые отсутствуют у Общества; в тариф на электроэнергию указанные расходы не заложены, и у АО "Коми энергосбытовая компания" нет безусловной обязанности проведения таких мероприятий ввиду того, что Общество не является собственником помещений в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, использование всех достоверных и доступных источников со стороны АО "Коми энергосбытовая компания" не может быть расценено в рассматриваемом случае как превышение пределов осуществления гражданских прав при осуществлении им своей хозяйственной деятельности.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.
Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.
В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении АО "Коми энергосбытовая компания" норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, привело или могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по антимонопольному делу N А 01-01/19, достаточных оснований полагать, что со стороны АО "Коми энергосбытовая копания" в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N А 01-01/19 в связи с отсутствием нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях АО "Коми энергосбытовая компания".
Председатель Комиссии ________________ <_>
Члены Комиссии ________________ <_>
________________ <_>
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 15 июля 2019 г. N А 01-01/19
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 19.07.2019