Резолютивная часть решения оглашена 01 августа 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 22.03.2016 N40 в составе:
"_"
при присутствии организатора торгов - администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики:
- "_"
при присутствии представителя заявителя ИП Шарыпкина "_"
рассмотрев жалобу ИП Шарыпкина А.И. на действия организатора торгов - администрации Новочебоксарска Чувашской Республики при проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Новочебоксарске, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба ИП Шарыпкина А.И. (вх. Управления от 29.07.2019 N 05-10/4434) на действия организатора торгов - администрации Новочебоксарска Чувашской Республики при проведении аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в городе Новочебоксарске.
В своей жалобе заявитель сообщает, что организатором торгов при размещении информации о торгах допущены следующие нарушения:
- не размещено объявление в средствах массовой информации, а именно не была опубликована информация в газете "Грани";
- выставляемые на аукцион рекламные места не освобождены от рекламных конструкций.
На основании вышеизложенного, просит отменить проведение аукциона.
Представитель организатора торгов нарушение не признал. Сообщил, что при проведении торгов нарушения не имеются.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия приходит к следующему.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции").
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Таким образом, федеральным законодательством, предусмотрена возможность обращения в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) организатора торгов при проведении торгов, а также установлен порядок рассмотрения таких жалоб.
Порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций закреплен в статье 19 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса предусмотрена частью 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и корреспондирует с полномочиями названных органов, определенных иными законодательными актами.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О рекламе" и гражданского законодательства.
По смыслу вышеуказанных норм статьи 19 Федерального закона "О рекламе" обязательство по размещению рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, может возникнуть лишь после заключения на торгах договора и получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления. Законодательство не предусматривает каких-либо исключений в порядке оформлений разрешений и заключения договоров.
Исходя из характера и субъектного состава, подлежащих урегулированию отношений, торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций проводятся в целях предоставления равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере наружной рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.
В период с 12.06.2019 по 18.07.2019 организатором торгов проводился открытый аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Новочебоксарске.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте организатора торгов 12.06.2019- http://www.nowch.cap.ru/news/2019/06/12/izveschenie-o-provedenii-otkritog o-aukciona-na-pra.
Также, на сайте организатора торгов размещена следующая информация.
Форма торгов: открытый аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Новочебоксарске.
Организатор торгов: Администрация г.Новочебоксарска Чувашской Республики, г.Новочебоксарск, ул. Винокурова, 14.
Предмет аукциона: право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в городе Новочебоксарске, согласно таблице (см. прикрепленный документ "Извещение о проведении открытого аукциона").
Процедура и условия аукциона:
Официальный сайт, на котором размещена аукционная документация о проведении открытого аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденная постановлением администрации г.Новочебоксарска от 29.05.2019 г. N891:
http://gov.cap.ru/Declarations.aspx?gov_id=82 (раздел объявления).
Место, дата и время начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе:
Прием заявок на участие в конкурсе осуществляется с 8.00 ч 12.06.2019 г. до 17.00 ч. 12.07.2019 г. в рабочие дни с 8.00 ч. до 17.00 ч., обед с 12.00 до 13.00 ч. (здесь и далее - время московское) по адресу: 429951, г. Новочебоксарск, ул. Комсомольская, 4а, каб.30, e-mail: agu21_reklama@mail.ru, тел. 75-17-52.
Место, дата и время рассмотрения заявок на участие в аукционе: 15.07.2019 г. с 8.00 до 17.00 час по адресу: 429951, г. Новочебоксарск, ул. Комсомольская, 4а, каб.21.
Место, дата и время проведения аукциона: 18.07.2019 г. в 13.30 час по адресу: 429951, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, 14, 3-й этаж, малый конференц-зал.
К информации прикреплены следующие документы:
- извещение о проведении аукциона;
- аукционная документация.
Более того, информация о проведении торгов размещена в средствах массовой информации - газете "Грани" (выпуск N 40 от 08.06.2019).
Таким образом, организатором торгов, соблюдены условия публичности о торгах. Положения документации не содержат ограничений для тех или иных лиц (юридических, физических) на участие в аукционе или конкурсе. В свою очередь, данные положения указывают на возможность участия в конкурентной процедуре всех заинтересованных лиц вне зависимости от их правового статуса, положения, места регистрации юридического лица, и, соответственно, не позволяет организатору торгов ограничивать таких лиц на реализацию законодательно закрепленного права.
В рассматриваемом случае конкуренция выражается, в соперничестве хозяйствующих субъектов за право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики.
При этом, любой из хозяйствующих субъектов своими самостоятельными действиями вправе влиять на вопросы размещения рекламной конструкции, в т.ч. путем участия в соответствующих торгах.
В соответствии с правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 29 ноября 2011 г. N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Одним из основных условий законности предоставления права размещения является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при получении названного прав.
В соответствии с ч. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы (письмо ФАС России от 17.07.2019 N Ис7/61351/19, поскольку под обременением имущества собственника понимается наличие именно законных прав на имущество собственника, в случае если торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции проводятся в отношении места, на котором фактически установлена рекламная конструкция, однако действующие договор и разрешение на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции отсутствуют, не приведение в извещении о проведении торгов сведений о данной фактически установленной рекламной конструкции не является основанием для аннулирования торгов антимонопольным органом.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Из смысла указанной нормы следует, что действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы только лицами, подавшими заявки на участие в торгах. Иные лица могут оспорить действия организатора торгов в случае нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие. Это исключение в Законе о защите конкуренции обусловлено тем, что отсутствие надлежащим образом размещённой информации о проведении торгов или о порядке подачи заявок может привести к невозможности участия в торгах для заинтересованных лиц - потенциальные участники не знают, что торги объявлены и каким образом подавать заявки. Соответственно, Закон лишь в этом случае предоставляет право на обжалование действий (бездействия) организатора торгов для лиц, не являвшихся участниками торгов.
ИП Шарыпкин А.И. с заявкой на участие в торгах в адрес организатора торгов не обращался.
Таким образом, Комиссия признает доводы заявителя необоснованными.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ИП Шарыпкина А.И. необоснованной.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Шарыпкина А.И. необоснованной.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 1 августа 2019 г. N 021/01/18.1-435/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.08.2019