На основании приказа от 08 мая 2019 года N01/202-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
По результатам проверки Татарстанским УФАС России установлено следующее.
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 1478 от 16 июля 2015 г. утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Схема).
Приложением N1 к Схеме определено точное место расположения каждой рекламной конструкции на территории города Зеленодольск в соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Схема применяется при распространении рекламы с использованием щитов, стендов, электронных табло и иных технических средств наружной рекламы, представляющих собой рекламные конструкции.
Схема применяется в отношении рекламных конструкций, расположенных на стенах и крышах зданий, конструктивных элементах сооружений и отдельно стоящих на территории, свободной застройки.
При использовании Схемы предметом регулирования являются вид и местоположение размещения рекламной конструкции.
В соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 1478 от 16 июля 2015 г. на территории города Зеленодольск предусмотрено размещение 142 рекламных конструкций.
В ходе проведения плановой проверки инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан был составлен акт фиксации от 16 мая 2019 года рекламных конструкций, расположенных на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, являющейся приложением к акту проверки.
В ходе плановой проверки Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, Управлением выявлены следующие признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при размещении рекламных конструкций.
Выявлены факты размещения рекламных конструкций, не включённых в схему размещения рекламных конструкций по следующим адресам:
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Заикина, д.8;
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.9;
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Столичная, д.7;
Вышеуказанные рекламные конструкции указаны в акте фиксации от 16 мая 2019 года (приложения 1, 2, 3 к акту фиксации).
Следовательно, указанные рекламные конструкции размещены без разрешения Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Согласно статье 4 Закона о рекламе отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются данным Федеральным законом, а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, часть 5.1 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает единственный способ заключения договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании, недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности - торги, и не содержит каких-либо исключений.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия.
Таким образом, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить её установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведения процедуры торгов.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не предполагают предоставления ему Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством позволения размещения рекламной конструкции без проведения торгов и без выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в части неосуществления контроля за размещением рекламных конструкций на территории Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" предупреждает о необходимости прекращения нарушения антимонопольного законодательства путём демонтажа рекламных конструкций, расположенных по адресам:
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Заикина, д.8;
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д.9;
- РТ, г. Зеленодольск, ул. Столичная, д.7;
Предупреждение должно быть исполнено в течение 90 дней с момента получения.
Об исполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня его исполнения, но не позднее окончания срока, установленного для его исполнения, представив подтверждающие документы.
<_> [должностное лицо]
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 августа 2019 г.
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 07.08.2019