Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<...> - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
<...> - специалист-эксперт отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 022/05/5-491/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в социальных сетях: "Одноклассники", "Вконтакте", "Инстаграм", рекламы, в которой усматриваются признаки нарушения п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, - ООО "Малл инвест", в лице представителя по доверенности N11/19 от 11.07.2019 г. - <...>,
УСТАНОВИЛА:
В Алтайское краевое УФАС России поступило заявление гражданина РФ (вхд. N198806 от 03.07.2019 г.) о распространении рекламы ТРЦ "Пионер" в социальных сетях: "Вконтакте", "Одноклассники", "Инстаграм" с использованием сравнительной характеристики предоставляемых скидок на товары посредством утверждения в превосходной степени: "У нас самый выгодный шоппинг". Ссылки на данные страницы в социальных сетях размещены на официальном сайте ТРЦ "Пионер" (https://pioneermall.ru), что подтверждает их принадлежность ТРЦ "Пионер".
19.07.2019 г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу N 022/05/5-491/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Малл инвест". Рассмотрение дела назначено на 08.08.2019 г.
08.08.2019 г. Комиссия, изучив документы и материалы, представленные ООО "Малл инвест" (вхд.N199641 от 18.07.2019 г., вхд.N1910247 от 31.07.2019 г.) и заслушав доводы представителя по доверенности <...>, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В рекламе используется словосочетание "У нас самый выгодный шоппинг".
ООО "Малл инвест" зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N15 по Алтайскому краю 30.07.2015 г. (ОГРН 1092224003497), осуществляет деятельность согласно выписке из ЕГРЮЛ - Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (ОКВЭД - 68.2).
Из документов и материалов, представленных в антимонопольный орган ООО "Малл инвест" (вхд.N199641 от 18.07.2019 г., вхд.N1910247 от 31.07.2019 г.) следует, что ООО "Малл инвест" размещало информацию в социальных сетях: "Вконтакте", "Одноклассники", "Инстаграм" на тему "У нас самый выгодный шоппинг". Данная информация не имела смысловой нагрузки в разрезе превосходства, а лишь указывала, в контексте, на то, что в ТРЦ "Пионер", в данный период - выгодный шоппинг, за счет акций и скидок.
На заседании Комиссии, представитель ООО "Малл инвест" - <...> нарушение п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" признала, пояснив, что нарушение законодательства о рекламе произошло по вине руководителя отдела маркетинга и рекламы - <...> В настоящее время нарушение устранено.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "самый", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Шо\x{0301}ппинг (англ. shopping) - форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов, обычно в торговых центрах и комплексах, и покупки товаров - одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов, подарков, косметики и др.
В рассматриваемой рекламе отсутствует критерий, по которому рекламируемый шоппинг в ТРЦ "Пионер" является самым выгодным. Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги).
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, представив документальные тому доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "Малл инвест" (ИНН 2224134043; ОГРН 1092224003497).
На основании изложенного, Комиссией установлен факт нарушения ООО "Малл инвест" п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе", что выражается в ненадлежащем размещении рекламы в социальных сетях: "Одноклассники", "Вконтакте", "Инстаграм"
Руководствуясь п.1 ч.2 ст.33, ч.1 ст.36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пп.37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу ТРЦ "Пионер", распространенную в социальных сетях: "Вконтакте", "Одноклассники", "Инстаграм", ненадлежащей.
Признать рекламодателя - ООО "Малл инвест" нарушившим требования п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с нецелесообразностью.
Передать материалы дела в отношении ООО "Малл инвест" уполномоченному должностному лицу Алтайского краевого УФАС России, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 8 августа 2019 г. N 022/05/5-491/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 08.08.2019