Я, заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России - начальник отдела взаимодействия с государственными органами, аналитической работы и рекламы <...>, рассмотрев административный материал, поступивший от Белорецкой межрайонной прокуратуры (исх.N71-2019 от 20.05.2019) (вх.N7889 от 24.05.2019), возбужденный в отношении должностного лица - директора ООО "Ломбард "Агат+" <...> (<...>) (права и обязанности разъяснены),
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 23.07.2015 N649/15) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступил административный материал:
- в отношении должностного лица - директора ООО "Ломбард "Агат+" <...>.:
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.05.2019 года; справка от 15.05.2019; объяснения <...> от 15.05.2019; учредительные документы ООО "Ломбард "Агат+";
от Белорецкой межрайонной прокуратуры (исх.N71-2019 от 20.05.2019) (вх.N7889 от 24.05.2019), на предмет исполнения законодательства о рекламе ООО "Ломбард "Агат+".
07.06.2019 года представители лиц участвующих в рассмотрении дела не явились. Почтовые уведомления, о надлежащем извещении, в Управление не вернулись.
Комиссией Башкортостанского УФАС России было принято решение: продлить срок рассмотрения дела N ТО002/05/28-1251/2019; отложить рассмотрение дела на другую дату.
28.06.2019 года на рассмотрении дела присутствовали:
- представитель Белорецкой межрайонной прокуратуры - <...> (служебное удостоверение);
- директор ООО "Ломбард "Агат+" <...> (приказ N1 от 12.03.2008),
<...> приобщены следующие материалы (вх. N9884 от 28.06.2019): пояснения от <...>.; пояснения от <...>; скриншот сайта https://vk.com/lombard agat.
28.06.2019 года Комиссией Башкортостанского УФАС России по делу ТО002/05/28-1251/2019 было принято решение: признать ООО "Ломбард "Агат+" рекламораспространителем данной рекламы; признать указанную рекламу ненадлежащей, нарушающей часть 1 и часть 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе"; предписание о прекращении нарушения законодательства РФ "О рекламе" ООО "Ломбард "Агат+" не выдавать"; не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении так как административный материал был получен Белорецкой межрайонной прокуратурой.
Анализ материалов дела показал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о рекламе ООО "Ломбард "Агат+".
Установлено, что ООО "Ломбард Агат+" осуществляет деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества на территории городского поселения г.Белорецк.
Организацией опубликована информация о своей деятельности в сети Интернет по электронному адресу: https://vk.com/lombard agat.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Распространенная информация подпадает под понятие "реклама", поскольку обладает всеми ее признаками - распространена в сети интернет, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечения внимания потребителей к финансовым услугам - займам, предоставляемым ООО "Ломбард Агат+", следовательно, являются рекламой данных услуг.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите". При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены ст. 5 данного закона.
Как следует из содержания письма Федеральной антимонопольной службы от 31.07.2014 N АД/30890/14 "О рекламе финансовых услуг" к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.
Вопреки вышеприведенным нормам федерального законодательства ООО "Ломбард Агат+" на странице в сети Интернет по электронному адресу: https://vk.com/lombard agat не опубликовано полное наименование юридического лица. Также, по данному электронному адресу имеется информация о процентной ставке займа, в то время как все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее не приведены.
На заседание Комиссии были представлены письменные пояснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в частности пояснения директора ООО "Ломбард Агат+" (вх. N9884 от 28.06.2019):
"Я, <...>, являюсь директором ООО "Ломбард "Агат+", мной зам.директора ООО "Ломбард "Агат+" <...> работающему по трудовому договору было поручено размещение и распространение рекламы об услугах оказываемых ООО "ломбард "Агат+" в соц. Сети "В Контакте" по электронному адресу: https://vk.com/lombard agat". Иные договоры на размещение и распространение данной рекламы не заключались".
В материалах дела имеется пояснения <...> (вх. N9884 от 28.06.2019) из которых следует, что правонарушение произошло в связи с незнанием законодательства.
ООО "Ломбард "Агат+" признано рекламораспространителем данной рекламы, так как интернет сайт по адресу - https://vk.com/lombard agat, является официальной группой ООО "Ломбард "Агат+".
Комиссией принято решение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "Ломбард "Агат+" не выдавать, так как на дату вынесения решения были представлены доказательства (скриншот сайта) (вх. N9884 от 28.06.2019) размещения данной рекламы в исправленном виде.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 28.06.2019 г.
В связи с тем, что нарушение законодательства РФ о рекламе влечет административную ответственность, Белорецкой межрайонной прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.05.2019 года в отношении должностного лица - директора ООО "Ломбард "Агат+" <...> (исх.N71-2019 от 20.05.2019) (вх.N7889 от 24.05.2019).
Управлением была назначена дата рассмотрения дела об административном правонарушении N ТО002/04/14.3-1246/2019 - 07.06.2019 года в 15 часов 00 минут по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Пушкина, 95, каб. 524.
07.06.2019 года лица участвующие в рассмотрении дела не явились. Почтовые уведомления, о надлежащем извещении, в Управление не вернулись.
Срок рассмотрения дела продлен. Рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.
28.06.2019 года на рассмотрении дела присутствовали:
- представитель Белорецкой межрайонной прокуратуры - <...> (служебное удостоверение);
- директор ООО "Ломбард "Агат+"<...>(приказ N1 от 12.03.2008).
Событие административного правонарушения вменяемое должностному лицу - директору ООО "Ломбард "Агат+" <...>.: выражается в распространении ненадлежащей рекламы, поскольку в ней нарушены требования части 1 и части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Объект правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ - отношения в области получения потребителем достоверной рекламы, соответствующей требованиям законодательства РФ о рекламе.
Субъект правонарушения - должностное лицо - директор ООО "Ломбард "Агат+" <...> (<...>).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства РФ о рекламе.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла. У должностного лица - директора ООО "Ломбард "Агат+" <...> имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, состав административного правонарушения имеется.
Место совершения административного правонарушения - Республика Башкортостан.
Время совершения административного правонарушения - 15.05.2019 г.
Согласно ч.1 ст.14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста до пятисот тысяч руб.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч.2 ст.4.1 при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (номер-ЮЭ9965-19-6174545) ООО "Ломбард "Агат+" относится к категории субъекта малого и среднего предпринимательства - микропредприятие.
В материалах дела отсутствует информация о привлечении должностного лица - директора ООО "Ломбард "Агат+"<...> по статье 14.3 КоАП РФ ранее, что также было отраженно в письменных пояснениях. Данная реклама распространялась только на территории Республики Башкортостан (вх.N9897 от 28.06.2019 года).
Данное правонарушение не повлекло за собой причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба.
Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, 4.1.1, 4.2, ч.1 ст.14.3, 23.48, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо - директора ООО "Ломбард "Агат+" <...> (<...>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КоАП РФ, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд или вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель руководителя |
<...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 июня 2019 г. N ТО002/04/14.3-1246/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.06.2019