Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В Саратовское УФАС России поступило заявление Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (по ВКС) Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 8 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по ВКС ЖЭ (К)О N 8, Заявитель, Учреждение) из которого следует, что ООО "Теплоресурс" (далее - Общество) повысило стоимость тепловой энегии в паре на 2019 год на 40,88%, в то время как согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, максимальный рост тарифов на 2019 год составит 4,1%.
До 1 января 2019 года цена на услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, поставляемой ООО "Теплоресурс" подлежала государственному регулированию.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 08.12.2017 N 65/26 "Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по имущественному комплексу, расположенному на территории муниципального образования город Энгельс и котельную N 20/412, расположенную на территории Энгельсского муниципального района" установлен с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года тариф на тепловую энергию для потребителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по имущественному комплексу, включающему котельную N 20/412, расположенную на территории муниципального образования город Энгельс, согласно приложению к настоящему постановлению.
Указанный тариф установлен с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1345 рублей за Гкал; с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 1398,80 рублей за Гкал.
Котельная (инвентарный номер 339), через которую осуществляется поставка тепловой энергии в паре, ранее находилось в собственности Минобороны России. Впоследствии Минобороны России передало данную котельную в Администрацию Энгельсского муниципального района, администрация передало указанное имущество в ООО "Теплоресурс".
Учреждение с целью исполнения государственного задания по обеспечению энергоресурсами для обеспечения тепловой энергией в паре объекта военного городка N 1 Саратовская область, г. Энгельс-1, "Столовая" инв. N 176 в адрес теплоснабжающей организации ООО "Теплоресурс" была направлена заявка от 24.09.2018 исх. N 1633 на заключение государственного контракта на снабжение тепловой энергией в паре на расчетный период январь 2019 года по июнь 2019 года.
На основании заявки от 24.09.2018 N 1633 ООО "Теплоресурс" направил в адрес Учреждения оферту Государственного контракта N 478/1 на снабжение тепловой энергией в паре, а также калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре.
По условиям Государственного контракта N 478 на снабжение тепловой энергией в паре, стоимость 1 Гкал тепловой энергии составила 1 970,54 рублей за Гкал без учета НДС.
На основании анализа состояния конкуренции на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, установлено, что услуга теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими услугами, таким образом, взаимозаменяемые услуги на рассматриваемом рынке отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Следовательно, ООО "Теплоресурс" занимает доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара.
В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе:
1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Согласно пункту 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, с 1 января 2019 г. указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
ООО "Теплоресурс" владеет источником тепловой энергии и поставляет через присоединенные к теплопотребляющим установкам, технологически соединенные с таким источником тепловой энергии, тепловую энергию в виде пара.
Следовательно, ООО "Теплоресурс" вправе устанавливать цены за поставленные ресурсы и оказанные услуги в сфере теплоснабжения на основании достигнутого сторонами соглашения.
Из Заявления Учреждения следует, что рост стоимости тепловой энергии в паре, поставляемой ООО "Теплоресурс" на 2019 год составил 40,88%. Объем поставки тепловой энергии в паре от ООО "Теплоресурс" за расчетный период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 1226,65 Гкал.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Представленные материалы и сведения указывают на наличие основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства по п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение данного дела относится к компетенции Саратовского УФАС России. Имеющихся материалов достаточно для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного издан приказ Саратовского УФАС России от 06.03.2019 N о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Теплоресурс" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги теплоснабжения тепловой энергией в виде пара. руководствуясь ч. 13 ст. 44 Закона о защите конкуренции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Назначить дело N 064/01/10-378/2019 к рассмотрению на 06.05.2019 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Вольская, 81, 3 этаж.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10-378/2019 в качестве Заявителя - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (по ВКС) Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел N 8 (ИНН/КПП 7729314745/770101001, ОГРН 1027700430889, 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б);
Заявителю - представить в срок до 03.05.2019 в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую, по Вашему мнению, для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10-378/2019 в качестве Ответчика Ответчика - ООО "Теплоресурс" (ИНН 6453138015, ОГРН 1146453005555, зарегистрированное по адресу: 413115, Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Нестерова, д. 136, оф. 22).
Ответчику - обеспечить явку представителя с доверенностью на участие в рассмотрении дела, представить в срок до 03.05.2019 в Саратовское УФАС России:
Письменные пояснения относительно нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции;
Калькуляцию стоимости 1 Гкал тепловой энергии в паре;
Любую информацию, необходимую, по мнению ООО "Теплоресурс", для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Привлечь к участию в рассмотрении дела N 064/01/10-378/2019 лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Администрацию Энгельсского муниципального района.
Лицу, располагающему сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - обеспечить явку представителя с доверенностью на участие в рассмотрении дела, представить в срок до 03.05.2019 в Саратовское УФАС России любую информацию, необходимую, по мнению Администрации Энгельсского муниципального района, для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Явка представителей лиц, участвующих в деле, с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 марта 2019 г. N 064/01/10-378/2019
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.03.2019